Наталья Горина
Консультация «Использование плоскостного конструктора в работе с детьми с общим недоразвитием речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование конструктивной деятельности – это важный этап в психическом развитии ребенка. Сформированность конструктивной деятельности определяет уровень развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления у ребенка. Как известно, теоретическому мыслительному анализу и синтезу предшествует практический анализ и синтез вещей в действии, то ест, формируясь сначала в практике, анализ и синтез затем становятся операциями теоретического мыслительного процесса. Именно поэтому столь серьезное значение имеет конструктивное в детском саду.
Публикация «Консультация „Использование плоскостного конструктора в работе с детьми с общим недоразвитием речи“» размещена в разделах
- Конструкторы, занятия с конструкторами
- Консультации для родителей
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Нарушение развития оптико-пространственного видения, задержка в информировании пространственных представлений, несформированность зрительного восприятия, неразвитость мелкой моторики, недостаточное развитие мыслительной деятельности считается характерным для детей-логопатов с общим недоразвитием речи. Поэтому конструирование в детском саду можно считать коррекционным видом деятельности для детей с общим недоразвитием речи.
В связи с этим было решено начать работу по теме «Использование плоскостного конструктора в работе с детьми с общим недоразвитием речи».
• Работа по данной теме актуальна, так как недостаточен уровень развития наглядно-образного мышления детей;
• Наблюдается неумение анализировать графические изображения: вычленять составляющие их элементы,соотносить их друг с другом;
• Работа по данной теме велась в соответствии с основной общеобразовательной программой детского сада №6, разработанной на основе методического пособия «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Врексы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, опираясь на программно-методическое обеспечение
• О. А. Скотникова «Конструирование в детском саду для детей старшего дошкольного возраста»
• Л. В. Куцакова «Конструирование и ручной труд в детском саду»
• Н. Ф. Тарловская, Л. А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду»
• Э. В. Лиштван «Игры и занятия со строительным материалом в детском саду»
Анализ уровня конструктивной деятельности детей подготовительной группы компенсирующей направленности (на начало работы, сентябрь 2013г.) показал: Высокий-12%, средний-38% и низкий-55%.
Анализ компетентности родителей на сентябрь 2013г. выявил следующие показатели: высокий-20%, средний-48%, низкий-32%.
В соответствии с анализом была поставлена цель: обучить детей использованию плоскостного конструктора.
Для этого необходимо было решить следующие задачи:
• Обучающие:
1. учить детей делить сложную форму на составные части;
2. учить детей соотносить размеры объектов, их местоположение, мысленно менять их взаимное расположение
• Развивающие:
1. развивать зрительно моторную координацию;
2. развивать психические процессы (восприятие, воображение, представление, мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация);
3. развивать мелкую моторику пальцев рук.
Для решения задач были выбраны следующие направления работы : создания условий – обогащения предметно развивающей среды, работа с детьми, совместная работа с родителями.
Группа оснащена разными видами конструкторов с планами для каждого, в том числе и плоскостной конструктор со схемами.
Работа с детьми велась в непосредственно образовательной деятельности:
На первом этапе ребенок при работе с треугольным плоскостным конструктором учится проводить зрительный анализ положения одного треугольника, ориентируясь на его три стороны, одна из которых длинная, а две другие - короткие и одинаковые по длине. Поэтому для начала ребенок пробует расположить на столе свой треугольник, в соответствии с образцом. Разных положений у такого треугольника может быть до 8.
На втором этапе ребенок получает еще один треугольник, составляет из них новые геометрические фигуры, такие, как квадрат, треугольник и четырехугольник. Причем детей необходимо всегда спрашивать, а как они получили ту или иную фигуру? Какими сторонами нужно соединить треугольники, чтобы получился квадрат, треугольник или четырехугольник? То есть необходима вербализация практических действий.
На третьем этапе ребенок получает еще два треугольника. В этом случае педагог может давать подсказки, например6 «Постройте из четырех треугольников прямоугольник. Но не забывайте, что любой прямоугольник можно сложить из двух квадратов, а как делать квадраты из треугольников вы уже знаете» или «Вы знаете, что квадрат можно сложить из двух треугольников, а, построив два больших треугольника из маленьких, вы можете сложить их в квадрат».
Такие же подсказки делают сами дети,которые самостоятельно выполнили задание, на крайний случай, результат можно всегда показать на магнитной доске, используя четыре больших треугольника.
Затем закреплять умения в совместной со взрослыми деятельности,далее самостоятельно.
Для родителей были проведены беседы, консультации, анкетирования.
Таким образом, благодаря проведенной работе уровень умений по конструированию повысился на март 2014г. : высокий-48%, средний-46%, низкий-6%. Уровень компетентности родителей стал выше: высокий-65%, средний-25%, низкий-10%.
Таким образом, с помощью плоскостного конструирования удалось повысить уровень зрительно-моторной координации, сформировать умение делить сложную форму на составные части,соотносить размеры объектов,развить мелкую моторику рук.
В перспективе мы планируем совершенствовать умения детей по работе с разными видами конструкторов.