Светлана Духанина
Значение формирования фонематического восприятия в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Значение формирования фонематического восприятия в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими ОНР
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой, фонетически чёткой речи – одна из важнейших задач в общей системе обучения ребёнка родному языку в дошкольных образовательных учреждениях, в семье. Хорошо подготовить ребёнка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию всех сторон речи.
Темочки:
В связи с тем, что контингент воспитанников дошкольных образовательных учреждений включает в себя значительную часть детей с ОНР, то проблемы формирования всех сторон в их взаимосвязи у этих детей становится актуальной.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблемам воспитания и обучения детей с ОНР, а также по проблемам формирования и развития их речи (Р. Е. Левина, Г. А. Каше, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, В. К. Орфинская, Е. М. Мастюкова и др., показывает, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом.
По мнению большинства исследователей (Р. И. Лалаева, Л. С. Волкова, Л. Ф. Спирова, Д. Б. Эльконин) под фонематическими процессами понимают фонематический слух и фонематическое восприятие, а также фонематический анализ и синтез. Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие – специальные умственные действия при дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.
Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мысленного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетаний звуков, слогов и слов. В свою очередь, без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с ОНР не овладевают грамотным чтением и письмом.