Наталья Силаева
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (5-7 лет) разработана на основе основной образовательной программой МБДОУ «ДС «Ромашка» в соответствии с ФГОС дошкольного, и на основе парциальной программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада с общим недоразвитием речи (3-7 лет) (под ред. Н. В. Нищевой 2014 г.)
Публикация «Рабочая программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Рабочая программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», Приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования», основной образовательной программой ДОО, Уставом МБДОУ.
Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте 5-7 лет с учё том их возрастных и индивидуальных осо-бенностей по основным направлениям: физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.
Рабочая программа направлена на :
-создание условий для выравнивания речевого психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного раз-вития;
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, раз-вития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации де-тей.
1.2 Цели Рабочей программы :
-Построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недо-развитием речи) в возрасте 5-7 лет, предусматривающей полную интеграцию действий всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей дошкольников.
-Выравнивание речевого и психофизического развития детей
1.3 Задачи Рабочей программы
-овладение детьми самостоятельной, связной грамматически правильной речью и коммуникативными навыками;
-овладение фонетической системой русского языка;
-овладение элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования
1.4 Принципы Рабочей программы :
Основной принцип программы - принцип природосообразности, Программа учитывает общность развития нормально развивающихся де-тей и детей с ОНР и основывается на онтогенетическом принципе, учитывая закономерности развития детской речи в норме. Кроме того, Программа имеет в своей основе следующие принципы:
• принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка;
• принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса;
• принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка;
• принципы интеграции усилий специалистов;
• принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и возрастным особенностям детей;
• принцип систематичности и взаимосвязи учебного материала;
• принцип постепенности подачи учебного материала;
• принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп во всех пяти образовательных областях
1.5 Характеристика речевых особенностей детей логопедических групп.
Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой стороны при нормаль-ном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б. ,Чиркина Г. В.)
Речевая недостаточность при ОНР у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.)
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР (Филичева Т. Б.). Мы рассмотрим только два, так как дети поступившие в старшую логопедическую группу имеют диагноз 2-3 уров-ня(14 человек) и в подготовительной к школе логопедической группе (17 человек).
Во втором уровне речевого развития – речевая активность ребенка возрастает. Активный словарный запас расширяется за счет обиход-ной предметной и глагольной лексики. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, отсутствует согласование прилагательных с существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков цветов, но и с уменьшительными суффиксами, глаголы движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от существительных. Ребенок может повторять трех-четырехсложные слова, но отмечаются аграмматизмы. Ребенок может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании прилагательных и числительных с существительными. Характерно недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фоне-тико-фонематического недоразвития. Отмечаются попытки употребления даже предложений сложной конструкции. Лексика ребенка вклю-чает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление лексических значений слов. Появляются первые навыки словооб-разования, образуется замена или смешение звуков. Более устойчивым становится произношение слова вслед за взрослым, но искажает их в речевом патоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное понимание значений слов, выраженных приставка-ми и суффиксами.
Дети с ОНР имеют (по сравнению с возрастной нормой) особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психиче-ской активности.