Ураскулова Фатима Викторовна
Проект QR кодов
▼ Скачать + Заказать документы
Проект – звучит как-то официально и научно, те так ли? Но на самом деле, под этим словом скрывается название одного из методов реализации задач по развитию и обучению дошкольников. Проект - основа инноваций в системе дошкольного образования. Проектная деятельность — это тот вид педагогической работы, который активно входит в практику работы дошкольных образовательных учреждений в связи с реализацией ФГОС ДО. Проектная деятельность заключается в совместной работе воспитателя, родителей и детей над изучением какого-то вопроса. Использование QR-кода, современная технология в работе с родителями. В дошкольном образовании проект — это метод педагогически организованного освоения ребёнком окружающей среды в процессе поэтапной и заранее спланированной практической деятельности по достижению намеченных целей.
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития социальной активности и поддержки детской инициативы.
В процессе проектной деятельности ребенок учится решать интеллектуальные и личностные задачи, управляя своим поведением и планируя свои действия, овладевает средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и со сверстниками. Чтобы вовлечь современного родителя, который находится в постоянном поиске новой информации, но обладающий огромным дефицитом времени. Чтобы познакомить с информацией о проекте, в своей работе использую ИКТ технологии. Одним из современных активных средств общения являются QR-коды. QR- (Qvick Response переводится как быстрый ответ) коды предоставляют собой миниатюрные носители данных. Эти данные кодируются с помощью специальных сервисов. Изначально QR-коды использовали исключительно в промышленных целях. На данный момент очень успешно используется в дошкольном образовании. QR- символизирует мгновенный доступ к информации, хранимый в коде. Основная цель проекта — это обеспечение образовательного процесса участникам образовательных отношений. В ходе реализации проекта мы решаем несколько задач: создание условия для взаимодействия ДО с родителями, повышение педагогической компетентности родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс.
КАК КОДИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ? Процесс создания QR-кодов не составляет никакого труда. Нужно лишь определиться с тем, какую информацию нужно закодировать (ссылка на сайт, изображение, текст, визитная карточка, sms-сообщение, тест, игра и др., выбрать размер кода и запустить генератор (https://ru.qr-code-generator.com). Зашифрованная информация может быть расшифрована с помощью смартфона или планшета с установленным приложением. Для создания QR-кода необходимо провести следующие действия: 1. Скачать генератор QR – кодов; В любой поисковой системе (гугл, яндекс) вы набираете название сайта qrcoder.ru или просто «генератор qr кода» 2. Из предложенных вариантов, выбрать тот тип информации, который необходимо закодировать; 3. Ввести информацию, которую хотим закодировать (доп. параметры (коррекция ошибок, цвет текста); 4. Кнопка «Создать», код готов. Итак, информация закодирована. А как ее декодировать? Все очень просто. Прочесть код возможно при помощи камеры мобильного телефона. Достаточно навести ее на код и на экране появится его содержимое. Нужно лишь установить на мобильный телефон небольшую свободно распространяемую программу для чтения QR-кодов.
Метод проектов как один из методов интегрированного обучения дошкольников предполагает интеграцию различных образовательных областей и основывается на потребностях и интересах детей: физическое, социально-коммуникативное, познавательное, художественно – эстетическое и речевое развитие. Проект это - «пять П». Проблема, Проектирование (планирование, Поиск информации, Продукт, Презентация – итог попадает в портфолио проекта - это папка в которой собраны все рабочие материалы. Основные этапы проектирования: Поисковый. Определение темы проекта. В самом начале проекта должны прозвучать какая-либо проблема, вопрос, просьба, побуждающая детей искать выход из создавшегося положения и решения задачи. Проблемная ситуация должна быть с опорой на детский личный опыт. При этом любая ситуация может приобрести проблемный характер. Педагог вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует проблему цели и задачи проекта. Важно при формулировке темы и определения сроков учитывать возрастные особенности детей. При определении темы и цели важно ориентироваться на итог: что мы хотим получить, каковы будут результат и форма его презентации.
Плановый. Разработка плана деятельности по достижению цели: К кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу); В каких источниках можно найти информацию с использованием QR-кода; Какие предметы использовать (принадлежность, оборудование); С какими предметами научиться работать для достижения цели. Включение в план проекта занятий, игр и других видов детской деятельности. Педагоги, дети и родители подготавливают все необходимое для проекта. Практический. - Выполнение проекта. Работа с дошкольниками, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды (оформление группы и центров развития). Важно соблюдение принципа последовательности и регулярности в работе над проектом. В ходе работы над проектом необходимо создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход. На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям и родителям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Воспитатель по необходимости оказывает всем участникам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. На данном этапе содержание деятельности взрослого определяется фразой: «практическая помощь по необходимости», так как у детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
Завершающий или контрольный. Подведение итогов. Проводится презентация продуктов проекта (познакомить родителей с использованием QR-кода, поощрение детей и рефлексия, то есть размышления над новым знанием, приобретённым опытом.
На данном этапе осуществляется не только оценка результатов проектной деятельности, но и определяются задачи для создания новых проектов. При этом демонстрируется вклад каждого ребенка, родителя и педагога, возвращаясь к цели (получилось ли, что хотели). Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка чувство гордости за полученный результат. Метод проектов предполагает самостоятельную активность воспитанников детского сада, однако ребёнок не может самостоятельно сформулировать проблему и определить замысел, он не может быть автором и организатором проектной деятельности, нуждаясь в помощи взрослых, которые способны понять его интересы и воплотить в предстоящей деятельности.
Ряд эффективных методик и педагогических приемов, способствующих возникновению интереса у детей. Изменить: себя; что-то в привычном окружении; привычный порядок действий. Делать что-то в присутствии детей: не привлекая их (дети слишком привыкли к тому, что взрослый постоянно выступает инициатором, а вот человек, увлеченно занятый делом (и взрослый особенно, привлекает детское внимание без дополнительных усилий); - «игнорируя» детей или попросив «не мешать» (воспитатель с младшим воспитателем сели играть в увлекательную игру) Типы проектов: По количеству участников в проекте: индивидуальные, групповые, коллективные.
По продолжительности выполнения проекта: краткосрочные (один или несколько дней, неделя, месяц); средней продолжительности (до 3 мес.); долгосрочные (полугодие, учебный год) Главное - вначале должно произойти что-то необычное и интересное, что побудило бы детей к дальнейшей совместной проектной деятельности. Ведь не секрет, что дети лучше запоминают то, что привлекло их внимание, заинтересовало и стало для них значимым!
Мозг запоминает 10% того что мы читаем, 20% того что слышим 30% того, что видим, 50% того, что видим и слышим, 70% того, что говорим, 90% того, что говорим и делаем. Способ разработки проектов - модель «Трёх вопросов»
Что мы знаем? Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Что мы хотим узнать? Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: Как нам найти ответы на вопрос? Способы сбора информации: чтение книг, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий, воссоздание предмета или события. Воспитатель оформляет поступившие предложения в учебный план. Что узнали? Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети. Педагог должен ответить на следующие вопросы: Какая часть проекта оказалась наиболее удачной? Что нужно изменить в следующий раз? Чему научились дети? Что не удалось? Почему? Портфолио проекта. Для создания портфолио любой проектной деятельности, нужно придерживаться структуры оформления, которая включает: информационную карту (основные сведения о проекте, его характеристика); содержание (план реализации проекта, этапы с описанием мероприятий по реализации проекта); приложение (конспекты, анкеты, сценарии, фотографии, результаты продуктивной деятельности - рисунки и прочее). Вывод: Основная цель включения проектного метода в практику работы ДОУ - создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса. Таким образом, в ходе реализации проекта происходит формирование определенной позиции по конкретному вопросу у каждого ребенка, дети получают возможность раскрыть свою творческую жилку, показать всем свою индивидуальность. Все это крайне благоприятно сказывается на развитии личности ребенка, способствует формированию нормальной самооценки. Проще говоря, проекты идеально подготавливают дошкольников к их дальнейшему обучению в школе.
Литература: Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М., 2008. Морозова Л. Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. М., 2010. Интернет- ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/02/proektnaya-deyatelnost-v-doshkolnom-obrazovatelnom-uchrezhdenii.
Сайт Генератор QR-кодов/https://ru.qr-code-generator.com