Шестакова
Использование цифровых образовательных систем в деятельности педагога-психолога
▼ Скачать + Заказать документы
«Использование цифровых образовательных систем в деятельности педагога-психолога»
Сегодня российское образование ориентировано на использование современных методов, приемов и технологий обучения. Использование информационно-коммуникативных технологий является необходимым условием реализации ФГОС. Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) составляют основу современных образовательных технологий.
Публикация «Использование цифровых образовательных систем в деятельности педагога-психолога» размещена в разделах
Под цифровым образовательным ресурсом (ЦОР) понимается информационный источник, содержащий графическую, текстовую, цифровую, речевую, музыкальную, видео, фото и другую информацию, направленный на реализацию целей и задач современного образования.
Использование ЦОР открывает широкие возможности в практической деятельности педагога-психолога коррекционной школы, дополняет традиционные формы работы, расширяет возможности взаимодействия с другими участниками воспитательно-образовательного процесса (педагогами, родителями, детьми).
Цифровые образовательные ресурсы мы используем во всех направлениях своей профессиональной деятельности :
• Диагностическая работа;
• Развивающая и коррекционная работа;
• Консультативная и просветительская работа;
• Организационно-методическая работа;
• Работа по самообразованию и самосовершенствованию.
Диагностическая работа
Проведение диагностических исследований, анализ и обработка результатов, занимают большую часть в нашей работе, так как зачастую необходимо провести обследование не одного конкретного ребенка, а целой группы детей. В этой ситуации на выручку приходят ЦОР. Использование компьютерных программ облегчает проведение диагностики и высвобождает огромное количество времени, затрачиваемого на обработку данных, которое можно распределить на другие сферы деятельности, например, наблюдение за детьми в реальной или смоделированной (игровой) деятельности. В своей практике мы используем следующие программы и комплексы:
Комплекс психодиагностических и развивающих программ «Effecton Studio» предназначен для:
• быстрого получения диагностических результатов,
• создания банка психологических данных.
• хранения результатов.
Методика «Ориентир». Методика автоматизированной экспресс-профориентации предназначена для диагностики профессиональных склонностей и представлений о профессиональных способностях обучающихся.
Профориентация – приоритетная государственная задача, закрепленная в национальном проекте «Образование». В настоящий момент обучающиеся нашей школы включены в проект «Билет в будущее», реализующий программы профминимума и профориентации. На платформе проекта большое число разнообразных профориентационных форматов: от профориентационных тестов, кружков, программ предпрофессионального обучения, до экскурсий на предприятиях. В этом учебном году мы проводим диагностику обучающихся на платформе «Билет в будущее». Каждый участник проекта имеет свой личный кабинет, где хранятся результаты диагностик, а также в нем появляются задания и мероприятия, в которых можно принять участие. Работа в проекте ведется совместно с педагогами профессионального обучения, психологами и классными руководителями.
При проведении групповой диагностики используя ЦОР, педагог может распечатывать необходимый стимульный материал, бланки тестов, заключений. Компьютерная обработка результатов тестирования позволяет создавать базы данных по итогам диагностики, проводить сравнительный анализ данных, формировать различные статистические отчеты и т. д.
В коррекционно-развивающей работе также применяется ЦОР.
Занятие с мультимедийной и компьютерной поддержкой.
На таких занятиях используется один компьютер в качестве “электронной доски” (с выводом на телевизор).
Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и ассоциативном виде в память детей.
Следующий вид занятий проводится с использованием игровых обучающих программ, типа «Тимокко», «Мерсибо»
Комплекс «Тимокко» - интерактивные игры, повышающие мотивацию детей к физической и познавательной деятельности в веселой и интересной форме. Дети развивают двигательные и когнитивные навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство.
Играя в игры, включенные в комплексы, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.
С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.
Также в своей работе мы используем готовые цифровые образовательные ресурсы : игры, презентации на различных сайтах
Использование таких программ позволяет не только обогащать знания, использовать компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора, способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению; использование творческих и режиссерских игр создает дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности; индивидуальная работа с компьютером увеличивает число ситуаций, решить которые ребенок может самостоятельно.
Важно на таких занятиях соблюдать требования СанПиН при работе за компьютером, и условия для сбережения здоровья ребенка.
В консультативной и просветительской работе использование ЦОР имеет следующие преимущества:
1. Доступ к разнообразным источникам информации благодаря Интернету позволяет находить на сайтах необходимые информационные материалы.
2. Быстрота в самостоятельном изготовлении памяток, буклетов, содержащих материалы по проблемам развития, воспитания детей, создании презентаций при подготовке к совместным мероприятиям с педагогами, родителями.
3. Возможность опосредованного консультирования и просвещения родителей, педагогов используя Интернет.
На сайте и официальных страницах социальных сетей школы родители могут задать вопрос по проблемам развития, обучения и воспитания детей. Также на сайте есть страничка педагога-психолога для родителей : консультации, памятки.
Организационно-методическая работа.
Очень важной и частой проблемой для педагогов – психологов является фиксация результатов психологической работы в журнале учета видов деятельности. Коллеги из других регионов уже используют данные технологии и могут заносить данные о проделанной работе в электронный журнал, который автоматически распределять виды работ по разным направлениям. Кроме того, информация подлежит автоматическому подсчету и ее можно быстро распечатать, если это необходимо. У нас в планах освоить данный процесс.
Работа по самообразованию и самосовершенствованию.
Нельзя переоценить ресурсы, предоставляемые ЦОР для профессионального саморазвития: возможность находить в Интернете электронные кнги и пособия, статьи по необходимой тематике, знакомиться с новостями психологических исследований, обмениваться с коллегами информацией с помощью электронной почты, участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций, обучаться на дистанционных курсах повышения квалификации, участвовать в конкурсах профессионально мастерства.
Полезные ресурсы:
«Солнечный свет»
«Первое сентября»
«Урок. РФ»
«Инфоурок»
Итак, полноценное осуществление педагогом-психологом профессиональной деятельности сегодня невозможно без использования ЦОР. От этого зависит мобильность, своевременность и эффективность работы психолога в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства. Цифровые образовательные системы имеют огромный потенциал для поддержки обучения и развития детей с особыми образовательными потребностями. Использование таких систем в работе педагога-психолога в коррекционной школе может способствовать более эффективному индивидуализированному подходу к каждому учащемуся и созданию благоприятной образовательной среды для их развития.