Анна Геннадьевна Шурховецкая
Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога
«Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога»
«Воде была дана волшебная сила стать соком жизни на земле».
Леонардо да Винчи.
Детям младшего возраста очень непросто начинать посещать детский сад.
Публикация «Использование элементов акватерапии как здоровьесберегающей технологии в адаптационный период в работе педагога-психолога» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
Каждый из них проходит период адаптации к детскому саду. Моя работа как педагога-психолога помочь детям пройти этот период безболезненно.
Ребёнку необходимо время, чтобы адаптироваться к этой новой жизни в детскому саду. Для ребёнка раннего возраста характерны эмоциональная неустойчивость, импульсивность, яркость проявления эмоций. Основную направленность моей психологической работы с малышами – определяет эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в их регуляции.
Одним из универсальных средств обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения, развитие положительных эмоций можно решить при помощи игр и манипуляций с водой.
Первоначальная идея работы с водой возникла у меня именно при подборе эффективных методов в адаптационный период, идея использовать теплую воду для игр и релаксации детей возникла именно при отборе «быстродействующих» и успокаивающих методов для малышей в адаптационом периоде.
.Посредством водных игр легче устанавливаются контакты между детьми, снимаются мышечные зажимы, улучшается кровообращение в конечностях, активнее протекают психические процессы.
Ребёнок ощущает приятное массирующее воздействие тёплой воды, испытывает чувство психологического комфорта, расслабляет физически и психически. Важно, что такие игры увлекают ребенка, вызывают интерес, развивают мелкую моторику руки, аккуратность, усидчивость и умение концентрировать внимание, прекрасно укрепляют нервную систему, снимает напряжение, оказывают прекрасное тонизирующее и оздоравливающее действие, происходит постепенное закаливание ребёнка.
Температура воды и длительность воздействия подбиралась опытным путем с учётом особенностей детей.
Я заметила, что детям с элементами гиперактивности комфортнее игры с погружением рук до локтевого сустава при температуре в диапазоне 27-30 градусов С и не более 5 – 7 минут, так как излишне теплая или прохладная вода является для них дополнительным стимулирующим средством и затрудняла познавательный и релаксационный эффект. Детям в период адаптации и нервного напряжения комфортны игры с более теплой водой (от 37 до 37, 5 градусов) при 5 - 7 минутах с погружением только ладошек, так как при этом достигается оптимальное расслабление мелких мышц.
На протяжении занятия температура самостоятельно снижалась (остывала) на 1-2 градуса. Также руки детей периодически погружались в теплую водную среду и вынимались в прохладную воздушную, что является тренировочным эффектом для сосудов и капилляров кистей рук. Поэтому после серии таких встреч у некоторых детей наблюдалась устойчивость к простудным заболеваниям.
На первых занятия я использую простейшие игровые упражнения на знакомство с водой.
Вашему вниманию я предлагаю видеофрагмент образовательной деятельности с использованием игровых упражнений на знакомство с водой
Развивая мелкую моторику рук у детей, я использую разнообразные игры и упражнения с предметами. Особенно моим детям нравятся такие игры как:
«Рыбалка»,
«Капли»,
«Морские шарики»,
«Аква-художники»,
«Морская сказка»,
«Выжми мочалку»
«Поплывёт или утонет»
«Помощники»
«Взбей пену»
«Водяная мельница»
Вылови ситечком шарики»
«Аква-коврик»
Все эти игры помогают малышам в период адаптации развивать общую и мелкую моторику, координацию движений, создают положительный эмоциональный настрой.
Вашему вниманию я предлагаю видеофрагмент образовательной деятельности с использованием игр в воде с предметами.
Так же в своей работе использую игры на дыхание. Такая игра способствует развитию мелкой моторики и артикуляционного аппарата.
«Морская буря»
«Короблик»
Я хочу акцентировать ваше внимание на использование акваковрика, который помогает мне развивать творческие способности ребенка, фантазию и воображение, мелкую моторику руки, вызывает желание рисовать постоянно! Рисование с помощью коврика не влияет на самооценку ребенка (ведь любой результат вскоре высыхает бесследно, учит малышей принимать и успехи, и неудачи, дает понять, что время истекает. Рисовать по коврику можно смоченным в воде пальцем, губкой изображая кляксы. Когда ребенок научится держать в руке специальную ручку, которая идет в комплекте с ковриком, можно учить его рисовать линиями или даже писать. Всему свое время. Наши малыши очень любят играть со своим ковриком, приобщая к игре и разные другие игрушки.
А такое упражнение как «Волшебное дерево» поднимет настроение ребёнку в течение всего дня. Когда ребёнок проводит настолько яркие, фантастические, волшебные опыты с водой с непредсказуемыми для них открытиями (распускаются цветы) их переполняют эмоции, поднимается настроение. Ребёнок забывает обо всём.
Мною были разработаны картотеки игр с водой, потешки, разработан перспективный план работы.
А так же использовались релаксационные паузы в работе с детьми в специально организованной водной зоне. Для этого была создана развивающая среда в группах и в кабинете педагога-психолога.
Творческие встречи с элементами акватерапии в нашем уголке нашли положительный отклик у педагогов и родителей. После серии встреч и индивидуальной акватерапии педагоги стали шире использовать игры с водой. Воздействие воды деликатное и мягкое, ее свойства - текучесть и бесформенность - дают возможность широкого проявления личности, а также не требуют никакой особой дополнительной организации процесса игры. Необходимо лишь желание и творческое воображение педагога.
Таким образом, игры с водой могут быть мощным ресурсом предметно – развивающей среды в группах раннего возраста. Игры с этими материалами оказывают существенное влияние на сохранение эмоционального благополучия, т. к помогают создать радостное настроение, установит первые контакты с ребенком, снимать напряжение, агрессию, состояние внутреннего дискомфорта у детей. Использование акватерапии является быстродействующим, успокаивающим методом стабилизации эмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста. Только в тесном сотрудничестве педагогов и родителей можно достичь безболезненного адаптационного периода для своего ребенка, наполнив пребывания в детском саду яркими впечатлениями.
Творческих вам успехов!