Анна Хорькова
Исследовательский проект «Снег — родственник воды?» для детей младшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Снег – родственник воды?»
для детей младшего возраста
(3-4 года)
Автор проекта : воспитатель
Хорькова А. В., 1кк
Исполнители проекта :
Воспитатели
Полкова А. С., сзд
Хорькова А. В., 1кк
Публикация «Исследовательский проект „Снег — родственник воды?“ для детей младшего возраста» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Зима. Проекты и тематические недели на тему «Зима»
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Снег и лед. Свойства, наблюдения, эксперименты со снегом
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Обоснование выбора метода проектов. Согласно Стратегии развития воспитания (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года") одним из основных направлений является развитие воспитания в системе образования через:
• обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в сфере воспитания и способствующих эффективной реализации воспитательного компонента федеральных государственных образовательных стандартов;
• расширение вариативности воспитательных систем и технологий, нацеленных на формирование индивидуальной траектории развития личности ребёнка, с учётом его потребностей, интересов и способностей.
Одной из таких форм является проектная деятельность.
Актуальность заключается в том, что познавательно-исследовательская деятельность, согласно ФГОС, способствует развитию таких целых ориентиров как «ребенок проявляет инициативу и самостоятельность во всех видах деятельности», «проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, склонен наблюдать, экспериментировать». Экспериментирование дает реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач. А зимнее время года благоприятствует изучению именно свойств снега и воды.
«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других условиях будет его творческая, исследовательская деятельность» Лев Семенович Выготский.
Проект направлен на решение проблемы по формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о простейших взаимосвязях в природе, умению анализировать и делать простейшие обобщения и выводы
Вид проекта : исследовательский, краткосрочный.
Место проведения:
Сроки проведения: 3 неделя декабря
Участники:
-дети младшего возраста (3-4 года);
-воспитатели;
-родители.
Области работы над проектом :
Интеграция всех образовательных областей.
Разрабатываем проект, используем методику "трех вопросов"
Модель трёх вопросов
Что мы знаем?
Снег холодный и белый. (Роксана)
Вода бесцветная. (Тамина)
А ребята едят снег (Ангелина)
Что мы хотим узнать?
Снег можно есть? (Сережа)
Что будет со снегом в тепле? (Галя)
Что будет с водой на улице? (Роксана)
Что нужно сделать, чтобы узнать?
Принести снег в группу (Тамина)
Вынести воду на улицу (Роксана)
Цель проекта : Знакомство дошкольников со свойствами снега и воды.
Задачи проекта :
Сформировать представления детей о свойствах снега и воды через организацию опытно-поисковой деятельности;
Развивать наблюдательность, умение устанавливать причинно-следственные связи;
Обогатить речь детей описательными прилагательными;
Развивать творческие способности, физические навыки, моторику рук;
Воспитывать терпение, любознательность.
Направление деятельности проекта :
-разработка мероприятий по проекту с учетом возрастных особенностей детей;
-создание условий для творческой деятельности детей, родителей, педагога в рамках проекта;
-осуществления взаимодействия между родителями и педагогами.
Содержание проекта :
Проведение опытов и исследований, наблюдений после проведения диагностической беседы с целью выявления уровня знаний о снеге и воде, а именно – что мы хотим узнать:
• Какой снег?
• Что с ним произойдет, если его принести домой (в группу?
• Чистый ли снег?
• Какая вода?
• Как сделать воду цветной?
• Что произойдет с водой на улице?
• Как сделать цветные льдинки?
Подготовительный этап:
Срок проведения - 1 день.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
-Определение темы проекта.
-Проведение диагностической беседы.
-Сформулировать цели и задачи.
-Подбор художественной информации.
-Изучение методической литературы.
Совместная деятельность с детьми:
Педагог: планирует деятельность с детьми.
-познавательно- речевую;
-художественно-творческую;
-игровую;
-совместную деятельность родителей с детьми.
Планирует формы работы с детьми:
индивидуальные и групповые.
Подбирает материал для продуктивной деятельности.
Обогащение развивающей среды:
Подготовка к экспериментированию по теме (подбор темы и оборудования). Подготовка предметно-развивающей среды (оформление информационной доски).
Взаимодействие с родителями:
Донести до участников проекта важность данной темы.
Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
Основной этап:
Срок проведения - 1 неделя.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», использование здоровьесберегающих технологий.
Образовательная область Содержание деятельности
Совместная деятельность с детьми:
Познавательное развитие Наблюдение и исследование свойств снега – опыт : липкий снег, определение чистоты снега, в тепле снег тает и превращается в воду,
Наблюдение и исследование свойств воды – опыт : цвет воды, на морозе вода замерзает и становится твердой, сравнение снега и льда
Дидактическая игра «Найди на картине».
Физическое развитие Физ. минутка «Как под горкой снег», «Пингвины».
Подвижные игры: «Снежки», «Мороз - красный нос», «Снеговик», «Лыжники», «Метель», «По снежочку мы пойдем», «Вот зима, кругом бело».
Самостоятельные игры со снегом : «Чей ком больше», «Попади в цель», «Чья горка выше», «Снежный дом», «Снежный салют».
Социально-коммуникативное развитие Рассматривание иллюстрации «Зимние забавы»
Речь с движением «Со снежком мы поиграем», «Как под горкой снежок», «Снеговик».
Речевое развитие Чтение стихотворения «Ветер веет, веет, веет. Белым снегом сеет, сеет, сеет», Н. Некрасов «Снежок».
Дид. игра «Какой снег?», «Какая вода?»
Художественно-эстетическое развитие Слушание песен: «Белые снежинки», «Вальс снежинок».
Рисование «Снегопад», лепка и аппликация «Снеговик».
Взаимодействие с родителями
Оформление рекомендаций для родителей «Экспериментирование со снегом», «Домашние игры со снегом», дополнение рубрики «Почитайте детям»
Поделка «Снежинка»;
создание презентации о проделанной работе.
Ожидаемые результаты:
Дети будут знать, что
- снег в тепле тает, может быть липким и нет, превращается в воду, почему его нельзя есть;
- вода без цвета, запаха и вкуса, может окрашиваться, на морозе превращается в лед;
- снег тает быстрее льда, потому что он рыхлый, а лед твердый, снег и вода родственники;
Дети будут уметь:
- состоятельно рисовать круг и закрашивать контур;
- совместно со взрослыми играть в зимние игры
Итоговый этап
Совместная деятельность с детьми:
Беседа на тему «Снег – родственник воды?» (да, родственник, потому что снег и лед – это вода в твердом состоянии).
Украшение игрового участка цветными льдинками
Взаимодействие с родителями
Беседа родителей с детьми. Фото-отчет о проекте в группе в Соц. сети.
Самоанализ «Чем был полезен проект».