Надежда Юдова
Познавательно-исследовательский проект «Тайна воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-исследовательский проект
«Тайна воды»
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Тип проекта: краткосрочный.
Срок реализации: 3 недели.
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Актуальность.
Важной задачей при введении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством познавательно-исследовательской деятельности и организации предметно – развивающей среды, обеспечивающей творческую активность ребенка и способность наиболее полно реализовать себя.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Тайна воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребёнка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. С водой дети знакомы с самого раннего детства, но чаще всего и не задумываются о «волшебных» свойствах и качествах обыкновенной воды. Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин, способов действия, проявлению творчества.
Одним из эффективных методов работы с детьми старшего дошкольного возраста является проектный метод, который дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Цель проекта: развитие познавательной активности дошкольников путем
формирования естественнонаучных представлений в процессе поисково-исследовательской деятельности.
Задачи:
• обобщить и уточнить знания детей о воде и её свойствах;
• познакомить с различными агрегатными состояниями воды;
• научить детей проводить несложные опыты с водой;
• развивать любознательность и познавательную активность;
• воспитывать исследовательский интерес к природе путём создания проблемных ситуаций и постановки опытов;
• привлечь родителей к сотрудничеству с детьми по развитию их познавательного интереса к окружающему миру.
Ожидаемые результаты:
• расширение представлений о воде как явлении неживой природы;
• повышение интереса к познавательно-исследовательской деятельности;
• развитие исследовательских умений, соответствующих возрасту;
• приобщение родителей к проектной деятельности.
Поэтапное планирование проектной деятельности:
Обозначение, определение цели проекта и его мотивация.
1. Беседа по темам: «Для чего человеку нужна вода?», «Почему идет дождь?», «Вода нужна всем», «Без воды невозможна жизнь на Земле».
2. Подбор тематических картинок с изображением воды в разных агрегатных состояниях, воды как среды обитания разных живых существ; иллюстраций;
и схем по теме.
3. Оформление книжного уголка детскими книгами, энциклопедиями по теме.
4. Создание технической базы для детского экспериментирования – лаборатории «Воды».
5. Чтение рассказов и стихов: С. Маршак «Загадка о дожде»; Н. Каноненко «Хмурое утро», «Капельки»; И. Мельничук «Дождик», «Гололед»; И. Одоевский «Мороз Иванович»; Б. Заходер «Что случилось с рекой?» и др.
Направления проектной деятельности:
1. Работа по развитию речи:
- обогащение и активизация словаря в рамках темы;
- развитие словесно-логического мышления;
- заучивание стихов и загадок.
2. Познавательно-исследовательская деятельность:
- проведение опытов и экспериментов с целью выявления основных свойств воды: «Умная галка», «Прозрачная вода», «Твердая вода», «Форма воды», «Вода - растворитель» и др. ;
- наблюдение за льдом, за лужами.
3. Продуктивная деятельность детей:
- рисование «Вода в природе».
- аппликация «Рыбки в аквариуме».
- лепка «Веселые снеговики».
- конструирование из бумаги «Кораблик».
4. Игровая деятельность:
- дидактические и словесные игры: «Кто живет в воде?», «Земля, вода, огонь, воздух», «Где вода?», «Назови свой «Водопад» слов о воде»;
- сюжетно-ролевые игры: «Путешествие по реке», «Рыбаки», «Банный день»;
- подвижные игры: «Ручеек», «Море волнуется», «Солнце, туча, дождь», «Ходят капельки по кругу», «Солнышко и дождик», «Море волнуется»;
- игровые упражнения и динамические паузы: «Лужа», «Дождь», «Волны», «Сосулька», «Облака», «Утренние заморозки», «Какой разный дождь»;
- игры с водой, игры со снегом;
5. Моделирование: «Круговорот воды в природе», «Пляж».
6. Просмотр мультфильма «Беги, беги ручеёк»
7. Трудовая деятельность:
- в уголке природы - уход за растениями;
- хозяйственно-бытовой труд - стирка кукольной одежды;
8. Работа с семьей:
- привлечение родителей к пополнению центра экспериментирования и книги, поиску информации и иллюстративного материала (посещение с ребенком городской библиотеки, поиск информации в интернете);
- памятки для родителей «Экспериментируем дома», «Как организовать в домашних условиях мини-лабораторию?».
9. Совместное творчество взрослых и детей:
- выставка рисунков «Использование воды в жизни человека».
Обработка полученной в ходе проектной деятельности информации и представление результатов проекта:
1. Выставка книжек-малышек «Использование воды в жизни человека».
2. Викторина «Кому нужна вода?».