Ирина Герасева
Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста «Мы — исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор проекта: Герасева Ирина Геннадьевна
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь-май)
Тип проекта: поисково-исследовательский
Участники проекта: дети подготовительной группы компенсирующей направленности, родители, воспитатели.
Актуальность:
«Люди, научившиеся…наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» (К. Е. Тимирязев).
Публикация «Исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста „Мы — исследователи“» размещена в разделах
В период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составляющих, как общего развития дошкольника, так и дальнейшем успешности его обучения в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования этого качества. На протяжении всего дошкольного детства наряду с игровой деятельностью огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс усвоения знаний, умений, навыков.
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности активно внедряются в образовательный процесс.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы является детское экспериментирование.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
Цель:
Способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности,
любознательности, умения применять полученные навыки на практике, способствовать развитию стремления к
самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Расширение представлений детей о химических и физических свойствах и явлениях окружающего мира.
2. Знакомство со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода и воздух).
3. Развитие собственного познавательного опыта с помощью наглядных средств
(эталонов, символов условных заместителей, моделей).
4. Развивать у детей умения пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов и формировать опыт выполнения правил техники безопасности.
5. Развивать память, внимание, мышление, воображение речь умение делать выводы и устанавливать причинно-следственные отношения. Стимулировать развитие самостоятельности и ответственности.
6. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
7. Привлечение родителей к совместной деятельности.
Предполагаемые результаты:
1. Проявляет устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
2. Выдвигает гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
3. Самостоятельно планирует предстоящую деятельность; осознанно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами и назначением;
4. Проявляет инициативу и творчество в решении поставленных задач;
5. В диалоге со взрослыми поясняет ход деятельности, делает выводы.
6. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
7. Проявление интереса родителей к организации совместной проектной исследовательской деятельности детей.
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный этап.
• Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта;
• Подбор основного оборудования и материала для оснащения центра экспериментальной деятельности
• Подбор художественной литературы по теме;
• Подбор энциклопедий, дидактических игр и пособий
• Разработка плана реализации проекта;
• Составление картотек опытов и схем выполнения опытов.
• Оформление консультаций рекомендаций буклетов
• Взаимодействие с семьей: сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта.
2. Этап реализации проекта.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1. Беседа "Что такое опыты и для чего они нужны».
Оборудование детской мини- лаборатории в группе.
Цель: Познакомить детей с детской лабораторией, о назначении детской лаборатории и дать представление о культуре поведения в детской лаборатории.
2. Рассказ воспитателя «Все увидим, все узнаем»
Цель: формирование представлений об увеличительном стекле (лупе)
Тема «Вода».
1. Беседа «Вода- источник жизни»
Цель: обогатить и уточнить знания детей о значение воды в жизни живой природы, о бережном отношении к воде.
2. Опыты «Вода и ее с свойства»
Цель: уточнить представления детей о свойствах воды прозрачная без запаха льется принимает форму сосуда в которой она налита.
3. «Вода-растворитель»
Цель: в воде некоторые вещества растворяются
4. «Водяная мельница»
Цель: поток воды обладает силой и перемещает предметы
5. «Очистим воду»
Цель: познакомить с процессами очистки воды разными способами.
6. «Круговорот воды в природе»
Просмотр презентации «Путешествие капельки»
Цель: познакомить детей с круговоротом воды в природе
7. «Свойства снега».
Цель: закрепить знания о свойствах снега: «белый», «пушистый», «холодный», «тает» в тепле»; в зависимости от температуры воздуха: в морозную погоду «холодный», «блестящий», «сверкающи», «рассыпчатый», в теплую погоду.
8. «Изготовление цветных льдинок».
Цель: выявить свойства и качества воды: превращается в лед (замерзает на холоде, принимает форму емкости, в которой находится).
9. Чтение рассказов:
Н. А. Рыжова «Жила-была Река», «Как люди речку обидели» «Волшебная вода», Чуковский «Мойдодыр», Г. -Х. Андерсен «Русалочка»,
Т. Адамовская «Сказка о капельке»;
Р. Талиб «Откуда вода берет силу»,
И. Эренбург «Шальной дождик».
Цель: расширять представления о воде средствами художественной литературы.
Тема «Воздух».
Беседа «Значение воздуха для жизни человека»
Цель: дать детям представление о том, что люди дышат воздухом, без чистого свежего воздуха нет жизни; и роли в жизни человека, животных и растений.
Опыты:
1. «Воздух повсюду»
Цель: обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство – невидимость, не имеет определенной формы, без запаха
2. «Ветряная мельница».
Цель: дать детям представление о том, что сильные потоки воздуха могут передвигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т. д.)
3. Выдувание мыльных пузырей.
Цель: познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, формирование представления о том, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
4. «Ветер-это движение воздуха»
Цель: сформировать представление о происхождении ветра. Ветер- это движение воздуха.
Определение силы и направления ветра.
5. Чтение рассказов: А. С. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч…»
Чтение стихов: Д. Пономаревой «Воздушный змей», «Воздух», В. Скорнякова «Воздушный шар»
Цель: показать значимость воздуха при помощи средств художественной литератур
6. Изобразительная деятельность
«Мы –друзья природы».
Рисование экологических плакатов на тему защиты воды, воздуха.
Тема «Почва, песок, глина».
Беседа «Что такое земля?»
Цель: дать детям представление о том, что почва-верхний слой земли. Формировать представление о взаимозависимости почвы растений.
Опыты:
1. «Огород на окне»
Цель: выявление значения почвы для жизни растений: выращивание лука в воде, почве, без них.
2. «Песок и его свойства»
Цель: выделить свойства песка: состоит из мелких песчинок, не прилипающих друг к другу сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
3. «Узнаем какая глина»
Цель: выявление свойств глины: сухая, твердая, ее применении.
4. Наблюдение на прогулке «Где лучше растут растения?»
Цель: сравнение роста растений в разных видах почв.
5. Чтение рассказа
М. Симонова «Когда земля плачет. Сказка.»
О. Клушина «Земля и маленькая девочка»
Цель: показать значимость земли при помощи средств художественной литературы
Тема «Бумага и картон».
1. Беседа «Бумага и картон»
Цель: закрепление знаний о свойствах бумаги ее применение. Формировать представление о том, как изготавливают бумагу. Продолжать знакомство с разными видами бумаги и картона.
2. Опыт «Свойства бумаги и картона»
Цель: выявление свойств бумаги и картона: можно складывать, резать, разрывать, намокать, окрашивать.
3. Чтение Ю. Герасименко познавательная сказка «Жила -была бумага»
Цель: показать значимость бумаги. при помощи средств художественной литературы
Тема «Ткани».
1. Беседа «Мир ткани»
Цель: познакомить с названиями тканей (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж) применении изделий из них. Познакомить с тем, как производятся ткани.
2. Опыт «Ткань, ее качества и свойства»
Цель: формирование представлений о свойствах хлопчатобумажной ткани («мнется», «режется», «рвется», «намокает»).
3. Чтение «Сказка про то, как одежда обиделась»
Е. Пермяк "Пропавшие нитки", Наносов "Заплатка", В. Осеева «Волшебная иголочка"
Цель: показать значимость ткани при помощи средств художественной литературы.
Тема «Дерево».
1. Беседа «Что изготавливают из дерева?»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами деревянных предметов, их назначением. Формировать понятие о том, что лес-это богатство, его необходимо беречь.
2. Опыт «Свойства дерева»
Цель: систематизировать представления о свойствах древесины твердая имеет цвет запах горит легкая не тонет в воде-шероховатая.
3. Чтение сказка «Спор деревьев»
Цель: показать значимость дерева при помощи средств художественной литературы
4. Работа в дневниках наблюдений: составление алгоритма опытов.
Цель: учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
3. Заключительный этап.
1. Фотовыставка «Экспериментируем дома»
Цель: формирование взаимоотношений между детьми и родителями.
2. Привлечь родителей к участию в проекте.
3. КВН «Мы - экспериментаторы»
Цель: развивать познавательную активность детей путём создания проблемных ситуаций (педагогом) и их решения.