Ольга Серебренникова
Исследовательский творческий проект «Делу время — потехе час» для детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель: О. И. Серебренникова
Вид проекта: исследовательско-творческий, групповой, краткосрочный (11 февраля – 15 февраля 2019).
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет, родители, воспитатели.
Объект исследования: время и приборы его измеряющие.
Продукт проекта: Выставка часов «Такие разные часы». Создание муляжа часов с распорядком вечернего домашнего времени.
Публикация «Исследовательский творческий проект „Делу время — потехе час“ для детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Проекты творческие
- Проекты, проектная деятельность
- Часы, время. Проекты
- Темочки
Цель:Систематизировать и обобщить знания детей о времени, об измерительных системах разного периода. Формировать знания о необходимости следить за течением времени, рационально организовывать свой день, не терять время понапрасну.
Задачи:
• познакомить с разными видами часов (солнечными, песочными, механическими, электронными, их разновидностями в прошлом и настоящем.
• закрепить знания о принципе их работы и роли в жизни человека.
• создать условия для творческого общения и сотрудничества родителей, детей и воспитателя.
• формировать у дошкольников навыки исследовательского поведения, развивать любознательность и творческое воображение.
Актуальность проекта:
Темп современной жизни требует от человека умения следить за течением времени, распределять свою деятельность во времени, реагировать на разные сигналы с определенной скоростью и через заданные временные интервалы, ускорять или замедлять тип своей деятельности, рационально использовать время. Во всех видах деятельности человека, так или иначе, требуется ориентировка во времени, чувство времени. В свою очередь чувство времени побуждает человека быть организованным, собранным помогает беречь время, более рационально его использовать, быть точным. Время является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений человека. Взрослым и детям сложно организовать свою деятельность, без развитого чувства времени. Время не ждёт – оно уходит. Название интервалов времени (минута, час) остаются для детей чисто словесными, абстрактными, так как еще не накоплен жизненный опыт деятельности в течение этих отрезков времени. И ребёнку также как и взрослому необходимо учиться ценить время и дорожить им. Для этого, прежде всего, необходимо развивать у детей чувство времени - умение определять и чувствовать определенные отрезки времени. У детей среднего дошкольного возраста возможно формировать навыки самоорганизации деятельности во времени, способности самостоятельно следить за соблюдением режима дня. Осознание важности соблюдения режима для полноценного развития. Развитие стремления ценить своё время. Имеющиеся у детей знания о времени неполны, единичны, не взаимосвязаны и статичны. Это объясняется тем, что эпизодические занятия, на которых детей знакомят с признаками частей суток, заучивают последовательность дней недели, месяцев, не дают им необходимых знаний о времени - о его текучести и необратимости, о ритме, темпе и периодичности. Получаемые детьми сведения остаются на поверхности сознания, не раскрывают временных отношений. Идея проекта заключается в желании дать детям представление о понятии времени в игровой и исследовательской формах, интересной детям. В рамках проекта попробовать найти ответы на детские вопросы: Что такое время? Как его можно увидеть? Для чего нужны часы? Какие бывают часы?
Образовательные задачи:
• Расширять знания детей об умениях людей ориентироваться во времени;
• Познакомить с разнообразием часов, с их значимостью в жизни часов;
• Познакомить со строением часов;
• Тренировать детей выполнять действие за разные отрезки времени.
Развивающие задачи:
• Развивать познавательные способности и познавательную деятельность;
• Развивать умения сравнивать и анализировать;
• Обогащать словарный запас детей и их знания в процессе знакомства с экспонатами.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать бережное отношение к экспонатам;
• Воспитывать наблюдательность и любознательность.
Формы образовательной деятельности:
• Дидактические игры
• Беседы
• Наблюдение
• Ознакомление с художественной литературой
• Рассматривание иллюстраций и картинок
• Исследовательская деятельность
• Продуктивные виды деятельности.
Методы проекта:
Исследовательская: рассматривание часов разных видов, экспериментальное изучение механизма солнечных и песочных часов.
Решение проблемных вопросов: для чего нужны часы, что будет если все часы неожиданно остановятся.
Наглядные: тематические картинки, дидактические игры, рисунки, модели.
Словесные: беседы, чтение художественной литературы, подсказки для родителей, объяснения, словесные инструкции.
Работа с родителями:
Помощь родителей в поиске ответов на детские вопросы, в сборе и изготовлении экспонатов для выставки часов.
1 этап – подготовительный:
Цель: Определить основные направления работы.
Систематизация материала по данному вопросу.
Подбор экспонатов для исследования.
Подбор материалов и приспособлений для проведения исследования.
Подбор и изучение воспитателем литературы по проблеме.
Подбор художественной литературы.
Изготовление дидактического пособия «Виды часов».
Привлечь родителей к поиску необходимой информации по данной теме.
2 этап – основной:
Цель: провести мероприятия проекта по ознакомлению с видами часов прошлого и настоящего.
Содержание образовательных областей и содержание деятельности:
Познавательное развитие - Беседа «Как люди раньше ориентировались во времени». Поиск детьми ответов на вопросы: Какие часы есть у нас дома? Кто следит за часами? Дидактические игры: «Успей вовремя», «Когда это бывает?» Организация исследовательских экспериментов с солнечными и песочными часами, с целью поиска ответа на вопрос «Как это работает?». Просмотр мультфильма Фиксики «часы».
Речевое развитие Разучивание песни «Тик-так» Слова З. Петрова, музыка А. Островского. Чтение сказки Софьи Прокофьевой «Часы с кукушкой», стихотворение Е. Борисова «Маленькая стрелочка». Разучивание физкультминутки «Тик-так, тик-так в доме кто умеет так». Рассматривание иллюстраций. Отгадывание загадок. Создание проблемно-игровой ситуации «Что будет, если часы остановятся?», «Вы долго гуляли, как определить без часов, что пора идти домой?» Беседа «Часы у меня дома», «Часы моей бабушки».
Художественно-эстетическое развитие Загадки, пословицы, чтение сказки Софьи Прокофьевой «Часы с кукушкой». Рассматривание иллюстраций часов.
Рисование циферблата и конструирование стрелок к часам.
Социально-коммуникативное развитие Игра «Найди свою группу», «Сколько секунд вам надо, что-бы успеть сделать…»
Физическое развитие Подвижная игра «Часы пробили ровно - час!»
3 этап- заключительный:
Выставка часов «Такие разные часы».
Создание муляжа часов с распорядком вечернего домашнего времени.
Проявление само дисциплинированности в вопросах соблюдения режима дня, с помощью специальных часов с режимом дня.
Фотоотчёт