Жанна Панченко
Познавательно-исследовательский проект «Удивительный песок» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение Г. о. Балашиха
«Детский сад комбинированного вида № 3 «Рябинка»
ПРОЕКТ
Познавательно-исследовательский
с элементами экспериментирования
«Удивительный песок»
Выполнен воспитателем
Панченко Ж. Е.
2019 г.
Цель: ознакомление детей со свойствами песка, через исследовательскую деятельность, используя опыты.
Задачи:
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Удивительный песок“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песок. Свойства песка, опыты и исследования
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
-Способствовать развитию представлений детей об окружающем мире неживой природы.
-Через игры и опыты обеспечить развитие умения детей определять физические свойства песка.
-Формировать умение делать самостоятельные умозаключения по результатам обследования.
-Способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности;
-Побудить интерес к познавательной деятельности.
Оборудование: емкость с сухим песком, емкость с мокрым песком, вода, стаканчики, подносы, листы белой бумаги, листы бумаги с нарисованными буквами, клеящие карандаши.
Ход деятельности:
Воспитатель: отгадайте ребята загадки:
- Что-то можно в нём зарыть, по нему люблю ходить,
И на нём поспать часок. Угадали что? - (песок)
- Он и желтый и сыпучий, во дворе насыпан кучей,
Если хочешь, можешь брать и в «куличики» играть. (песок)
- Сухой я, рыхлый и сыпучий, сырой, когда дождик помочит из тучи.
Воспитатель: молодцы ребята, конечно, это песок. Я думаю, вы догадались, о чем мы сегодня поговорим.
Дети: о песке.
Воспитатель: и сейчас мы с вами отправимся в лабораторию, исследовать песок и ставить опыты.
Опыт №1. «Из чего состоит песок»
Материал: стаканчики с песком, листы белой бумаги.
Ход эксперимента:
Насыпьте песок на листок бумаге, и рассмотрите его.
Из чего состоит песок? (зёрнышек, песчинок, камушков)
Как выглядят песчинки?
Похожи ли песчинки одна на другую?
Вывод: песок состоит из мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Опыт № 2 «Песок в воде»
Материал: стакан с водой, сухой песок, ложечка или палочка.
Ход эксперимента:
В стакан с водой опустить горсть сухого песка, не размешивать его. Понаблюдать, что произойдет. Песок осядет, а на поверхности воды можно увидеть песочную пыль. Если размешать воду, песочная пыль растворится, окрасит воду.
Вывод: песок тяжелый, пыль легкая остается на поверхности, окрашивает воду.
Опыт № 3 «Песчаный конус»
Материал: сухой песок.
Ход эксперимента:
Взять горсть песка и пустить его струей в одну точку, образуется конус. Он растет в высоту, а у основания его площадь становится шире. Если долго сыпать песок, то в одном, то в другом месте образуется сплыв; движение песка похоже на течение. Можно подуть на песок, имитируя ветер, частички песка передвинутся.
Вывод: песок может двигаться.
Воспитатель: да, песок может двигаться, и я приглашаю вас отдохнуть и тоже подвигаться.
Физкультминутка «Тихо плещется вода»
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погулять. (Ходьба на месте.)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся.)
Опыт№4 «На мокром песке остаются следы, отпечатки»
Материал: подносы с мокрым и сухим песком.
Ход эксперимента:
Предлагаю детям на сухом песке попробовать оставить отпечатки своих ладошек. Что происходит, видны ли отпечатки?
Вывод: На мокром песке остаются следы и отпечатки.
Опыт№5 «Лепим из песка»
Материал: подносы с мокрым песком.
Ход эксперимента:
Пробуем лепить из мокрого песка. Дети делают постройки из песка с помощью формочек. Что же произошло с фигурками, когда песок высох?
Вывод: из мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается.
Опыт№6 «Рисование песком»
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам порисовать песком. (рисование песком)
Материал: сухой песок, листы бумаги с нарисованными буквами, клеящие карандаши.
Ход эксперимента:
Предложить клеящим карандашом обвести весь рисунок, а потом на клей насыпать сухой песок. Стряхнув лишний песок посмотреть, что получилось. Составить из появившихся букв слово «Рябинка».
Вывод: Сухим песком можно рисовать.
Воспитатель: А теперь в заключение нашего проекта мы соорудим песочную скульптуру в нашей песочнице. Но для начала песок необходимо подготовить. Мы должны его собрать к центру и обильно полить водой, чтобы песок хорошо держал форму.
После этого мы приступим к возведению скульптуры.
Подведение итога:
Давайте с вами подведем итог, из чего же состоит наш песок, и что же можно делать из песка?
- Песок состоит из песчинок.
- Песчинки имеют разную форму, размер.
- Песок может двигаться.
- Мокрый песок принимает форму, оставляет отпечатки.
- Песком можно рисовать.
- Из песка можно строить объемные фигуры.