Титова Наталья Анатольевна
Интерактивный метод работы с детьми — сторителлинг
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые педагоги, сегодня я хочу вас познакомить с интерактивным методом, который вы можете применять в работе с детьми.
Как вы думаете в каком случае внимание детей будет устойчивее:
Когда вы им читаете книгу, или когда эту же историю или сказку вы им рассказываете сами?
Интересно: что привлекает детей во втором случае?
Дети больше любят и лучше запоминают импровизированные истории, чем заученные тексты. Использование интересного рассказа в работе с детьми называют английским словом (storytelling) сторителлинг.
Публикация «Интерактивный метод работы с детьми — сторителлинг» размещена в разделах
- Сторителлинг. Образовательная технология
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2018
Термин «сторителлинг» означает «рассказывание историй, способ передачи информации и нахождение смыслов через рассказывание историй».
Сторителлинг – это повествование мифов, сказок, притч, былин. Сами рассказы могут быть как о выдуманных (книжных, сказочных, мультипликационных, так и о реальных (детях группы, самом педагоге) героях. Они похожи на сказки, поскольку мораль в них скрыта.
Методику сторителлинга разработал глава крупной корпорации Дэвид Армстронг. Он считал, что истории, рассказанные от своего имени, легче воспринимаются слушателями, они увлекательнее и интереснее, чем читаемая книга.
Что бы понять как правильно использовать этот метод познакомимся с целью и задачами сторителлинга
Цели сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.
Задачи:
• обосновать правила поведения в той или иной ситуации, кто и зачем создал эти правила;
• систематизировать и донести информацию;
• обосновать право каждого быть особенным, не похожим на других;
• наглядно мотивировать поступки героев;
• сформировать желание общаться.
Какие возможности дает сторителлинг?
Метод сторителлинга позволяет:
• разнообразить образовательную деятельность с детьми;
• заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии;
• научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию;
• обогатить устную речь дошкольников;
• облегчить процесс запоминания сюжета.
Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику.
Как использовать сторителлинг в образовательной деятельности
Нужно рассказывать так, чтобы дети верили, что история интересна самому рассказчику. В сторителлинге важна харизматичность педагога. Хорошее повествование затрагивает чувства ребенка, переносит его в созданный рассказчиком мир. Но главное не то, что рассказывает педагог, а то, как он это делает и что представляет собой как личность. Он должен обладать творческими способностями, навыками актерского мастерства: уметь перевоплощаться, импровизировать, интонировать. Рассказать хорошую историю – это значит рассказать так, чтобы дети «увидели» действие, захотели поучаствовать в нем.
Историю нужно сделать «живучей». Она должна быть устойчивой при многочисленных пересказах.
Для этого необходимо наполнить историю эмоциональным зарядом и передать его детям. Таким зарядом может быть юмор, неожиданность развязки, прием квипрокво, который часто используют в театральной педагогике, – когда одно лицо, вещь, понятие принимается за другое.
Дошкольники любят путаницы, приключения, необычайные происшествия, поэтому рассказ будет им интересен.
Сторителлинг – «живой», интерактивный рассказ. Содержание его зависит от конкретной ситуации, настроения, реакции зрителей-слушателей. Функция педагога заключается в умении импровизировать, чутко реагировать на аудиторию.
История должна быть убедительной, правдивой, даже если в ней будут фантастические и сказочные сюжеты или животные, общение зверей и людей. Она должна затрагивать важные для детей темы, способствовать решению значимых проблем.
Педагог должен сам верить в правдоподобность развязки, иначе он не сможет убедить воспитанников. На правдивость истории может повлиять степень конгруэнтности рассказчика, т. е. уровень комфорта, который он испытывает, рассказывая историю.
Важно учитывать психологические и организационные моменты. Это даст возможность донести до ребенка историю, которая будет мотивировать его к действию. Правильно рассказанная история воздействует на детей и их поступки.
История должна быть трансформирующей, т. е. запускать у детей процесс изменений.
С помощью метода сторителлинга можно ненавязчиво, не морализируя, объяснить воспитанникам нормы поведения. При прослушивании истории у детей активизируется правое полушарие головного мозга, которое обрабатывает информацию, выраженную в образах или символах. В результате подсознание ребенка получает опыт, изложенный естественно и без поучений. По словам актера Майка Тернера, «изменяя истории, которые мы рассказываем, мы изменяем нашу жизнь».
Сама техника рассказа историй предусматривает определенные правила. Если им следовать, они помогут решить поставленные задачи.
В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ТЕХНИКА РАССКАЗА ИСТОРИЙ
• Начиная сочинять историю, подумайте, как создать ее визуальный контент. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир.
• Соблюдайте очередность действий рассказчика: стейтмент (заявление) аргументация рестейтмент (вывод).
• Всегда учитывайте возраст детей и их настроение, начиная историю о приключениях героев. При необходимости поменяйте замысел повествования сюжета, его последовательность, окончание истории.
• Рассказывайте историю доступным для детей языком, задействуйте в ней ярких героев.
• Поясняйте перед повествованием, почему именно сегодня вы решили рассказать эту историю и чем она будет интересна для данной группы детей.
• Начинайте историю с завязки и от первого лица. «Хочу рассказать, как я…», «Я вам уже рассказывала про то, как я…», «Однажды со мной произошла такая история…». Это сразу привлечет внимание детей, даже если речь в ней пойдет о фантастических событиях и героях.
Как выбрать хорошую историю
Американские специалисты Чип и Дэн Хиз называют хорошей историей «прилипчивую» историю (по-английски sticky, которую легко воспроизвести. Они вывели несколько принципов хороших историй.
Простота. Чтобы дети запоминали истории, они должны быть похожи на сказки или притчи, поэтому следует выбросить все лишнее, оставить только необходимое.
Неожиданность. Чтобы привлечь внимание детей, не нужно использовать шаблоны «плохой-хороший», «черное-белое». Например: сказка о синем и красном – «Улитка и кит». Ребенок заинтересуется сюжетом, когда он что-то не знает, но хочет знать. Следует указать на пробел в его знаниях, а затем удовлетворить возникший интерес. Интерес мало возбудить – его надо удержать. Например, можно изложить историю как некое детективное расследование или загадку.
Конкретность. Персонажи истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам. Рассказывая историю, важно помнить о том, что дети могут не знать какие-то понятия и термины.
Реалистичность. Самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в нее не поверят. Для этого есть два способа обеспечить достоверность истории:
• внешний – сослаться на мнение других детей, педагогов, родителей, бабушек и дедушек, энциклопедии, Интернет и т. п. ;
• внутренний – использовать дополнительные детали, т. е. историю нужно рассказывать так, как будто вы лично ее пережили или были участником событий, знали ее персонажей. Затем следует создать ситуацию, в которой бы дети могли самостоятельно проверить способ решения, предложенный в истории.
Эмоциональность. Она действует сильнее доводов рассудка. Интонирование рассказчика, отклик детей на то или иное событие создают особую атмосферу повествования.
Также хорошей можно назвать историю, если:
• ее можно рассказывать детям одной группы несколько раз, по-разному ее интерпретируя, оканчивая и дополняя новыми персонажами;
• дети могут самостоятельно ее пересказать;
• ситуация и проблема, которые поднимаются в истории, понятны детям;
• воспитанники задают вопросы по сюжету истории и хотят ее обсудить с педагогом и другими детьми, предпринимают определенные действия для участия в игре, спектакле по ходу самой истории.
Как построить образовательную деятельность
Метод сторителлинга можно легко совмещать с нетрадиционными приемами рисования, лепки, конструирования в ходе интерактивных игр с детьми. Для визуализации историй можно используют конверт-доску.
Конверт-доска (от англ. Сonvert – преобразовывать) – плоскостное изображение с помощью пластилина и ДВП на определенную тему. Она может использоваться на познавательных занятиях, в изобразительной деятельности.
Благодаря такой технологии в процессе совместной работы с детьми или при объяснении материала педагог может изменять содержание, дополнять изображение на доске различными элементами или удалять их с помощью стеки.
Рассмотрим организацию непрерывной образовательной деятельности с использованием метода сторителлинга и конверт-доски на примере занятия в подготовительной группе на тему «Какого цвета море».
Организационный момент – начало занятия. Он может быть представлен несколькими вариантами. Педагог предлагает исходную проблемную ситуацию, чтобы заинтересовать детей принять участие в образовательной деятельности. Например, включает аудиозапись «Шум моря», показывает репродукции картин И. К. Айвазовского и задает детям вопрос: «Какого цвета может быть море и почему его цвет меняется?»
Или предлагает детям игры и упражнения для организации их внимания. Например, прослушать стихотворение Г. Поженяна «Есть у моря свои законы…" и назвать цвета, упоминаемые в стихотворении.
Перед началом занятия с детьми проводится дыхательная гимнастика, перестроение в круг, по парам, что позволяет переключить дошкольников с одного вида деятельности на другой.
Основная часть. Педагог включается в деятельность как партнер, использует методы, которые стимулируют интерес детей: проект «Морские приключения», реализуемый в группе, выставку «Морские пейзажи».
Рабочее пространство педагог организует таким образом, чтобы воспитанники могли общаться, перемещаться, поощряет высказывания, поддерживает необычные идеи. В ходе взаимодействия с детьми создает ситуации для обозначения цели и задач деятельности, намечает задачу для совместного выполнения, предлагает способы, как ее решить.
В процессе создания картины на конверт - доске педагог обращает внимание воспитанников на работу сверстников, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих вопросов. Чтобы избежать переутомления детей, использует физкультминутки, пальчиковые игры и др.
Заключительная часть. Педагог просит дошкольников привести в порядок рабочее место. Затем ставит картину на всеобщее обозрение и делится с детьми впечатлениями от занятия. Он спрашивает, что они чувствовали, что им понравилось или не понравилось, что больше всего запомнилось. Педагог стимулирует дошкольников давать развернутые ответы, повторяет их высказывания.
После того как воспитанники прослушают интересную историю, поучаствуют в ее «экранизации» с помощью пластилинового театра на конверт-доске, они начинают больше доверять воспитателю, лучше общаться с другими детьми, их проще мотивировать на положительные дела и поступки. А главное – информацию, которую хотел донести педагог, дети запоминают без усилий.
Использованная литература:
1. Электронном журнале «Справочник старшего воспитателя № 6 /2018г.»
2. Интернет ресурсы
3. О. Давыдова* представляет опыт работы педагогов МДОУ Центр развития ребенка – детский сад № 20 «Золотой ключик» г. Новоалтайска
*канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики ФГБОУ ВО «АлтГПУ» г. Барнаула Алтайского края