Папки-передвижки

Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео (2 фото)

Анастасия Белоусова
Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на семинаре «Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в проблемно-игровом обучении».

Блок 1

Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео

Все мы, педагоги, работающие с дошкольниками, так или иначе сторителлинг используем. Встречали ли вы раньше этот термин?

Итак, попробуем разобраться, что же такое «сторителлинг» и посмотрим на его возможности под разным углом.

Публикация «Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео» размещена в разделах

Сторителлинг в переводе звучит как «рассказывание историй». Термин сторителлинг пришёл к нам из английского языка. Ввел его Дэвид Армстронг – руководитель и, как написано на их сайте, «генеральный рассказчик» фирмы Armstrong International, мировой гигант в сфере энергетики, что, как вы понимаете, ну очень уж далеко от педагогики. Он считал, что повествование создает среду, в которой люди более восприимчивы к изменениям и новым способам мышления. А рассказы он использовал, чтобы вдохновлять других, иначе они пропустили бы скучную блок-схему или корпоративную записку.

В некоторых источниках предлагают термин «сторителлинг» переводить как «сказительство». Возможно, этот термин подойдёт, если употреблять его в широком смысле как устную передачу информации и создание увлекательного рассказа. Но в своём историческом значении сказительство – это исполнение былин, сказок, а это не то же самое, что и рассказ. Сейчас это не принципиально для нас, тем более что, работая с дошкольниками, мы, так или иначе, обращаемся к сказке, чтобы увлечь ребёнка, погрузив в волшебную и уже знакомую ему среду. Но как раз в этом заключается сложность понимания термина «сторителлинг», потому что в педагогической специфике он сливается с игрой в сказку. На протяжении моего выступления я ещё буду обращаться к понятиям «рассказ» и «сказка», то разводя, то снова сводя их.

Целью сторителлинга является управление вниманием и чувствами слушателя, расставление правильных и нужных акцентов. Это необходимо для того, чтобы история осталась в памяти на долгое время. Происходит это через формирование психологических взаимосвязей, или ассоциаций.

Для чего детям нужны истории, сказки, мультфильмы? В первую очередь, они передают практический опыт. В них в понятной для ребёнка форме моделируется та или иная ситуация, герой в этой ситуации себя каким-то образом проявляет, что вызывает те или иные последствия. Так ребёнок научился через соотнесение себя с персонажем вести себя в определённой ситуации. Кроме этого, названные формы способствуют эмоциональному развитию, так как всё это происходит через эмпатию персонажу, и расширяют образы воображения. Всё это нужно для развития человека. И по сути всё это является формами сторителлинга.

В педагогике сторителлинг является техникой, которая через применение историй с определённой структурой и интересным героем направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. При его использовании педагог передает детям конкретную информацию, которая представлена в насыщенной форме запоминающейся истории.

В активном сторителлинге педагогом задается основа события, формируются ее проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Мы уже говорили, что в истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребёнок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире.

Как бы это могло выглядеть? Педагог делает введение, допустим, к нам на занятие сегодня пришёл пусть тот же карандаш. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить? То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию истории.

Это было про активный сторителлинг. Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории дополняется/сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео, скрайбинг, инфографика). Пример визуального компонента:

(Видео 00:24 - 01:40)

Видео: https://www.youtube.com/embed/51o3gOuIxbg
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

Как вы поняли, сторителлинг начался тогда, когда к обычному пересказу фактов добавили «нотку трагизма», то есть эмоции.

Итак, какие же виды сторителлинга можно использовать с дошкольниками:

1. Сторителлинг на основе реальных ситуаций. В качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Так достаточно просто учить правила поведения. Может быть классическим и активным.

2. Сторителлинг на основе повествования. Информацию, которую нужно донести до детей, представляет герой. Например, «к нам сегодня на занятие пришёл Незнайка, и у него…» что-то произошло. Таким образом повышается интерес ребёнка. Классический сторителлинг.

3. Сторителлинг на основе сценария. Ребёнок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Это подходит для закрепления материала, так как позволяет применить ранее приобретённые знания и опыт. Такие занятия могут строиться по типу квествов. Активный сторителлинг.

4. Сторителлинг на основе проблемных ситуаций. Поиск способа решения проблемы с наилучшим результатом. Активный сторителлинг.

Итак, мы подошли к тому, как же истории составлять. Иногда мне встречались шаблоны, которые по своей сути напоминали сказку, то есть та же последовательность событий, некая типичность, «сказочные» обороты, типа «жили-были», «в некотором царстве», «красна девица», «долго ли коротко» и прочее. Но, как было сказано в начале, история – это не сказка. Тем не менее, истории тоже пишут по сценарию. Важно, чтобы в них было вступление, где дети входят в ситуацию и знакомятся с героем. Обязательно наличие героя, которому нужно сопереживать. Дальше идёт развитие событий, где герой погружается в ситуацию, кульминация (накал эмоций) и развязка. Истории должны быть просты и понятны, не нужно оставлять открытого финала, концовка должна быть однозначной. Если в сказке есть общая идея, но нет авторской оценки, то в истории авторская позиция может быть выражена с помощью отступлений или оценочной характеристики героя.

Блок 2

Мы с вами разобрали, как учить детей с помощью историй, то есть в роли рассказчика выступал педагог. Сейчас обратимся к тому, как научить детей рассказывать истории.

Один из часто применяемых методов – это использование карт Проппа. Владимир Яковлевич Пропп был русским учёным филологом-фольклористом, и основные его труды были посвящены структуре и происхождению волшебной сказки. То есть сейчас мы будем говорить про историю и сказку одновременно, скорее, про сочинительство.

Так, в структуре он выделил набор постоянных элементов, или функций. Используя карты Проппа, можно научить детей видеть структуру сказки, что в дальнейшем облегчит усвоение материала и будет способствовать запоминанию. В последующем же на основании карт, ребёнок от воспроизведения переходит к творчеству, то есть к сочинению.

Работа с картами Проппа проходит в несколько этапов.

I. Познакомить детей со сказкой как жанром и объяснить общую структуру, то есть завязка (приглашение в сказку, повествование, развязка.

II. Чтение и сопровождение чтения выкладыванием карт Проппа.

III. Пересказ с опорой на карты.

IV. Сочинение на основе карт. Для этого отбираются 5-8 карт, придумывается главный герой, его союзники, противники и т. д.

[Работа с картами Проппа]

Возьмите себе, пожалуйста, по 1 карте. Предлагаю для удобства сейчас сделать 2 подгруппы. Так, у вас получилось определённое количество карт в подгруппе. Ознакомьтесь с ними. На картах указаны номера – это подсказка вам в очередности их использования. Также написано название карты и пример. Сейчас на основании этих карт предлагаю вам попробовать сочинить сказку в своей подгруппе. Общими для всех будут карты «Жили-были», «Счастливый конец», «Мораль».

[Cочинение сказок, представление результата, обратная связь: 8 минут]

Желательно направить ребенка на то, чтобы он принимал полное участие в придумывании (составлении) сказки, лишь иногда помогая и подсказывая ему каким образом можно «так и так…» построить развитие сказки.

Другим способом научить сочинительству, но уже историй, а не сказок служит методика составления рассказов по сюжетным картинкам. Сюжеты и количество изображений подбираются исходя из возраста и уровня развития детей. Этот способ сочинительства проще, чем по картам Проппа, так как персонажа и ситуацию не нужно придумывать, это уже сделал автор изображений. Но сочиняя таким образом, всё равно есть некая вариативность историй, ведь каждый ребёнок наделяет персонажа качествами, чувствами, переживаниями и по-своему интерпретирует изображения.

Фото №1 Выступление на семинаре Интеллектуально творческое развитие детей дошкольного возраста в проблемно игровом обучении

Кроме подобных сюжетных изображений, существует отдельное направление детских книг, именуемое виммельбухами. Появились они в Германии. По содержанию они представляют собой книгу большого формата с небольшим количеством разворотов. В них нет текста либо он минимален, а на страницах – множество мелких изображений. Такие книги хорошо тренируют память и внимание и в зависимости от того, для какого возраста они рассчитаны, можно некоторые из них использовать для развития сочинительства. Дело в том, что, например, для годовалых детей они будут представлять собой рисунки по принципу «найди и покажи», а для детей постарше изображения намного сложнее.

Иногда сочинение историй даётся очень тяжело. Может быть тяжело из-за особенностей развития речи, воображения, эмоциональной сферы. Тем не менее, если перейти этот барьер, можно добиться высоких результатов в разных сферах. Но как этот барьер перейти?

Рисунок. Рисунок может стать посредником между внутренним миром и устной историей. Одно изображение иногда может рассказать больше, чем сотни слов. В качестве примера хочу привести одно видео. Это видео о новом дизайне логотипа Центра лечебной педагогики «Особое детство». Они работают с детьми с расстройствами аутистического спектра, ДЦП, генетическими синдромами, трудностями обучения. Так вот, их логотип – это история, причём история, достойная внимания. И я хочу вам её показать.

Видео: https://www.youtube.com/embed/xfMYULodxjQ
Роскомнадзор: youtube.com нарушает законодательство РФ

История – это не только то, что мы привыкли видеть, и это вовсе не обязательно какой-то рассказ, облаченный в текст. Да, здесь подготовлено видео, которое доносит нам эту историю. Но вы не прониклись бы ею, например, сели бы получили визитку центра, на которой изображён рисунок воспитанника? Я бы прониклась. Эта визуальная история способна подать сама себя.

И в этом тоже суть историй. Возвращаясь в начало, истории должны быть эмоциональными.

[Подведение итогов, обратная связь]

Публикации по теме:

Исследовательский метод в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Диагностирование детей дошкольного возраста «Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста» Цель: изучить некоторые особенности словаря дошкольного возраста. Задачи: изучить знание бытового словаря по одной из тем программы детского.

Игровой метод работы с детьми раннего возраста Один из методов работы с детьми раннего возраста - игровой метод, который включает в себя: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы,.

Интерактивный кукольный спектакль для детей с нарушением и нормой слуха младшего дошкольного возраста «Подарок маме» Музыкальное сопровождение. Ведущий. Герои: мама (взрослый, игрушка би-ба-бо Ваня, котик, птичка, щенок. Оформление сцены: дом, забор, деревья,.

Интервьюирование, как метод развития речи с детьми дошкольного возраста Для развития речи и эмоциональных проявлений детей использую нетрадиционную форму проведения занятия - метод интервьюирования. Этот метод.

Метод проектов в работе с детьми дошкольного возраста по экологическому воспитанию Природа окружает ребенка с ранних лет. Ребенок - дошкольник живет в конкретной социальной, культурной, природной среде. И сила природы,.

Консультация «Новые образовательные технологии: интерактивный метод обучения» В одной китайской притче говорится: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму». В этих словах находит свое.

Новый интерактивный метод работы с детьми c ОВЗ — сторителлинг Самообразование Воспитатель 1 категории Фаст О. В. ГКУ СО «РЦДиПОВ Восточного округа» обособленное структурное подразделение г. Отрадный.

Ритмопластика как метод работы с детьми в рамках здоровьесберегающих музыкально-образовательных технологий Мастер- класс проводила: музыкальный руководитель МБДОУ детский сад № 33 г. Майкоп Гладких Наталья Борисовна Место проведения: Курсы повышения.

Фотоотчет «Сторителлинг — новый интерактивный метод работы с детьми»Фотоотчет «Сторителлинг — новый интерактивный метод работы с детьми» Профессия воспитателя требует постоянного совершенствования, поиска новых форм, методов взаимодействия с родителями, с коллегами, с дошкольниками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео
Опубликовано: 18 апреля 2018 в 14:44
+102Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Белоусова (УИ 1545440) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 38.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД