Эльза Авхадиева
Опыт работы «Проектный метод обучения»
▼ Скачать + Заказать документы
«Проектный метод обучения»
Эссе
Авхадиевой Эльзы Нагимовны
воспитателя Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения города Когалыма «Сказка»
по теме: «Мои методические находки».
Задача любого воспитателя дошкольного образовательного учреждения организовать воспитательно - образовательный процесс таким образом, чтобы любой вид детской деятельности не был детям в тягость, а обучение проходило легко, непринужденно и интересно. Для этого необходимо пересмотреть собственные подходы к организации обучения и воспитания детей. В работе с детьми использую разные формы и методы работы, чтобы у моих воспитанников возникло желание узнать как можно больше интересного об окружающем мире, о социальной действительности, стать маленькими исследователями. Я уверенна, только целеустремленный педагог будет искать новые педагогические технологии, осваивать их, находить интересные методы и приемы работы для достижения поставленных целей, повышать качество образовательного процесса.
Публикация «Опыт работы „Проектный метод обучения“» размещена в разделах
На протяжении нескольких лет я активно использую проектный метод обучения и в этом направлении накоплен собственный опыт работы, которым делюсь с педагогами и на педагогических советах, и на городских методических объединениях воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В 2016 году проект «Домик в деревне» был представлен на муниципальном конкурсе «Руководство детскими исследовательскими проектами в семье и ДОО», организованный ММЦ г. Когалыма и ему была дана высокая оценка членов жюри.
Использовать проектный метод обучения можно не только с детьми старшего дошкольного возраста, но и с детьми младших групп. Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающем ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений и умений. У маленьких детей еще небольшой жизненный опыт, они не могут самостоятельно обозначить возникшую проблему и найти пути ее решения, поэтому я беру на себя ведущую роль в организации проектной и познавательно- исследовательской деятельности.
Мною были организованы разные проекты и по длительности, их насыщенности, видам деятельности, но каждый проект был результативным. Так с маленькими моими первооткрывателями были организованы среднесрочные проекты : «Водичка- водичка», «Ах ты зимушка- зима», «Еду к бабе, еду к деду», «Прощание с зимой». В каждом проекте были использованы методические приемы, которые позволили найти авторский подход в решении проектных задач (своё ноу- хау).
Важная роль отводится родителям детей, которые активно включаются в образовательный процесс, помогают в решении проектных задач, в организации развивающей предметно- пространственной среды в группе. Развивающая предметно - пространственная среда в группе помогает в организации игровой деятельности детей, позволяет создать ситуацию эмоционального комфорта и уединения, раскрывает творческий потенциал детей, наполняет игровой процесс современным увлекательным содержанием.
Совместно с родителями были реализованы такие задумки, как изготовление сушилок для стирки детского белья, создание ящика замечательных вещей с тканями и другими различными материалами для организации игровой, двигательной и познавательной деятельности, изготовление пособия «Веселая карусель» для организации хороводных игр (при ходьбе по кругу колесо и петушок вращаются). Для малышей сделали конские упряжки с колокольчиками. При движении колокольчики издают звук, дети с удовольствием бегают и потешаются.
Для самостоятельного художественного творчества на стене укрепили перекладину, на которую вставили рулон обоев. Дети самостоятельно разматывают обои и рисуют мягкими карандашами на полу. Говоря об игровом использовании модулей детьми, надо сказать, что с одной стороны, они по функциональным свойствам являются крупным строительным материалом, при помощи которого ребенок может самостоятельно моделировать необходимое ему игровое пространство. Кроме того, модули - это еще и крупные предметы-заместители. Они сами по себе, без создания из них каких-либо построек, могут выполнять функцию игрушки или предмета с легко меняющимся назначением в зависимости от сюжета игры.
Для организации прогулок с детьми было изготовлено авторское пособие «Гусеничка», которое помогает учить детей ходить в парах, держась за кольца.
Во второй младшей группе мы реализовали долгосрочный проект «Домик в деревне». У детей четвертого года жизни продолжает активно развиваться действенный способ решения практических задач. В это время дети проявляют особенную любознательность в отношении вещей и событий. Каждого ребенка переполняет желание узнавать новое. Большинство навыков и знаний приобретается детьми в игре. Дети познакомились не только с домашними животными и их детенышами, но и узнали о том, какую пользу они приносят человеку, чем питаются и как за ними ухаживают люди. Было решено поддержать интерес детей, и организовать фото – выставку на тему «Наши любимцы». Выставка на наш взгляд получилась интересной и оригинальной, она вызвала большой интерес у детей и родителей.
Изначально выставка выглядела чёрно - белой на ней были рамки, в которых находились чёрные силуэты людей и домашних животных, а сверху надпись «Место для вашего фото». Мы попросили родителей принести фотографии своих домашних питомцев. Родителям и детям пришлось посветить вечер рассматриванию семейного фотоальбома, а у кого не нашлось подходящего фото в альбоме, они устроили фото - сессию с любимцами.
Через неделю наша выставка стала цветной и яркой.
Дети с удовольствием рассказывали и делились впечатлениями. Для реализации проекта «Домик в деревне» родители изготовили макет деревенского дома с приусадебным хозяйством. Макет расположили на трансформируемом, многофункциональном подиуме, подиум покрыли зелёной травкой, связанной руками родителей. Во двор этого дома мы поселили сшитых родителями домашних животных и их детенышей: свинью с поросенком, лошадь с жеребенком, корову с теленком и других животных. Родители, заинтересованные в реализации этого проекта, связали курицу, цыплят, для собаки смастерили будку. Тут же рядом с домом разместили изготовленные макеты деревьев. Были решены основные задачи проекта : поддержка познавательного интереса детей, развитие любознательности.
Именно проектная деятельность в этом возрасте может быть благодатной почвой для развития детей. Организация совместной со взрослыми и самостоятельной исследовательской деятельности помогают младшим дошкольникам обнаруживать всё новые и новые свойства предметов, их сходства и различия.
В этом учебном году мы работаем над долгосрочным проектом «Дерево и всё вокруг него», который оформляем в виде настенного панно. Это своеобразный календарь наблюдений за природой (посезонное заполнение в течение года по мере усвоения детьми определённых знаний).
Ребенок по своей сути - исследователь. Он всё познает методом проб и ошибок. Но ребенку очень трудно самостоятельно найти ответы на все интересующие его вопросы. Дети учатся сами находить пути решения проблемы, проблемных ситуаций, сравнивать их, выбирать оптимальный вариант. В проектной деятельности можно объединить содержание образования из различных областей знаний. В ходе этой деятельности улучшаются детско-родительские отношения, так как проектная деятельность подразумевает вовлечение родителей в образовательно-воспитательный процесс. Поэтому в детском саду проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, работники ДОУ, а также привлекаются родители и другие члены семьи.