МААМ-картинки

Интерактивный семинар «Ребенок с расстройством аутистического спектра: теория и практика работы психолога»

Ирина Анатольевна Блынская
Интерактивный семинар «Ребенок с расстройством аутистического спектра: теория и практика работы психолога»
▼ Скачать + Заказать документы

Аутистичный ребенок : теория и практика работы психолога

Форма занятия: Интерактивный семинар

Целевая аудитория: педагоги-психологи образовательных организаций

Время проведения: 45 минут

Цель: формирование представлений о психологической помощи детям с расстройством аутистического спектра.

Задачи:

Публикация «Интерактивный семинар „Ребенок с расстройством аутистического спектра: теория и практика работы психолога“» размещена в разделах

• знакомство с понятиями «аутизм» и «расстройство аутистического спектра» причинами их возникновения;

• формирование представлений о поведении ребенка с расстройством аутистического спектра;

• формирование психолого-педагогических компетенций для работы с детьми с расстройством аутистического спектра.

Оборудование:

План:

I. Вводная часть

1. Вступление

2. Мозговой штурм Понятие «аутизм» и «расстройство аутистического спектра»

II. Основная часть

1. Причины возникновения расстройств аутистического спектра

2. Упражнение «Признаки и симптомы поведения ребенка с расстройством аутистического спектра»

3. Психологическая помощь аутичному ребенку

III. Подведение итогов семинара

Конспект

I. Вводная часть

1. Вступление

Впервые в России об аутизме заговорили в конце 1980-х годов. Однако, в настоящее время актуален вопрос: Где и как обучаться такому ребенку? В большинстве случаев дети учатся дома, не имея возможности посещать групповые занятия в соответствии со своим возрастом. А ведь аутизм и есть нарушение способности к общению, поэтому очень важно, чтобы коррекционная помощь детям и их родителям оказывалась своевременно.

Наша встреча посвящена знакомству с понятиями «аутизм» и «расстройство аутистического спектра» причинами их возникновения; формированию представлений о поведении ребенка с расстройством аутистического спектра; формированию психолого-педагогических компетенций для работы с детьми с расстройством аутистического спектра.

2. Мозговой штурм Понятие «аутизм» и «расстройство аутистического спектра»

Прошу вас разделиться на 3-4 группы и на ватмане посредством мозгового штурма написать несколько существительных, глаголов или прилагательных - ассоциаций с понятием «аутизм». Далее каждая группа зачитывает свой список по очереди и обводит те определения, которые повторяются в ответах каждой группы.

Ведущий выписывает их на доске и таким образом резюмирует совпадает ли представление аудитории об аутизме с научными определениями.

Аутизм — крайняя форма нарушения контактов, уход от реальности в мир собственных переживаний (Э. Блейлер).

Аутизм — постоянное нарушение развития, которое проявляется в течение первых трех лет жизни.

Аутизм — дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, который заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

В нашей стране аутизм является заболеванием и внесен в классификацию болезней МКБ-10 под шифром F84.0 — «Детский аутизм». Данный диагноз может быть поставлен детским психиатром ребенку после трех лет.

II. Основная часть

1. Причины возникновения расстройств аутистического спектра

Существует огромное количество версий возникновения у ребенка расстройств аутистического спектра.

Аутизм расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями.

Схожие состояния, при которых отмечаются более мягкие признаки и симптомы, относят к расстройствам аутистического спектра.

Психотравма в звуковом векторе признается основной из причин. Ребенок с диагнозом аутизм чутко слышит из самой дальней комнаты шелест разворачиваемой конфеты. А на речь взрослого не реагирует.

Психическую травму, формирующую такое заболевание, как аутизм, ребенок получает именно через ухо. «Спусковым крючком» могут стать следующие причины развития аутизма : ссоры в семье, разговор на повышенных тонах, громкая музыка, оскорбительные смыслы в речи взрослых, которые малыш улавливает бессознательно. В результате травмы он отгораживается от окружающего мира и для него становятся мучительны даже бытовые шумы (фен, пылесос).

2. Упражнение «Признаки и симптомы поведения ребенка с расстройством аутистического спектра»

Психолог предлагает участникам представить себе ребенка с подобными особенностями. Предлагаю вам сделать совместно памятку «Признаки и симптомы поведения ребенка с расстройством аутистического спектра»

На доске представлена фигура ребенка, рядом с доской - коробка с карточками, на которых написаны те или иные особенности поведения ребенка. Каждый участник подходит к доске, вытягивает из коробки карточку, решает, соответствует ли предложенная на карточке характеристика поведению ребенка-аутиста, и в случае соответствия прикрепляет карточку на доску.

Во время выполнения задания психолог никак не комментирует ответы педагогов. Когда все участники сделали свой выбор, психолог проводит анализ коллективно составленного портрета, отмечая характерные признаки ребенка-аутиста.

Характеристики поведения обычного ребенка

постоянно задает вопросы

залезает на горку, на верх дивана

любит играть на детской площадке, когда там много детей

любит кошек

разбирает вещи по частям

активно привлекает детей в свою игру

разговаривает в транспорте с незнакомыми людьми

любит разноцветные шерстяные свитера

любит играть на барабанах или стучать

требует новых игрушек

Характеристики поведения ребенка-аутиста

не смотрит в глаза

не играет со сверстниками

не разговаривает с окружающими

повторяет одни и те же слова или предложения

выполняет одни и те же механические движения

играет только с определенными игрушками,

предпочитает еду одного цвета

не любит телесный контакт

общается с одним выбранным взрослым

выстраивает предметы в ряд

играет один

делает бесцельные движения (взмахи руками, перебирание пальцами)

сопротивляется переменам

выполняет действия в определенном порядке

боится громких звуков, закрывает уши руками

избегает яркого света

хаотично передвигается по помещению

По итогам упражнения раздаем Памятку «Признаки и симптомы поведения ребенка с расстройством аутистического спектра»

3. Психологическая помощь аутичному ребенку

Конечно же, каждый ребенок индивидуален. В особенности дети-аутисты. Они могут обладать самыми разными чертами и особенностями. Важно понимать, что подобный ребенок нуждается в квалифицированной помощи. Есть некоторые этапы получения этой помощи:

• посетить невролога (исключить проблемы, связанные с развитием головного мозга);

• посетить детского психиатра (он и поставит диагноз);

• пройти аппаратные обследование (ЭЭГ, МРТ, УЗИ головного мозга);

• обратиться за консультацией к клиническому психологу, учителю-дефектологу;

• начать работу с соответствующим специалистом.

Основные этапы психологической коррекции при помощи игровой терапии:

Первый этап – установление контакта с аутичным ребенком. Для успешной реализации этого этапа рекомендуется щадящая сенсорная атмосфера занятий. Это достигается с помощью спокойной негромкой музыки в специально оборудованном помещении для занятий. Важное значение придается свободной мягкой эмоциональности занятий. Психолог должен общаться с ребенком негромким голосом, в некоторых случаях, особенно если ребенок возбужден, даже шепотом. Необходимо избегать прямого взгляда на ребенка, резких движений. Не следует обращаться к ребенку с прямыми вопросами. Установление контакта с аутичным ребенком требует достаточно длительного времени и является стержневым моментом всего психокоррекционного процесса. Перед психологом стоит конкретная задача преодоления страха у аутичного ребенка, и это достигается путем поощрения даже минимальной активности.

Пример Игры на первом этапе:

1) Если ребенок не входит в деятельность психолога, то психологу необходимо включиться в деятельность ребенка, начать ему подыгрывать: необходимо подражать той деятельности, которую выбирает для себя ребенок - стереотипная игра аутичного ребенка в начале коррекционной работы станет основой построения взаимодействия с ним, так как для самого ребенка это комфортная ситуация, внутри которой он спокоен. Когда ребенок привыкнет к присутствию психолога, можно начинать осторожно пробовать подключаться к его играм, причем делать это следует тактично и ненавязчиво.

2) Сенсорная игра «Цветная вода» : для проведения игры потребуются: акварельные краски, кисточки, 5 прозрачных пластиковых стаканов (в дальнейшем количество стаканов может быть любым). Стаканы расставляются в ряд на столе и наполняются водой, затем в них поочередно разводятся краски разных цветов. Обычно ребенок следит за тем, как облачко краски постепенно растворяется в воде. Можно разнообразить эффект и в следующем стакане развести краску быстро, помешивая кисточкой; ребенок же своей реакцией даст понять, какой из способов ему больше нравится. В этой игре ребенок довольно скоро может проявить желание более активно участвовать в происходящем: начинает "заказывать" следующую краску или выхватывает кисточку и принимается действовать самостоятельно.

Второй этап – усиление психологической активности ребенка. Решение этой задачи требует от психолога умения почувствовать настроение ребенка, понять специфику его поведения и использовать это в процессе коррекции.

Используются игры на совместное рисование/совместное конструирование.

Пример игры на втором этапе:

1) Игра «Рисуем вместе» (берется большой лист бумаги и каждому по очереди необходимо что-нибудь нарисовать). Задачи игры: 1. включение в общий вид деятельности, 2. преодоление страха общения, 3. получение новой информации о мире, 4. уточнить представления, которые уже есть у ребенка, 5. перенос знаний в реальную жизнь, 6. развить средства коммуникации.

Третий этап - организация целенаправленного поведения аутичного ребенка; развитие основных психологических процессов.

Пример игры на третьем этапе:

Игры: 1. «Хоровод». Задачи игры: 1. преодоление страха тактильных прикосновений, 2. преодоление страха взгляда глаза в глаза. Ход игры: психолог выбирает из группы ребенка, который здоровается с детьми, пожимает каждому ребенку руку. Ребенок выбирает того, кто будет в центре хоровода. Дети, взявшись за руки, под музыку приветствуют того, кто будет в центре круга. Дети поочередно входят в центр круга, и группа приветствует их такими словами:

Станьте, дети,

Станьте в круг,

Станьте в круг,

Я твой друг

И ты мой друг,

Старый добрый друг.

Четвертый этап - преодоление страхов; развитие общения, мотивационной сфер.

Пример игры на четвертом этапе:

Игра «Моя семья». Задачи: 1. взаимодействие в группе, 2. преодоление страха общения, 3. освоение новых для себя ролей. Ситуации разыгрываются в группе детей, которые играют роли и родителей, и свои. Ход занятия: Ребятам предлагается несколько ситуаций, в которых заранее с помощью психолога будут распределены роли. Например: «Поздравь маму с днем рожденья», «Пригласи друга в гости». Если ребята затрудняются, психолог должен включится в игру и показать, как следует вести себя в той или иной ситуации.

Пятый этап - развитие сюжетной игры с детьми.

Пример Игры на пятом этапе:

1) «Обезьянка-озорница». Задачи: 1. развитие активности, 2. работа в группе, 3. развитие соревновательного момента.

Ход игры: Дети стоят в кругу, психолог показывает обезьянку и рассказывает, как она любит подражать. Психолог поднимает руку, потом делает это же движение с обезьянкой, потом предлагает детям выполнить это же движение самим или на обезьянке. Затем движения усложняются: взмах рукой, хлопанье в ладоши, постукивание и так далее.

4. Подведение итогов семинара

Обсудить какие игры педагоги-психологи уже используют в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра?

В конце семинара психолог раздает основные рекомендации по работе с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Рекомендации по работе с детьми-аутистами в детском коллективе:

• Взаимодействуйте с ребенком, только когда он готов к этому.

• Принимайте его таким, какой он есть.

• Научитесь улавливать изменения в поведении ребенка, не давайте ему выйти в деструктивную деятельность.

• Придерживайтесь определенного режима дня.

• Соблюдайте ежедневные ритуалы.

• Не трогайте ребенка.

• Вступайте в тактильный контакт с ребенком, только когда он сам просит об этом.

• Не повышайте голос и не издавайте громких звуков.

• Не выпускайте ребенка из поля своего зрения. Ребенок должен понимать, что всегда может подойти к вам.

• Найдите общий способ сказать «нет», «да» и «дай».

• Совместно с ребенком создайте укромное место, где ребенок может посидеть один и никто не будет ему мешать.

• Все общение и обучение можно вести через игрушку, значимую для ребенка.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Специфика образовательной деятельности с детьми с расстройством аутического спектра Доклад на семинаре «Специфика образовательной деятельности с детьми РАС» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я бы хотела рассказать.

Консультация «Дети с расстройствами аутистического спектра» Другие дети Этих детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям.

Конспект занятия с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра «Скамеечка для мишки» Задачи: Развивать память, внимание, наблюдательность. Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу, строить простейшие.

Квест-игра для педагогов ДОУ «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности» Сценарий проведения интеллектуального квеста для педагогов «Теория и практика познавательно-исследовательской деятельности» Цель: Повышение.

Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Особенности детей при расстройстве аутистического спектра (РАС). Уровень интеллектуального развития при аутизме может быть самым различным:.

Семинар-практикум для родителей с детьми «Умный ребенок — здоровый ребенок» Семинар – практикум для родителей с детьми на тему: «Умный ребенок – здоровый ребенок» (средний дошкольный возраст) Актуальность темы работы.

Вовлечение детей с расстройствами аутистического спектра во фронтальную работу класса ВОВЛЕЧЕНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА ВО ФРОНТАЛЬНУЮ РАБОТУ КЛАССА. Александр Волковский Школа-интернат №39, г. Нижний.

Сторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста ВидеоСторителлинг — интерактивный метод работы с детьми дошкольного возраста Видео Выступление на семинаре «Интеллектуально-творческое развитие детей дошкольного возраста в проблемно-игровом обучении». Блок 1 Все мы,.

Фотоотчет «Сторителлинг — новый интерактивный метод работы с детьми»Фотоотчет «Сторителлинг — новый интерактивный метод работы с детьми» Профессия воспитателя требует постоянного совершенствования, поиска новых форм, методов взаимодействия с родителями, с коллегами, с дошкольниками.

Теоретический аспект использования АВА терапии при коррекции детей с нарушениями аутистического спектра Аутизм – это отчужденность человека от окружающего мира. Как же преодолеть эту проблему и помочь ребенку социализироваться? На помощь приходит.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Интерактивный семинар «Ребенок с расстройством аутистического спектра: теория и практика работы психолога»
Опубликовано: 10 мая 2018 в 11:17
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Интерактивный семинар «Ребенок с расстройством аутистического спектра: теория и практика работы психолога»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Анатольевна Блынская (УИ 292717) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД