Марина Черепанова
Проведение логопедической недели как нетрадиционный метод формы работы с детьми-логопатами
▼ Скачать + Заказать документы
В наш век современных технологий, все те, кто занят воспитанием и обучением детей с нарушениями речи имеется богатый практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но, несмотря на это, приходится сталкиваться с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии. Наряду с речевыми нарушениями у детей дошкольного возраста имеются отклонения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. Такие воспитанники могут быть замкнуты и подавлены, в общении со сверстниками, боятся быть несостоятельными, обсмеянными сверстниками, другие наоборот, склоны вступать в конфликт, им свойственна повышенная агрессивность. У таких детей, как правило, неустойчивая самооценка: желание есть многого добиться, но веры в собственные силы нет. Всё это, безусловно, затрудняет работу логопеда по преодолению речевых недостатков.
Публикация «Проведение логопедической недели как нетрадиционный метод формы работы с детьми-логопатами» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Планирование по лексическим темам. Тематические недели
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В связи с этим возникла необходимость оптимизации коррекционно-логопедической работы, применения новых эффективных средств коррекции речевого недоразвития, которые обусловливают расширение тематики поиска педагогических идей в сторону использования нетрадиционных методов. По мнению В. М. Акименко, любой практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии. В результате педагогических поисков родилась идея использования нетрадиционного метода формы работы с детьми как проведение логопедической недели.
Одной из новых форм моей работы является ежегодное проведение в детском саду «Логопедической недели», посвященная тематике года. Основными целями Недели является создание условий для осуществления компетентной, продуктивной помощи детям в преодолении речевых нарушений, формирование у детей действенного мотива для активного участия в процессе исправления своих речевых дефектов. Как известно особое место в системе воспитания и обучения воспитанников с речевыми расстройствами занимают праздники, занятия - развлечения, занятия – досуги. Разработанная модель проведения «Логопедической недели», реализуется и осуществляется под моим руководством всеми участниками образовательного процесса и позволяет использовать все эти мероприятия в коррекционной деятельности. Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Достижение положительного результата коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у дошкольников предполагает реализацию комплексного подхода в деятельности всего педагогического коллектива и семьи воспитанников. Эффективность реализации проведения «Логопедической недели», обеспечивается установлением связей между образовательными областями, интеграцией усилий специалистов и родителей дошкольников.
Характерными особенностями детей с нарушениями речи является достаточно быстрая переутомляемость, неустойчивое внимание, низкая мотивация на занятиях. Всё это, а также реализация недели в рамках определённого года поставили передо мной ряд вопросов. Как связать воедино проведение логопедической недели и объявленного года? Как объединить все возрастные группы? На мой взгляд, удачным решением явилось использование метода сказкотерапии. Этот метод вызывает живой интерес, способствует активизации познавательной, творческой активности детей. Сказки, легко адаптировать к тематике года, находят применение авторские фонетические сказки.
К проведению логопедической недели очень важно привлечь всех детей, имеющих речевые нарушения, показать их способности, успехи, достижения, а также смотивировать родителей оказывать им поддержку, принимать активное участие. План мероприятий очень тщательно обдумывается, так, как необходимо охватить все возрастные группы, ведётся большая предварительная работа, включающая в себя: подготовку детей к инсценировке сказок, взаимодействие с воспитателями (заучивание физкультминуток, обыгрывание и заучивание стихотворений, участие специалистов (интегрированные мероприятия, привлечение в качестве героев, работа с рисунками, оформление информационных стендов, выпуск логопедических газет. Обязательным условием является составление плана мероприятий на каждый день. Открытие недели носит увлекательно-информационный характер. Мероприятия всегда разные и соответствуют тематике года. Самое активное участие принимают дети подготовительных и старших групп и их родители. У воспитанников средних и младших групп есть возможность посмотреть инсценировки сказок, быть не только активными слушателями, но и участниками. Выстраивание работы ведётся таким образом, чтобы каждое проводимое мероприятие несло свой смысловой отпечаток девиза Недели, вызывая положительные эмоции, обеспечивая эмоциональный комфорт. Формами проведения выбраны развлечения, досуги, инсценировки сказок, логопедические акции. Своё применение в реализации проведения Недели находит технология, способствующая активизации познавательной поисковой деятельности, проектная деятельность. Воспитанники презентуют проект родителям, показом сказки. При таких формах работы, дети работают продуктивно, у них устойчивая познавательная мотивация и живой интерес к происходящему.
Воспитывать человека со светлым ясным взглядом на мир - задача непростая. И в том числе от меня зависит развитие ребёнка. Моя искренняя вера в том, что каждый ребёнок по-своему гениален. Когда в детском саду царит праздничная атмосфера, слышен детский смех и лица расплываются в счастливых улыбках, тогда точно хочется сказать, я буду продолжать организовывать и проводить «Неделю логопедии», которая помогает объединить воспитанников, педагогов, родителей общими впечатлениями, эмоциями, переживаниям
.