Получи документы

Конспект интегрированного занятия по формированию представлений о хлебе «Славится он первым на земле!» в старшей группе

Валентина Колпащикова
Конспект интегрированного занятия по формированию представлений о хлебе «Славится он первым на земле!» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Славится он первым на земле,

славится он первым на столе

Цель: Расширять представление о процессе выращивания хлеба.

Задачи:

-Воспитывать: бережное отношение к хлебу и уважение к труду хлебороба; интерес и желание петь народные попевки; культуру слушания музыки.

Публикация «Конспект интегрированного занятия по формированию представлений о хлебе „Славится он первым на земле!“ в старшей группе» размещена в разделах

- Развивать: познавательный интерес к истории земледелия на Руси; умение петь «а-капелла», точно передавая мелодию; петь по ролям, эмоционально и чётко артикулируя звуки; слышать смену частей музыки; двигаться змейкой, правильно ориентируясь в пространстве; театральное и танцевально-игровое творчество, пластичность движения рук.

-Учить: познакомить с процессом перемалывания зёрен в муку; различать строение ржаных и пшеничных колосьев и зерен; знакомить с культурой русского народа, земледельческими обрядами, традициями.

Оборудование: колобок (игрушка и шапочка, ширма, персонажи кукольного театра (дед, бабка, картинка кадушки и теста; хлебобулочные изделия, зерна пшеницы и ржи, фланелеграф, кофемолка, схемы-карточки, музыкальный инструмент треугольник, цветы, колоски, диапроектор, экран.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, слушание музыки, разучивание песен, попевок, танца, сказки-театрализации, стихов, пословиц-поговорок, изготовление пособий и атрибутов.

Ход занятия:

Дети входят в зал, садятся на стулья.

М. р: Ребята, посмотрите, сколько сегодня у нас гостей.

Давайте поздороваемся (поёт «Здравствуйте», затем поют дети).

Ребята, послушайте загадку: «Вырос в поле колоском,

На столе лежит куском» (хлеб)

Правильно! Сегодня разговор наш будет о хлебе.

СЛАЙД № 1

У народа есть слова: «Хлеб – всей жизни голова!

Славится он первым на земле,

Славится он первым на столе

(Воспитатель убирает покрывало со стола, на котором выставлены хлебобулочные изделия)

Восп: Ребята, что это? (ответы) Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков, тортов, сушек, сухариков. Хлеб - это основной продукт питания людей. А как он появился на нашем столе? (ответы)

М. р: А поможет нам сегодня разобраться и проследить путь хлеба к нашему столу герой из р. н. сказки. Я предлагаю отправиться к нему в гости.

Давайте повернёмся друг за другом, выпрямим спину, пойдём змейкой и будем тянуть носочек.

Упражнение «ЗМЕЙКА»

Дети садятся на стульчики, дети-кукловоды уходят за ширму.

Звучит музыка, на ширме появляются «Дед» и «Баба».

Дед: Ох, захотелось колобка, у нас есть масло и мука? (Бабе)

Ты бы тесто замесила да детишек угостила.

Баба: С охотой я возьмусь за дело, хоть задача не легка:

Чтоб тесто сделать пышным, белым, нужна не только мне мука.

Вниманье нужно да уменье, про соль и сахар не забыть.

Чтоб лучше сделать угощенье, начну-ка тесто я месить.

М. р: Давайте, ребята, поможем бабушке с дедушкой месить тесто.

Двигательная импровизация

- Вымоем руки

- Возьмём чашку

- Насыплем муки

- Добавим воды, масла

- Месим тесто

- Моем руки

- Устали, отдохнём

Дед и Баба: Тесто мы месили, масла добавляли.

Выбились из сил, ох, как мы устали! (Куклы уходят. Появляется «Тесто».)

Тесто: Очень сдобное я тесто, усидеть здесь не могу,

Мне в кадушке мало места, тесно, тесно, убегу!

Баба: (выбегает) Ай-ай-ай! Куда? Куда? Вот несчастье, вот беда!

Не уйти тебе от нас! Будет колобок сейчас!

(Игрушка-Колобок падает в руки воспитателя)

Убежал мой колобок, не попался на зубок! (уходит, ширма закрывается)

Восп: А вот и сказочный герой. Ребята, кто это? (Колобок)

М. р: А давайте мы про него дружно, весело споём песенку. (Одеть шапочку колобка ребёнку солисту).

Песня «КОЛОБОК» муз. Г. Струве, сл. В. Татаринова

Восп: Колобок не просто так укатился за порог. Он ведь тоже, как и хлеб сделан из муки. Давайте отправимся вместе с ним в путешествие и узнаем, как хлеб попал к нам на стол (ставим игрушку-колобок на мальберт).

Всё, что мы сегодня узнаем, мы отобразим на схеме.

Нам известно, что тесто месят из воды и муки. А как сделать муку?

СЛАЙД № 2 (трактор с плугом)

Чтобы был хлеб, весной землю вначале пашут. На поле выезжает трактор с плугом, которым он переворачивает землю. Земля становится рыхлой, мягкой.

СЛАЙД № 3 (трактор с сеялкой)

Затем, на поле выезжает трактор с сеялкой. Во вспаханную землю сеют зернышки пшеницы или ржи.

А на схеме это будет выглядеть так. (Приложение №1, карточка 1) (Волнистыми линиями мы обозначим вспаханную землю, а это - зерно, которое в землю попадает.)

СЛАЙД № 4 (крестьянин сеет (разбрасывает) зерно руками)

В старину же тракторов не было, и люди работали на поле вручную.

М. р: Весной, перед началом полевых работ, крестьяне парились в баньке, надевали чистые рубахи, кланялись в пояс земле-матушке, в храмах служили молебен и просили Святого Николая Чудотворца:

Ребё нок: Угодник Николай! Дай нам щедрый урожай,

Дай нам солнечных дней, дай нам теплых дождей.

Сбереги посевы от небесного гнева,

От жары, от града, от ночного хлада!

М. р: А еще на Руси пели особые песни, в которых звучали пожелания, чтобы колосья росли спелыми, наливными, урожай был богатым.

р. н. п. «РАСТИ РОЖЬ»

СЛАЙД № 5 (первые всходы)

Восп: Начинает прорастать зерно, появляются первые всходы.

М. р: В это время над полем можно услышать чьё-то пение. Сейчас мы её послушаем музыку, узнаем её и определим характер.

Слушание «ЖАВОРОНОК» М. И. Глинка

- Как называется музыка?

-Кто её написал?

-Что мы слышим в начале и конце муз. произведения? (пение жаворонка)

- Как поёт жаворонок? (нежно, звонко, трепетно)

-Как звучит мелодия? (немного грустно, плавно, неторопливо)

М. р: Да, в начале и в конце слышится звонкая, нежная трель жаворонка, а мелодия напоминает широкую, русскую народную песню, задушевную и печальную.

СЛАЙД № 6 (жаворонок)

М. р: Прилетая ранней весной, когда посевы только начинают прорастать, жаворонки пользуются ими как пищей, пополняя организм витаминным кормом.

М. р: Ребята, а что нужно для того, чтобы посевы росли быстро (тепло, свет, влага) Правильно, солнце даёт тепло и свет, а влагу даёт дождь. Давайте про дождик споём песенку.

Песенка «ДОЖДИК» Парцхаладзе

(Игра на музыкальном инструменте треугольнике)

Восп: Пригревает землю яркое солнце, поливает тёплый дождь и из зерен пшеницы и ржи вырастают колоски. А на нашей схеме колосок будет выглядеть так. (Приложение №1, карточка 2)

Слайд № 7 (колосья)

Восп: Посмотрите, как выглядят хлебные колоски? У колосков плотный стебель, удерживающий колос, полный зерна. Спелые зерна желтовато-золотистого цвета, они окружены довольно твердой оболочкой, защищающей зерно от высыхания. Зерна ржи имеют продолговатую форму, а пшеницы – круглую.

(Музыкальный руководитель и воспитатель показывает настоящие зёрна пшеницы и ржи).

СЛАЙД № 8 (поле ржи)

Восп: «Встаёт стеною золотой, волнуется пшеница,

И каждый колос налитой к земле готов склониться».

СЛАЙД № 9 (васильки во ржи)

М. р: А во ржи часто можно встретить красивые цветы. Как они называются? (васильки). Мы сейчас станцуем танец «Цветы и хлеб»

(Девочки берут цветы, а мальчики - колоски и встают на танец)

Реб: «Колосится рожь – краше не найдёшь.

В золотистой ржи, да по всей межи –

Чудо из ковров синих васильков!

Право, чудеса – в поле небеса»

ТАНЕЦ «ЦВЕТЫ И ХЛЕБ»

СЛАЙД № 10 (комбайны убирают урожай)

Восп: «Рожь наливается зерном тяжелым, урожайным,

И солнечным погожим днем в поля идут комбайны».

Комбайны выполняют несколько работ сразу: большими острыми ножами срезают колосья, молотилка внутри комбайна вычищает зёрна из колосьев. Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном.

СЛАЙД № 11 (жнут колосья серпами)

Восп: Ребята, а в старину колосья срезали острым серпом, потом эти колосья связывали в снопы и складывали в высокие скирды, напоминающие стога с сеном. Людей, которые убирали урожай, называли – жнецы.

М. Р: А мы знаем про них песню, которая называется «СЕРПЫ ЗОЛОТЫЕ». Давайте её споём «А-капелла» (дети исполняют песню).

Серпы золотые, жнеи молодые.

Весёленько жали,

Серпочки мелькали.

Жили-поживали,

Стали с пирогами.

СЛАЙД № 12 (обмолачивают цепами)

Восп: Срезанные колосья везли на молотильню. Там их обмолачивали цепами и зерно высыпалось из колосков. А на нашей схеме это будет выглядеть так (зернышки из колоска высыпались) (Приложение №1, карточка 3)

Потом зерно отправляют на мельницу. Про мельницы мы уже кое-что с вами знаем. Давайте вспомним, какие мельницы были в старину.

СЛАЙД № 13 (ветряная мельница)

Реб: Ветряная мельница – ей помогает работать ветер. Он заставляет крутиться крылья, которые крутят тяжёлые жернова, а они мелют муку.

М. Р: Давайте, ребята, сейчас покажем, как вращаются лопасти у ветряной мельницы. На первую часть музыки (тихую) – наши ручки будут раскачиваться плавно, как лопасти мельницы в безветренную погоду. А на вторую часть музыки (громкую) - руки будут выполнять полные круговые движения, как - будто дует сильный ветер.

Упражнение: «МЕЛЬНИЦА»

Восп: Ребята, какие ещё мы знаем мельницы?

СЛАЙД № 14 (водяная мельница)

Реб: Водяная мельница – их строили люди, которые жили у рек. Вода лилась на ковши и своей энергией заставляла крутиться жернова.

СЛАЙД № 15 (современный мукомольный завод)

Восп: И вот люди придумали лучшего помощника – электрическую мельницу. Большая электрическая мельница – это целый завод, где можно намолоть столько муки, сколько не смогла бы намолоть и тысяча водяных и ветряных мельниц.

СЛАЙД № 16 (мука)

Восп: Так из зерна получается мука. На нашей схеме это будет выглядеть так (Приложение №1, карточка 4)

Зерна пшеницы и ржи вы уже сегодня видели. Давайте проведем эксперимент и сделаем из зерен муку. Подходите к столу. Современная кофемолка – это как маленькая электрическая мельница. Сейчас мы в неё насыплем зёрна и получим муку.

(Дети и воспитатель перемалывают на кофемолке зерна.)

Муку мы намололи, а как из неё получить хлеб? Что ещё нужно добавить? (ответы детей, если дети затрудняются, воспитатель предлагает посмотреть на экран)

СЛАЙД № 17 (из чего месят тесто)

М. Р: С работой справились, теперь можно и отдохнуть. Ребята, мы знаем старинную русскую народную игру «Золотые ворота». Давайте в нее поиграем.

РУССКАЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»

(Дети выстраиваются парами друг за другом, берутся за руки. Первая пара поднимает руки вверх, образуя «золотые ворота». Находящиеся за ними дети должны пройти под воротами.)

При этом все дошкольники произносят:

В золотые ворота

Проходите, господа.

Первый раз - прощается,

Второй раз - запрещается,

А на третий раз –

Не пропустим вас!

После этих слов первая пара детей - «воротики» - резко опускают руки. Пара детей, которая не прошла в "ворота" пляшет под любую веселую русскую народную музыку, после чего становится ведущей (первой) парой, т. е. "воротиками").

Восп: Ребята, наше путешествие с Колобком подходит к концу. Всё, о чём мы сегодня говорили, мы отображали на схеме с помощью карточек. Давайте вспомним, как же хлеб попал к нам на стол?

РАБОТА СО СХЕМОЙ

(1) вначале землю вспахивают и сеют зерно; 2) из зерна вырастает колос; 3) колосья срезают, обмолачивают и зёрнышки выпадают из колоса; 4) зёрнышки перемалывают и получается мука).

А теперь Колобок предлагает поиграть. Закройте, пожалуйста, глаза (дети закрывают глаза, а воспитатель переставляет карточки местами). Открывайте глаза, ребята. Посмотрите, колобок перепутал все карточки. Вы должны вспомнить весь путь хлеба к нашему столу и поставить карточки по порядку (выходит ребёнок и ставит карточки в правильном порядке).

СЛАЙД № 18 (виды хлеба)

Восп: В старину про хлеб говорили так : «Хлеб на стол, так и стол – престол, а хлеба ни куска, так и стол – доска». А какие вы пословицы про хлеб знаете?

ДЕТИ: - Много снега – много хлеба.

- Посей в пору – будешь иметь хлеба гору.

- Не тот урожай, что в поле, а тот, что в амбаре.

- Хлеб да вода – молодецкая еда.

- Ржаной хлеб всему голова.

- Нива – Божья ладонь, всех кормит.

- Калач приестся, а хлеб никогда.

М. р: Я надеюсь, вы будете беречь хлеб, потому что уже знаете, как непросто его вырастить. А ещё потому, что хлеб – это наше богатство, здоровье и сила.

СЛАЙД № 19 (каравай)

Песня «КОЛОСКИ» сл. В. Орлова

СЛАЙД № 20 (тема занятия)

Восп: Вот сколько мы с вами узнали сегодня интересного! И Колобок был с нами (берёт в руки игрушку-колобок). Ребята, а оказывается Колобок и хлеб – родственники! Что общего между ними? (сделаны из муки)

Ребята, вы любите хлеб? А когда вы его едите?

ДЕТИ: (На завтрак мы кладём на ломтик хлеба кусочек сыра, колбасы или ветчины. На обед и суп, и второе блюдо мы обязательно едим с хлебом. А вечерний чай мы пьём с бутербродом с мёдом или вареньем.)

М. р: Ребята, Колобок приготовил для вас угощение - мучные изделия. Вы сейчас пойдёте в группу и будем с ними пить чай. А наших гостей мы тоже угостим изделиями с нашего стола. Ребята, давайте попрощаемся (поёт) : До свидания! (дети повторяют и выходят из зала с угощением и игрушкой-колобком).

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Албазинский острог». Конспект занятия по формированию представлений о родном крае в старшей группе Цель: приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному.

Конспект занятия по формированию у детей представлений о свойствах снега и льда в старшей группе Цель: - познакомить детей с физическими свойствами льда и снега; - научить детей проводить опыты для определения свойств снега и льда;.

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе для учителей начальных.

Конспект открытого занятия НОД по Формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Непоседы» КАК ПОМОЧЬ БУРАТИНО!Цель: Формирование элементарных математических представлений. Повышение интереса детей к изучению математики, подготовка.

Конспект занятия «Счет в пределах 10» по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления. Задачи: Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10,.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Спасем Смешариков» Цель: развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Образовательные: • Продолжать учить детей выполнять.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе Задачи: Формировать умение понимать отношения рядом стоящих чисел. Формировать понятие о том, что предмет (лист бумаги) можно разделить.

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе «Знакомство с цифрой 6» Программное содержание: Упражнение в счете до 6. Закрепить навыки счета предметов слева направо. Познакомить детей с цифрой "6". Учить детей.

Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений «Знакомство с величиной» Конспект занятия в старшей группе по формированию элементарных математических представлений на тему " Знакомство с величиной ". Программное.

Славится он первым на земле! Осенний праздник для старшей и подготовительной групп Ведущая- Осень- Весна- Лето- Дети под музыку входят в зал. Вед. Дорогие ребята! Уважаемые взрослые! Вот и подходит к концу золотая осень,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного занятия по формированию представлений о хлебе «Славится он первым на земле!» в старшей группе
Опубликовано: 29 августа 2019 в 13:28
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного занятия по формированию представлений о хлебе «Славится он первым на земле!» в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Колпащикова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД