локтева нина
Конспект занятия «Счет в пределах 10» по формированию элементарных математических представлений в старшей группе
Цель: Продолжать формировать элементарные математические представления.
Задачи:
Обучающие: Совершенствовать навыки счёта в пределах 10, отвечать на вопрос «Какой?» (по счёту, навык прямого и обратного счета в пределах 10. Совершенствовать знания о геометрических фигурах. составлять из них изображение предметов по схеме. Формировать умения ориентироваться на листе бумаги, выполнять движения в заданном направлении, ориентироваться на ограниченной плоскости, отображать в речи их пространственное расположение. Закреплять знания о последовательности дней недели и частях суток.
Публикация «Конспект занятия „Счет в пределах 10“ по формированию элементарных математических представлений в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
Развивающие: Развивать у детей внимание, логическое мышление, воображение, любознательность, взаимопомощь.
Воспитательные: Воспитывать познавательный интерес к математике, усидчивость, интерес к учебной деятельности.
Предварительная работа с детьми : Отгадывание загадок, дидактическая игра «Неделька», чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик», беседа по сказке.
Демонстрационный материал : Лепестки семи цветов, мяч,
Раздаточный материал : наборы геометрических фигур, конверты с зайчиками, карточки с поездом, вагончики голубого и желтого цвета, счетные палочки.
Ход НОД:
Организационный этап:
Дети выполняют упражнения в соответствии с текстом.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.
Собрало друзей всех в круг
Я твой друг и ты мой друг.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево,
В центре круга соберемся,
И на место все вернемся.
Улыбнемся, подмигнем,
Путешествовать пойдём.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие. А путешествие будет не простое, а волшебное. Далеко-далеко есть волшебная страна, там растёт необыкновенный цветок, он может исполнить любое желание. Как вы думаете, что это за цветок?
Дети: Это Цветик-Семицветик.
Воспитатель: Правильно, Цветик-Семицветик. Однажды в ту страну ворвался озорной ветер и разбросал лепестки волшебного цветка. А вы, хотели бы иметь такой цветок? (Ответы детей).
Давайте тогда мы с вами отправимся в путь и соберём все-все лепестки волшебного цветка. Но путь будет не лёгким. Вы готовы? (ответы детей)
Нужно в путь нам отправляться.
Ума, разума набраться,
Лепестки все отыскать,
Чтоб желанье загадать.
Я вижу, что вы готовы к путешествию. Тогда пройдите на свои места, сядьте поудобнее, и мы начнём наше увлекательное путешествие.
(Дети садятся за столы)
А на чём мы отправимся - отгадайте загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились
И помчались в путь – далёк,
Лишь оставили гудок.
Воспитатель: Правильно, это поезд.
Давайте вспомним, кто главный герой в сказке «Цветик-семицветик»? (Девочка Женя) Верно.
Жила - была девочка Женя. Однажды мама послала ее в магазин за баранками. Девочка купила баранки. Вспомните, сколько баранок купила Женя? (7 баранок)
Внимание, первое задание – на верхней полоске надо построить поезд с желтыми вагончиками. Желтых вагончиков надо столько, сколько баранок было у девочки Жени (7)
Сколько желтых вагончиков у вас на верхней полоске?
На нижней полоске надо построить поезд с голубыми вагончиками, но голубых вагонов надо взять столько же сколько и желтых, но на один вагон меньше. Вы догадались, сколько надо взять голубых вагончиков? Тогда выкладываем голубые вагончики. Сколько голубых вагончиков у вас на нижней полоске? (6).
В каком поезде больше вагонов? В поезде с желтыми вагончиками – 7. А в поезде, где голубые вагончики – 6.
Где больше вагончиков? Почему?
Где меньше вагончиков? Почему?
Что надо сделать, чтоб вагончиков было одинаково?
Добавим еще один голубой вагон. Сколько их стало? Одинаково, по 7, столько голубых вагонов стало сколько и желтых, а желтых вагонов стало столько же сколько и голубых.
Молодцы, вы справились с этим заданием.
Воспитатель: Ой, посмотрите, а вот и первый лепесток. Какого он цвета? (желтый). Этот лепесток мы повесим на мольберт и будем собирать наш волшебный цветик – семицветик.
Вот болотце на пути
Тут ребятам не пройти!
Надо мост построить нам,
Чтоб проехали мы там.
Дидактическая игра «Мост из геометрических фигур»
Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур. Каждому даются наборы геометрических фигур, которые детям необходимо разложить. У каждого ребёнка свой вариант логической цепочки.
Дети находят второй лепесток.
Какого он цвета? (красный). Здорово ребята, у нас уже два лепестка.
(пригласить детей встать в круг на коврике)
Воспитатель: Дети, что-то ветер опять начинает дуть.
Ветер, ветер, дуй сильнее, чтобы стало веселее
Ну-ка, ветер, не зевай, лучше с нами поиграй.
Игра с мячом «Бросай – лови, быстро назови»
Воспитатель бросает детям мяч и задаёт вопрос.
Спим мы ночью, а делаем зарядку….(утром)
Солнце светит днём. А луна….(ночью)
Сегодня день недели?
Какой день недели был вчера?
Какой день недели будет завтра?
Сколько всего дней в неделе?
Сколько весенних месяцев в году?
Назови первый месяц весны?
Назови последний месяц весны?
После весны идет время года?
Воспитатель: Дети посмотрите, пока мы играли, ветер нам принёс ещё один лепесток. Какого он цвета? (синий). Какой этот лепесток будет по счёту (третий). Прикрепляем его к цветку.
Дети, а вы помните Женя в сказке «Цветик–семицветик», разбила мамину любимую вазу, только из того что стала считать ворон. Чтобы мама не ругала Женю, давайте поможем девочке. И следующее задание: собрать осколки и «склеить» вазу. (задание выполняется сидя на коленях на коврике)
Перед вами на тарелочках лежат «осколки» вазы, их нужно собрать. А правильно собрать вазу вам поможет схема (на доску вывешивается схема вазы) Внимательно посмотрите на схему и скажите, из каких геометрических фигур состоит ваза? (Ответы детей). Верно!
Дети составляют вазу.
Молодцы, ребята! Помогли Жене - ваза, как и прежде, стала целой!
И в награду ветер нам принес еще один лепесток. Какого цвета лепесток? (зеленый лепесток). Какой он по счету? (четвертый) Прикрепляем его к цветку.
(дети садятся за столы)
Воспитатель: Ой, слышите, кто-то спорит. Да это же зайки, у каждого из них свой номер и им надо стать по порядку. Они никак не могут разобраться.
Дети, вы сможете им помочь? (Ответы детей)
Сейчас мы с вами разделимся на команды. У каждой команды будет отдельное задание. Первая команда будет раскладывать зайчиков по порядку от 1 до 10. А вторая команда будет раскладывать зайчиков в обратном порядке от 10 до 1. Но не забываем правило, что раскладывать нужно слева направо.
(Каждый ребёнок получает конверт с набором зайчиков с номерами от 1 до 10 и на столе раскладывают)
А теперь каждый из вас проверит как справился с заданием ваш сосед по парте. Молодцы.
Беритесь, ребята, скорей за работу –
Учитесь считать, чтоб не сбиться со счёту.
Как называется счет от 1 до 10? (прямой)
Как называется счет от 10 до 1? (обратный)
Посмотрите, ветерок нам принес еще один лепесток. Какого цвета лепесток? (оранжевый лепесток). Какой он по счету? (пятый) Прикрепляем его к цветку.
Воспитатель: Дети, кто посчитает, сколько лепестков мы уже нашли?
Дети: Мы нашли пять лепестков.
Воспитатель: А сколько всего лепестков у Цветика – Семицветика?
Дети: У Цветика – Семицветика всего семь лепестков.
Воспитатель: Так сколько ещё нам надо найти лепестков?
Дети: Нам надо найти ещё два лепестка.
Воспитатель: Отправляемся дальше путешествовать.
Давайте вспомним сказку «Цветик семицветик», когда Женя захотела иметь много игрушек. И это желание Жени исполнилось. У Жени стало бесчисленное множество игрушек.
Посмотрите ребята, сколько разных игрушек. (Вывесить плакат с изображением игрушек).
Игра «Что (кто) где?» (ориентировка на плоскости)
- Что (кто) находится в правом (левом) верхнем
(нижнем) углу? Что (кто) находится в центре? Кто
(что) находится (между, под, над, справа, слева от) и т. д.
Молодцы, всё верно. Ветерок принес еще один лепесток.. Какого цвета лепесток? (фиолетовый лепесток). Какой он по счету? (шестой) Прикрепляем его к цветку.
Задание со счетными палочками
Вот и отыскали мы с вами все лепестки. Дети, вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
Что больше всего вам понравилось во время путешествия? (Ответы детей)
Какое задание для вас оказалось самым сложным? (Ответы детей)
Спасибо вам. Вы так много знаете, были внимательными, сообразительными, помогали друг другу, поэтому вы так хорошо справились со всеми заданиями, которые встречались нам во время путешествия. Я думаю, что вы всегда так будете стараться.
Какое желание загадал бы каждый из вас, если бы у вас был волшебный лепесток?
Дети передают друг другу последний лепесток и высказывают свои пожелания.
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли -
Быть по-моему вели.
А мое желание вели, чтобы дети группы «Колобок» были самые добрые, самые дружные, самые заботливые, любимые!