МААМ-картинки

Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ

Алла Буданцева
Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения, развития детей на разных возрастных этапах, в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями.

Речь является одной из важнейших психических функций человека, сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения.

Публикация «Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах

На сегодняшний день в арсенале коррекционных педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Но мы сталкиваемся с трудностями коррекционной работы из-за возросшего количества речевой патологии.

Дети с речевыми нарушениями часто бывают с неустойчивой психикой, у них наблюдаются нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность и быстрая утомляемость. Логопедические занятия для таких дошколят — это тяжелый труд. Поэтому нам приходится искать, находить и умело использовать на практике более инновационные методы и формы воздействия, так как именно они становятся наиболее перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи.

Инновационный опыт в моём понимании — это «держать руку на пульсе» современной педагогики. Что мы подразумеваем под понятием «инновационные технологии»?

Инновационные технологии – это внедрённые, новые, обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога.

Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.

Использование в логопедической практике инновационных технологий служит эффективным дополнением к общепринятым наиболее популярным классическим технологиям и методикам, разработанным в конце XX века. И относится к так называемым «микроинновациям», поскольку её использование не меняет базисную организацию логопедической помощи, а лишь локально модифицирует её методическую составляющую и служит для создания благоприятного эмоционального фона.

Творчески варьируя сочетаемость разных технологий обучения, систематически и целенаправленно используя их на практике, в соответствии с индивидуальными возможностями каждого ребенка, коррекционно – развивающий процесс становится более результативным и эффективным.

В последние годы отмечается устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников, увеличения числа детей с нарушением психического и речевого развития, в связи с чем, применение инновационных здоровьесберегающих технологий в деятельности ДОУ становится очень актуальным.

Инновационные технологии, применяемые мной в логопедической практике, базируются на приоритетных направлениях ФГОС ДО. Подробно изучая новинки методической литературы, выбрала, на мой взгляд, наиболее актуальные и практичные инновационные методы, которые помогут сделать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи, эффективной и результативной.

Су-Джок терапия – это технология, которая обладает высокой эффективностью, безопасностью и простотой использования в обучении с дошкольниками. Это наилучший метод самопомощи в развитии, как речевой активности, так и в развитии всех компонентов речи.

Практикую данную технологию со старшей группы, применяю её как в индивидуальной, так и подгрупповой форме. В набор массажёра Су-джок входят массажный шарик «каштан» и 2 эластичных кольца. Использование массажера Су-Джок в логопедической коррекции у дошкольников с речевыми нарушениями позволяет мне не только повысить интерес к занятию, но и оказывает благотворное влияние на мелкую моторику пальцев рук, тем самым, способствуя развитию речи.

Данные виды массажеров я применяю для развития всех компонентов речи:

Развитие памяти и внимания, сопровождающиеся массажным эффектом

Детям предлагаются различные игровые приемы и упражнения: 1. дети прокатывают шарик по дорожкам, после закрывают глаза и пытаются по памяти пройти тот же самый путь по дорожкам. 2 рисование шариком на спине товарища ранее изученной буквы или любого предмета, сосед должен угадать, что изобразили на его спине. 3. ребенок закрывает глаза, взрослый надевает колечко на любой его палец, а тот должен назвать, на какой палец какой руки надето кольцо.

Для развитие мелкой моторики использую игры, упражнения и пальчиковые физминутки с использованием массажёров Су-джок. В работе использую ряд приё мов: массажные движения шариком по кругу ладони, прямыми движениями вперёд-назад, прокатывание кольца по пальцам, сжимание и разжимание шарика в кулаке. Чтобы процесс массажа не показался для дошкольника скучным, используется стихотворный материал, собранный в картотеку согласно лексическим темам ДОУ, а также составленные лично пальчиковые упражнения с использованием шариков и колец Су-джок.

Для автоматизации и дифференциации звуков в речи

Например, при работе с поставленным и требующим автоматизации звуком. Во время массажа ребёнок проговаривает соответствующий этому звуку текст, и одновременно массируют ладони или же поочередно надевает массажное кольцо на каждый палец. Дети стараются не только контролировать свою речь, но еще и параллельно выполнять массаж рук.

Звуковой анализ слова

Для характеристики звуков используются массажные шарики трех цветов: красный- гласный звук, синий- твёрдый согласный звук, зеленый – мягкий согласный звук. По заданию логопеда ребенок показывает соответствующий обозначению звука шарик и выкладываем звуковую линию слова из шариков. Или наоборот подбирает слово к данной схеме из шариков.

Слоговой анализ слова, деление слов на части

Упражнение «Раздели слова на части» :

1. Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки, затем считает количество слогов;

2. Логопед выкладывает на стол определённое количество шариков, а ребенок должен из предложенных картинок выбрать ту которая состоит из того количества слогов сколько на столе шариков;

3. Когда дети легко выполняют данный вид задания можно усложнить его, предложив им самим называть слова с нужным количеством слогов-шаров.

Для практического усвоения лексико-грамматических категорий

Упражнение «Один-много» : логопед катит «чудо-шарик» по столу ребенку, называя предмет в единственном числе, ребенок, поймав ладонью шарик, откатывает его назад, называя существительные во множественном числе. Или игра соревнование на закрепление лексических понятий, дети в парах берут из коробки мячики су-джок и называют предмет, заданный согласно лексической теме, у кого больше шариков тот и выиграл. Аналогично упражнения: «Назови ласково» взрослый катит ребёнку большой шарик су-джок и называет большой предмет, а ребенок катит маленький шарик и называет слово ласково и наоборот.

Практическое усвоение предложных конструкций

На столе коробка, по инструкции логопеда ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки. Затем наоборот, ребенок должен описать действие взрослого, где в данный момент находится шарик…около, в, под, над…

Су-джок это развитие не только кистей, но и стоп, поэтому воспитатели групп продолжают эту работу после сна, используя ортопедические коврики, с разнообразными фактурами и рельефами, чередование мягких и жёстких поверхностей модулей. В целях профилактики плоскостопия и массажа стоп у дошкольников.

В своей логопедической практике применяю комплексы кинезиологических упражнений.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Это – универсальный метод развития умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Именно эти упражнения позволяют улучшить работу головного мозга, тем самым улучшить память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снизить утомляемость, улучшить мыслительную деятельность. Данный метод работы практикую в подготовительных группах.

Изначально задания вызывали у детей затруднения, они путались в позах рук, торопились, но после систематического применения упражнений, стал заметен положительный результат, движения стали уверенные, безошибочные, дети с удовольствием стали сами придумывать комплексы упражнений и использовать их между собой, в парах (Лязгинка, Упражнение "Ухо – нос", «Колечко», «Кулак-ребро-ладонь», «Погладь-похлопай»).

Также совместно с воспитателями и педагогом – психологом ввели такие практические задания для старших дошкольников, как кинезилогическое «рисование».

В процессе кинезиологического рисования необходимо соблюдать принцип «от простого к сложному». Детям дается шаблон, который нужно раскрасить двумя руками одновременно. Работу нужно начинать с дорисовывания простых линий и точек, а потом переходить на круги, спирали, волнистые линии. Когда дети поймут технику дорисовывания простых шаблонов, им предлагаются сложные шаблоны, где нужно отобразить заданные узоры или нарисовать целые объекты, после переходим на рисование букв и предметов двумя руками одновременно. Упражнения можно проводить индивидуально или коллективно. Некоторые задания даются домой в индивидуальных тетрадях. Конечно данный вид заданий вызывает у детей определённые затруднения, но если работу проводить регулярно, то в конечном результате можно добиться положительных и значимых результатов.

ИКТ Особенно хочется отметить роль и значение информационно-коммуникационных технологий. Применение инновационных средств обучения, в том числе и мультимедийных интерактивных проектов становится одним из перспективных направлений коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими различные нарушения речи.

Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательный процесс являются мультимедийные презентации. Формы и место использования презентации на занятии зависят от содержания этого занятия и цели, которую ставим мы педагоги. Мультимедийные презентации позволяют нам сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.

Согласно тематическому планированию нашего сада, я разработала и составила занятия с использованием авторских мультимедийных презентаций. Для каждой презентации материал подбирался согласно программе и возрасту детей. На первом году обучения основное внимание уделялось играм и упражнениям направленных на формирование фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи, развитие зрительного восприятия. В подготовительной группе материал усложнился, добавились задания по обучению грамоте и развитию связной речи.

Применение на логопедических занятиях авторских презентаций обучающего характера позволяет мне оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с речевыми нарушениями, способствует положительному состоянию детей в процессе занятий.

На данный момент собран банк презентаций по лексическим темам, и презентаций по обучению грамоте, рассчитанный на детей старшей и подготовительной группы.

Удобную форму работы по закреплению изученного на фронтальных и подгрупповых занятиях материала представляет тетрадь взаимосвязи между логопедом, родителями и детьми.

За три года мною создана в электронном варианте, картотека домашних заданий, каждое задание строится по определённой структуре. Которая содержит задания и игры на развитие всех компонентов речи.

Практика подтверждает, что использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда позволяет значительно повысить эффективность логопедической работы, активизировать динамику развития навыков правильной речи и всего коррекционно-образовательного процесса в целом.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Алгоритм написания годового плана организационно-методической и коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда в ДОУ Основные направления Содержание Сроки I Работа с детьми: 1.1. Диагностическое направление 1.2. Коррекционно-развивающее направление.

Инновационные технологии в предметно-развивающей среде логопеда Трегубова О. А. учитель-логопед МАДОУ детский сад №81г. Новосибирск «Инновационные технологии в предметно развивающей среде логопедического.

Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ На сегодняшний день приоритетной проблемой образования и воспитания подрастающего поколения является укрепление и сохранение здоровья наших.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Современные подходы в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда Методическая тема: «Современные подходы в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда» Аннотация. Поиск и разработка системы.

Опыт коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда с ребёнком с ТНР в логопедической группе ДОУ комбинированного вида Существует множество руководств и практических пособий, посвященных проблеме коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями.

Особенности применения интерактивного стабилотренажера в коррекционно-развивающей работе учителя-логопедаОсобенности применения интерактивного стабилотренажера в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Сформированость умения координировать собственные движения, развитость общей и мелкой моторики играют значимую роль в речевом развитии.

Применение инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Применение инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда Связная речь представляет собой наиболее.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ Работа по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в наше время особо актуальна. Большинство воспитанников детских садов имеют II группы.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУЗдоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ На фоне комплексной логопедической помощи здоровьесберегающие технологии, не требуют особых усилий, но оптимизируют процесс коррекции речи.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ
Опубликовано: 17 марта 2019 в 06:42
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии и современные методы в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Алла Буданцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД