Юлия Стадник
Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в наше время особо актуальна. Большинство воспитанников детских садов имеют II группы здоровья, дети с I группой здоровья встречаются все реже. Подобные отклонения отрицательно сказываются на последующее развитие ребенка. Сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения – одна из приоритетных задач нашего дошкольной учреждения.
Публикация «Здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
К сожалению, в логопедической практике редко встречаются дети, которых можно назвать абсолютно здоровыми. Дошкольники с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического развития.
В связи с этим среди логопедов получила широкое применение здоровьесберегающая практика. Здоровьесберегающие образовательные технологии – это комплексная, построенная на единой методологической основе, система организационных и психолого-педагогических приемов, методов, технологий, направленных на охрану и укрепление здоровья учащихся, формирование у них культуры здоровья. В своей коррекционно-оздоровительной работе с детьми, имеющие нарушения речи, используем: артикуляционную, дыхательную, пальчиковую гимнастики, элементы логоритмики, мышечную релаксацию, физкультминутки. У детей с речевыми недостатками речевое дыхание и чёткость речи обычно нарушаются. Дыхание становится поверхностным, аритмичным.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая ненапряжённая артикуляция. Для этого мы используем статические и динамические дыхательные упражнения, направленные на выработку умения дышать носом, на развитие ротового выдоха, умения дифференцировать носовой и ротовой выдох, рационально использовать выдох в момент произнесения звуков, слогов, слов, фраз
В нашем ДОУ проводится дыхательная гимнастика, разработанная Александрой Николаевной Стрельниковой. Эта гимнастика универсальна. Она может быть лечебной и профилактической, оздоровительной и развивающей, восстанавливающей силы и улучшающей настроение. Единственная в мире, в которой короткий и резкий вдох носом сочетается с движениями, сжимающими грудную клетку, что позволяет работать с просодической стороной речи на новом качественном уровне, улучшая речевое дыхание и звучность речи, помогая устранять гнусавость и нарушения темпа и ритма речи. Ни одно коррекционно-логопедическое занятие не проходит без артикуляционной гимнастики, целью которой является, выработка полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные.
Артикуляционная гимнастика включает упражнения для выработки точность, силы, темп, тренировки подвижности и переключаемости органов ортикуляции, отработки определённых положений губ, языка, правильного произношения всех звуков.
Уровень развития речи у детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук, их умелости и ловкости. С этой целью на своих занятиях логопед использует разнообразные игры и упражнения, такие как: пальчиковые игры с мелкими предметами, пальчиковые игры со скороговорками, стихами, самомассаж кистей и пальцев рук, использование «сухого бассейна», пальчикового театра, су-джок терапии. Так, сжимая и разжимая грецких орех поочередно в каждой ладони, катая его по ладони и захватывая разными пальцами, развиваются двигательные способности. Упражнения по развитию мелкой моторики целесообразно сочетать с речевыми упражнениями.
Большинству детей с речевыми недостатками свойственна неустойчивая эмоционально-волевая сфера. Даже незначительное затруднения вызывают у них смену настроения, раздражительность, плаксивость. Поэтому для восстановления силы и снятия эмоционального напряжения у детей, логопедом проводится мышечная релаксация.
Умение распознавать отдельные группы мышц, выделять их среди остальных, начинается с расслабления наиболее знакомых крупных мышц: рук, ног, шеи, корпуса. Дети могут лучше почувствовать расслабление, если сначала дать им ощутить некоторое напряжение. Затем следует продемонстрировать, как неприятно состояние напряжённости и наоборот, как непринуждённо мы себя чувствуем, когда наши мышцы расслаблены. Ведь только ненапряжённые руки легко выполняют любое действие по нашему желанию. При этом необходимо обращать внимание на то, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление длительным.
При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания, в структуру занятия, логопедом включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников. Проведение физкультминуток с речевым сопровождением способствует закреплению отрабатываемых звуков и обогащению лексического словаря.
Для усвоения детьми различных движений, которые являются не только общеукрепляющими, но и коррекционно-развивающими, включаются элементы игровой гимнастики или логоритмики.
Логопедическая ритмика – весьма эффективная форма здоровьесберегающих логопедических технологий, помогающая оптимизировать процесс коррекции речи. Такие занятия укрепляют костно-мышечный аппарат, развивают дыхание, моторные функции, воспитывают правильную осанку, походку, грацию движений, способствуют формированию двигательных навыков и умений, развитию ловкости, силы, выносливости, координации движений, организаторских способностей. Помимо специфических задач (развитие речи) на логоритмических занятиях логопед ставит и общеразвивающие: развитие крупной, мелкой и артикуляционной моторики, слухового восприятия и внимания, зрительного восприятия и памяти. Активные двигательные игры сменяются играми на музыкальных инструментах, пальчиковыми играми или спокойной песенкой. Занятия по логоритмике построены в соответствии и сезонностью, на сказочном сюжете с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.
Рассмотрев множество приёмов и методов по здоровьесбережению и применению их в своей практической деятельности, можно сделать вывод, что использование данных технологий в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками даёт положительные результаты, способствующие личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка.