Отто Светлана Владимировна
Применение инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
Применение инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Это развернутое, законченное, композиционно грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений. Она предполагает овладение богатейшим словарным запасом и грамматическим строем и их практическое применение. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, тем активнее происходит его психическое развитие. Нарушение связной речи снижает потребность в общении, способствует возникновению неуверенности, замкнутости, что отражается на поведении ребенка, характере взаимоотношений со сверстниками, его статусе в коллективе, формировании самооценки и степени переживания речевого дефекта.
Публикация «Применение инновационных педагогических технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда» размещена в разделах
Формирование связной речи – одна из главных конечных целей всего коррекционного процесса, требующая кропотливой и длительной работы учителя-логопеда, воспитателей, родителей и ребенка. У детей с речевыми нарушениями нужно развивать связную речь, что на первый взгляд кажется просто невозможно. Повысить познавательную активность, мотивацию ребенка к исправлению речевых нарушений можно только при условии вовлечения его в интересную для него форму работы или игру.
В такой ситуации учителю-логопеду приходится долго и упорно искать новые формы и методы, которые помогли бы разнообразить коррекционно-развивающий процесс. Ведь только положительная мотивация способствует эффективной работе и приводит впоследствии к желаемому результату.
В своей логопедической практике мы стали изучать и использовать технологии «лепбук».
Лепбук – это небольшая самодельная папка, книжка-раскладушка с кармашками, с дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями. Все игровые упражнения и задания лепбука соответствуют определенной теме и несут в себе познавательную и развивающую функции. Здесь нет границ для фантазии: формы представления могут быть любыми, от самого простого до игр и развивающих заданий. И все это размещается на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, вращающихся кругах, конвертиках и т. д.
Лепбук - прекрасный способ подать имеющуюся информацию в компактной форме. Лепбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Применение лепбука помогает учить ребенка учиться самому. Такая необычная подача материала привлекает его внимание. Он в любое время может открыть лепбук, полистать его, поиграть в него и незаметно для себя повторить пройденный материал.
Лепбук – эффективное средство автоматизации поставленных звуков в самостоятельной речи. Они многофункциональны, трансформируемы, вариативны и содержательно насыщены в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и возможностями воспитанников, а также методологическими основами занятий по коррекции речевых нарушений.
Помимо образовательных плюсов он воспринимается как интересное занимательное дело, к которому интересно возвращаться. В процессе творчества ребенок становится не только создателем своей собственной книги, дизайнером, художником, но и сочинителем собственных историй, загадок, стихотворений. Он позволяет осуществлять коррекцию речевых нарушений с наибольшим психологическим комфортом. Работа над рассказом становится более эффективной. Рассказ не по схеме, сюжетной картине или серии сюжетных картинок, а по самодельной книге с собранными по-разному страницами помогает ребенку лучше осознать сюжет, способствует пополнению и активизации словаря, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь и умение выражать свои мысли. В результате рассказ становится более развернутым и логичным
Использование лепбука для развития связной речи у детей с ее нарушениями помогает им составлять рассказ, фантазировать, последовательно и полно излагать собственные суждения.
Метод проектов при этом является наилучшим способом организации образовательного процесса, который подразумевает не только интеграцию различных видов деятельности в едином тематическом проекте, в основе которого лежит определенная проблема, но и объединение всех участников коррекционного процесса : учителя-логопеда, воспитателей, детей и родителей.
1 этап - подготовительный
В начале проекта учителем-логопедом вместе с воспитателями была составлена карта проекта, где были отражены подтемы, которые планировалось изучить, были составлены вопросы по лексическим подтемам, отраженные в брошюре «Мы познаем мир» на которые воспитанники совместно со взрослыми искали ответы в различных источниках информации. Таким образом, создавалась ситуация для активизации познавательного интереса.
Подробное ознакомление по темам происходило на логопедических занятиях и занятиях по ознакомлению с окружающим миром. Дома с родителями дети подбирали стихи, загадки, активно участвовали в поисках новой интересной информации о каком-либо явлении или представителе мира животных и птиц и охотно делились ею со своими сверстниками. Далее вместе с ребятами и взрослыми мы обсудили способ оформления, т. е. каким образом можно более детально, интересно и красочно наглядно представить имеющуюся информацию. Так по лексическим темам о зимующих птицах было решено сделать книжки-малышки, о диких животных - закладки с загадками.
Дети детально обсуждали и планировали свои действия по их созданию со сверстниками и взрослыми.
Заканчиваются проекты собственно созданием и представлением совместных творческих продуктов в виде связных рассказов. Воспитанники придумывали сюжет рисунка или сказку к нему, сочиняли загадки, размещали их в закладках, оформляли книжки-малышки для младших дошкольников, выпускали брошюры и представляли их сверстникам.
Свои творческие способности дети проявляли в рисовании птиц, животных, конструировании кормушек из бумаги в детском саду и дома из подручного материала вместе с родителями. Они очень старались, обклеивали снаружи цветной бумагой, украшали по своему усмотрению кормушки, закладки, странички будущей книги.
Такая увлекательная форма работы позволила создать все условия для развития творческой личности ребенка с нарушениями речи.
Результатом использования техники лепбук в процессе проектной деятельности явилось:
• возрастание речевой активности (у детей появляется мотивация к рассказыванию не только в процессе образовательной деятельности, но и вне ее. Появилась доказательная и объяснительная речь в процессе общения детей между собой.)
• повышение познавательного интереса (проявляется в желании участвовать в поисках новой и интересной информации, творческой активности (в планировании своих действий и активном участии в процессе создания лепбука, пробуждение интереса к совместной деятельности со взрослыми
• совершенствование коммуникативных навыков (проявляемые в поэтапности построения речевого высказывания и его планировании, в умении описывать внешний вид, повадки животных и птиц, в расширении и активизации словаря по лексической теме, закреплении лексико-грамматические навыков. Появилось самостоятельное рассказывание. Дети стали меньше допускать смысловых ошибок, не пропуская основных деталей, что говорит об осознании процесса построения текста, осмыслении его содержания. Дети раскрепостились в своих высказываниях, стали делиться информацией, высказывать свое мнение, рассуждать, составлять творческие рассказы о зиме. Появился контроль и самоконтроль за построением связных высказываний).
• улучшение динамики логокоррекции (автоматизация поставленных звуков осуществлялась в более сложной и увлекательной речевой ситуации, чем при повторении слов и фраз за учителем-логопедом или при воспроизведении заученных заранее стихотворений).