МААМ-картинки

Современные подходы в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда

джамиля валикина
Современные подходы в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Методическая тема: «Современные подходы в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда»

Аннотация.

Поиск и разработка системы педагогических мероприятий, обеспечивающих развивающий эффект речевого развития воспитанников – одно из приоритетных направлений деятельности коррекционных специалистов.

Автор предлагает рассмотреть проектную деятельность в системе педагогического сопровождения, как один из эффективных путей решения проблем, связанных с речевым развитием воспитанников.

Проектный метод в ДОУ!

Проект: «Занимательное языкознание»

Публикация «Современные подходы в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда» размещена в разделах

Автор проекта: Крылова Т. В., учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад №9 «Кристаллик»,

г. Салехард, ЯНАО

Цель проекта: повышение качества языковой подготовки воспитанников.

Задачи проекта:

- овладение воспитанниками базовыми нормами и правилами русского языка в пределах возрастной компетенции;

- повышение коммуникативно-речевой активности в различных видах деятельности;

- воспитание речевой толерантности;

-повышение методической компетенции родителей по вопросам, касающимся качества языковой подготовки детей старшего дошкольного возраста.

Введение.

Наше время-это время больших перемен. Современное общество нуждается в людях, способных принимать нестандартные решения, умеющих творчески мыслить, решать сложные проблемные ситуации.

Перед педагогами детского сада сегодня стоит задача - организовать педагогический процесс так, чтобы он соответствовал ФГОС (Федеральным образовательным стандартам) и обеспечивал сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Важно, чтобы современный ребенок овладел не только определенной суммой знаний и умений, а мог бы активно мыслить, уметь находить выход из любой ситуации, делать выводы, доказывать, объяснять, обладать определенной речевой активностью.

Речь - это важнейшая творческая психологическая функция человека, область проявления присущей всем людям способностью к познанию, самоорганизации, саморазвитию.

Диалог, творчество, познание, саморазвитие - вот те фундаментальные составляющие, которые оказывают вовлеченными в сферу внимания педагога, когда он обращается к проблеме речевого развития.

В связи с введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС, введения программно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленное на выявление и развитие речевых, творческих и познавательных способностей детей, а так же выравнивание стартовых возможностей выпускников дошкольных образовательных учреждений при переходе на новый возрастной этап систематического обучения в школе, особое значение отводится внедрению в педагогическую практику образовательных учреждений инновационной деятельности. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей. Сегодня в ДОУ можно выделить большое число инноваций различного характера, направленности и значимости. Педагоги внедряют новшества в организацию и содержание, методику и технологию преподавания.

Актуальность.

Овладение языком, является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте.

К сожалению, в последнее время значительно увеличилось количество детей с речевыми нарушениями. Практика показывает, что современное поколение дошкольников, не только испытывает трудности в овладении речевыми нормами родного языка, но и теряет способность использовать речь, как средство взаимодействия, общения, обмена информацией, опытом.

Дети стали меньше общаться не только с взрослыми, но и друг с другом. Социально-технический прогресс способствовал тому, что лучшие друзья для ребёнка - телевизор, компьютер, планшет.

Поиск и разработка системы педагогических мероприятий, обеспечивающих развивающий эффект речевого развития воспитанников – одно из приоритетных направлений деятельности коррекционных специалистов.

Проектная деятельность в системе педагогического сопровождения рассматривается, как один из эффективных путей решения обозначенных проблем.

Проблема.

Анализ уровня речевого развития воспитанников – выпускников логопедического пункта показал, что большинство воспитанников (60 %, имеют средний уровень коммуникативного развития (при норме звукопроизношения). Ситуативно-деловое общение со сверстниками проявляется только на эмоционально - практическом уровне. При выполнении общего дела детям сложно договориться, уступить сверстнику, они ярко демонстрируют в процессе взаимодействия конкурентные мотивы.

Воспитанники не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; использовать регулирующую функцию речи как механизм решения конфликтных ситуаций. Так же страдает и грамматическая сторона речи детей, большинство из них испытывает трудности в переносе сформированных на коррекционных занятиях навыков словоизменения и словообразования в самостоятельное речевое высказывание. Практически все воспитанники не используют в процессе общения фольклорные формы родного языка.

Данные, полученных в ходе педагогического изучения проблемы формирования речевых компетенций воспитанников, свидетельствуют о том, что у большинства воспитанников - выпускников логопедического пункта (60%) уровень их сформированности не соответствует их возрастным возможностям.

Данное несоответствие, на наш взгляд, возможно, компенсировать посредством специально разработанной системы мероприятий, ориентированных на оптимизацию процесса развития компонентных составляющих речевого развития старших дошкольников.

Разработка системного подхода к созданию условий для повышения качества языковой подготовки воспитанников старшего дошкольного возраста и явилась целью проектной деятельности.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

Данный проект позволит:

- разработать систему педагогических мероприятий, обеспечивающих развивающий эффект в рамках повышения уровня речевого развития воспитанников;

- повысить эффективность образовательного процесса;

- создать условия для интегрированных форм педагогического сопровождения и

эффективного взаимодействия ДОУ с родителями, воспитанниками, сотрудниками.

Паспорт проекта

Наименование проекта

«Занимательное языкознание»

Основания для разработки Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования.

Цель проекта Повышение качества языковой подготовки воспитанников.

Задачи проекта - овладение воспитанниками базовыми нормами и правилами русского языка в пределах возрастной компетенции;

- повышение коммуникативно-речевой активности в различных видах деятельности;

- воспитание речевой толерантности;

- повышение методической компетенции педагогов и родителей по вопросам, касающимся качества языковой подготовки детей старшего дошкольного возраста.

Структура проекта - Актуальность.

- Цели и задачи проекта.

- Ожидаемые результаты реализации проекта.

- Этапы реализации.

- Ресурсное обеспечение проекта.

- Критерии оценки результата.

Сроки и этапы реализации

Первый этап - подготовительный (сентябрь 2017 г. - октябрь 2017г.)

Второй этап - практический (ноябрь 2018г. - апрель 2018.)

Третий этап - оценочно-рефлексивный (май 2018г.)

Назначение проекта - Обосновать методически целесообразные средства повышения качества языковой подготовки воспитанников, выпускников логопедического пункта в условиях специальной организации их практической деятельности (проектной деятельности).

- Повышение методической компетенции педагогов и родителей по вопросам, касающимся качества языковой подготовки воспитанников. - Создание кейса (базы методических приемов, дидактических игр, ИКТ продуктов и т. д. по теме проекта).

Место реализации МБДОУ «Детский сад «Кристаллик», семьи воспитанников, территории социальных партнеров.

Участники проекта Воспитанники подготовительной к школе группы (№5, №11) МБДОУ «Детский сад «Кристаллик», родители воспитанников, социальные институты города.

Автор проекта Учитель-логопед Крылова Т. В.

Участники проекта Творческая группа: воспитатели: Москаленко Н. В. Яковлева А. Е., Шоля И. С., Жуйкова С. Л., МБДОУ «Детский сад «Кристаллик».

Система организации контроля за исполнением проекта Контроль в рамках проекта осуществляет заместитель заведующего по ВМР ДОУ.

Этапы реализации проекта

№ Мероприятия Форма работы

Первый этап - подготовительный

(сентябрь 2017 г. - октябрь 2017г.)

1 Определение уровня развития речевой компетенции воспитанников Диагностика, наблюдение

2 Информирование родителей о проводимых мероприятиях Консультация

Второй этап – практический

(ноябрь 2018г. - апрель 2018.)

1. Изучение вопроса

1 Определения степени сформированности навыков речи у воспитанников-выпускников логопедического пункта Диагностика, наблюдение, данные аналитического отчета.

2 Ситуационный анализ речевой активности воспитанников Кейс-метод

2. Создание модели системы работы по сопровождению участников процесса

1 Проведение НОД с использованием различных технологий (ТРИЗ, мнемотехника, сказкатерапия и т. д.) Индивидуальная, подгрупповая

2 Организация консультативной поддержки участникам проекта. Индивидуальная, подгрупповая

3. Повышение компетентности родителей в области психолого-педагогических знаний.

1 Проведение мастер-классов, «рабочих пятиминуток» для родителей и педагогов Индивидуальная, подгрупповая

Третий этап - оценочно-рефлексивный (май 2018г.)

1 Систематизация материалов по итогам реализации проекта. Отчеты, документация, диаграммы, анализ, создание информационного банка опыта работы.

2 Обобщение и распространение опыта. Статьи, презентации, видеофильмы, выступления, буклет, сборник

Перспективное планирование

Месяц Блоки

Ноябрь 1. «Аз, Буки, Веди…»

2. Речевой тренинг

3. Уроки грамматики

4. «Объяснялки, рассуждалки, убеждалки»

(игровая коррекция для малышей)

Декабрь 1. «Аз, Буки, Веди…»

2. Речевой тренинг

3. Уроки грамматики

4. Акция «Письмо другу»

Январь 1. «Аз, Буки, Веди…»

2. Речевой тренинг

3. Уроки грамматики

4. Семейный интеллектуальный турнир

Февраль 1. «Аз, Буки, Веди…»

2. Речевой тренинг

3. Уроки грамматики

4. Конкурс чтецов «Разукрасим мир стихами»

Март 1. «Аз, Буки, Веди…»

2. Речевой тренинг

3. Уроки грамматики

4. Защита детско-родительских проектов «Что в имени моём?»

Апрель 1. «Аз, Буки, Веди…»

2. Речевой тренинг

3. Уроки грамматики

4. Речевой праздник «В городе правильной речи»

Публикации по теме:

Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда «Рабочая программа коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда Неговора Н. Н. МБДОУ детский сад № 43 «Теремок» (далее МБДОУ) в группах.

Традиционные и современные подходы к слушанию музыки «Традиционные и современные подходы к слушанию музыки в детском саду» Музыка всегда занимала особое место в эстетическом и художественном.

Консультация для воспитателей «Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ» Использование пескотерапии в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ. Принцип "терапии песком" был предложен еще.

Отчет по теме самообразования учителя-логопеда «Технология песочной терапии в коррекционной работе учителя-логопеда» Актуальность. Тема внедрения нетрадиционных методов в образовательную сферу в дошкольные учреждения стала актуальна в наши дни. Коррекция.

Планирование и учет совместной работы учителя-логопеда и воспитателя коррекционно-образовательного процесса в ДОУ Планирование и учет совместной работы учителя – логопеда и воспитателя коррекционно-образовательного процесса в ДОУ. Взаимодействие в.

Проект «Взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности» Авторы проекта: Учитель-логопед МДОУ Детского сада №4 «Солнышко» г. о. Власиха, Московская обл. Емелина Наталья Вячеславовна, Педагог - психолог.

Презентация «Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда» Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10» г. Пласта Современные образовательные технологии в работе.

Современные подходы к одаренности Одаренный ребенок – это особенный ребенок, и ему не всегда походят требования стандартной образовательной системы. Для одаренных детей характерна.

Современные подходы к здоровьесбережению детей в процессе проведения образовательной деятельности Современные подходы к здоровьесбережению детей в процессе проведения образовательной деятельностиОтношение ребёнка к своему здоровью является.

Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя в коррекционно-педагогическом процессе Педагогические подходы воспитателя и учителя-дефектолога при проведении коррекционной работы с детьми ЗПР в детском саду. В настоящее время.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Современные подходы в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда
Опубликовано: 26 ноября 2018 в 13:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Современные подходы в коррекционно-образовательном процессе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем джамиля валикина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД