Лучший педагог года

Инновационные технологии в предметно-развивающей среде логопеда

Трегубова Ольга
Инновационные технологии в предметно-развивающей среде логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Трегубова О. А. учитель-логопед МАДОУ детский сад №81г. Новосибирск

«Инновационные технологии в предметно развивающей среде логопедического кабинета как фактор управления качеством логопедической работы в ДОУ».

Публикация «Инновационные технологии в предметно-развивающей среде логопеда» размещена в разделах

В последнее время наблюдается неуклонный рост числа детей со сложными формами нарушения речи. Между тем новые образовательные стандарты ставят перед педагогами задачи по повышению качества подготовки детей к школе. В связи с этим логопеды ищут новые подходы для устранения недостатков речи. Хочу представить вашему вниманию инновационные технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционной работы в условиях логопедического пункта, в ситуации, когда время коррекционного воздействия ограничено двумя занятиями в неделю. Оптимизировать время работы с каждым ребенком помогает включение в базовые логопедические методики элементов инновационных технологий. Рассмотрим основные направления их применения:

I. Инновационные технологии на этапе развития мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью каждого занятия и по возможности должно предшествовать речевой активности детей. Пальчиковая гимнастика позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, способствует развитию артикуляционной моторики, помогает снять напряжение.

Большим успехом у детей пользуются массажеры Су Джок и тренажер Травка - это высокоэффективные и доступные методы оздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук. Кинезеологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, когда полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация их работы. В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания, наблюдается значительный прогресс в управлении своими эмоциями.

II. Инновационные технологии на этапе развитие моторики речевого аппарата.

К ним относятся:

Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой.

Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти.

Систематически применяя данную технологию, я заметила, что у детей значительно ускорился процесс коррекции звукопроизношения. Это объясняется тем, что работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

III. Игровые технологии, применяемые на всех этапах коррекционной работы.

Успех коррекционной работы напрямую зависит от создания благоприятного психологического климата и положительных эмоций на занятиях. Игровые технологии помогают решать не только проблемы мотивации, развития детей, но и здоровьесбережения, социализации.

1. Игровые технологии в проведении артикуляционной гимнастики:

К ним относятся:

Комплексы артикуляционной гимнастики в картинках, разработанные для постановки всех групп звуков. С Веселым Язычком дети никогда не устают делать артикуляционную гимнастику, ведь для выполнения одного и того же упражнения можно придумать множество условно-игровых ситуаций. На следующем занятии те же упражнения помогают преодолеть все препятствия в игре «Помоги Язычку вернуться домой». Ребенок, опираясь на картинку-символ, вспоминает упражнение, входящее в комплекс и воспроизводит его с учетом всех требований, тем самым продвигаясь по пути к дому.

Игра-упражнение: «Дятлы перестукиваются»

Игра помогает отработать многократное и длительное произнесение звука ДДД… за верхними зубами. Это упражнение, являясь одним из способов постановки звука [Р], с трудом дается многим детям, особенно детям дизартрикам, на начальных этапах работы. Выполнение упражнения представлено как перестук, своеобразное «соревнование» двух дятлов, живущих на разных концах дерева (в роли одного из дятлов может выступать сам логопед). Движущиеся фигурки дятлов и возможность получить большее количество червячков повышают мотивацию ребенка, обеспечивает необходимую длительность и кратность выполнения, а сочетание речи с движением руки стимулируют работу моторных зон головного мозга.

2. Игровые технологии, применяемые на этапе автоматизации звуков:

Для изолированной отработки звуков [С], [З] использую игру «Пильщики». Ребенок произносит звук [С] или звук [З], одновременно распиливая бревно, если звук искажается или произносится недостаточно длительно, результат не достигается и бревно остается не распиленным.

Изолированное произношение звуков [Ш] и [Ж] автоматизируем с помощью игры «Улитка». Ребенок произносит звук [Ш] или [Ж] силой воздушной струи, продвигая шарик по спирали «улитки». Эта игра также может использоваться для выработки длительной воздушной струи направленной посередине языка.

В игре «Самолетики» (изолированная отработка звуков Л, Р) самолет летит только при правильном произнесении отрабатываемого звука. При искажении звука или недостаточной длительности произнесения полет прерывается и самолетик летит вниз - планирует или разбивается.

Весьма длительный и монотонный период проговаривания поставленных звуков в словах становится очень увлекательным, если надо первым добраться до финиша (Игра «Автодром») и получить золотой кубок или покорить горную вершину (Игра «Альпинист», установив на ней флажок победителя. Фигурка альпиниста или машинка продвигаются вперед, только при правильном произнесении звука в слове, в противном случае остаются на месте или уходят назад на один уступ или деление.

3. Игровые технологии, применяемые на этапе дифференциации звуков:

Игра «Фонетическая рыбалка» может использоваться как для дифференциации, так и для автоматизации различных групп звуков. При дифференциации ребенок вылавливает картинку-рыбку, говорит, какой из дифференцируемых звуков присутствует в данном слове и кладет в «ведро» с соответствующей буквой.

При автоматизации в зависимости от этапа и поставленной задачи:

называет предмет и определяет есть ли в нем автоматизируемый звук;

называет предмет, правильно проговаривая автоматизируемый звук;

- определяет, в какой позиции: в начале, в середине или в конце слова находится автоматизируемый звук.

Игра «Расставь пальчики» используется для дифференциации смешиваемых групп звуков и одновременного развития мелкой моторики. В игре участвует два ребенка. Один получает волчок со стрелкой, другой карточку с изображением дифференцируемых звуков. Ведущий крутит волчок и в зависимости от указателя стрелки говорит, что третий палец надо поставить на картинку, в названии которой есть звук З, второй ребенок ставит палец на нужную картинку и проговаривает: «Я поставил палец на «собаку», потому что это слово начинается со звука С. Задача: поставить максимальное количество пальцев, не отрывая ни одного от карточки. Наличие на карточке нескольких картинок с одним и тем же звуком дает ребенку возможность выбрать наиболее удобный вариант постановки пальцев.

В игре «Шипит – свистит - жужжит – звенит» для дифференциации звуков используются артикуляционные признаки звуков и символы звуков в картинках звук Ж – жук, звук З – комар. Вариантов их использования множество в зависимости от дифференцируемых звуков логопед называет слова, а ребенок должен поднять символ звука, который услышал в слове или логопед показывает символ звука, а ребенок должен придумать с этим звуком слово и т. д.

«Домик Звуков» – игра универсальная, съемные окошки и кармашки для картинок позволяют придумать множество игровых ситуаций, и решить любую коррекционную задачу.

4. Инновационные технологии во взаимодействии с родителями.

Сложно переоценить важность включения родителей в коррекционный процесс. Стараясь повысить эффективность домашних заданий, практические игровые разработки можно оформить в файлы - папки. Еженедельно пополняю эту папку игровыми заданиями. Выполняя задания, ребенок проговаривает звуки, играет, фантазирует, просит родителей принять участие в его работе. В итоге папка становится совместным творчеством логопеда – ребенка - родителей. В начале альбома есть лист, на который ребенок приклеивает фотографию или рисует свой портрет. Этот же лист является и листом его достижений и признания одержанных побед в виде полученных наклеек.

Подводя итог, хочу сказать, что совокупность классических и инновационных технологий в предметно развивающей среде логопедического кабинета как фактор управления качеством логопедической работы в ДОУ, о которых шла речь, приводит к высоким результатам, наши дети не уходят в школу без поставленных звуков.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Музыкально-игровая деятельность детей на музыкальных занятиях и в музыкальной предметно-развивающей среде детского садаМузыкально-игровая деятельность детей на музыкальных занятиях и в музыкальной предметно-развивающей среде детского сада МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ТЕМЕ «МУЗЫКАЛЬНО-ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ И В МУЗЫКАЛЬНОЙ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ.

Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно-пространственной среды «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной среды в условиях реализации ФГОС.

Инновационные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ На сегодняшний день приоритетной проблемой образования и воспитания подрастающего поколения является укрепление и сохранение здоровья наших.

Использование технологии индивидуализации обучения и развития при моделировании развивающей предметно-пространственной среды Согласно ФГОС дошкольного образования содержание образовательной программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей.

Использование технологии ТРИЗ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТРИЗ В КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С ДЕТЬМИ С ОВЗ Учитель-логопед МБДОУ № 22 Фомина Е. В.

Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по предметно-развивающей среде ДОУ по экологическому воспитанию» Экологическое воспитание - систематическая педагогическая деятельность, направленная на развитие у дошкольников экологической культуры.

Мастер-класс для воспитателей «Музыкально-игровая деятельность в предметно-развивающей среде» Известно, что музыкальное развитие ребенка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать.

Направления детской субкультуры в предметно-развивающей среде ДОУ как средства обогащения социального опыта дошкольника В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги, как никогда.

Требования к предметно-развивающей среде Требования к развивающей предметно-пространственной среде. 1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию.

Педагогические требования к предметно-развивающей среде в группе детского сада Предметно-развивающая среда - это комплекс материальных, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Инновационные технологии в предметно-развивающей среде логопеда
Опубликовано: 25 января 2019 в 12:44
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Инновационные технологии в предметно-развивающей среде логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Трегубова Ольга в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД