Лидия Корнева
Информация для педагогов. Использование игры в экологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы
В проработке этой темы руководитель семинара опирается на теоретические и практические материалы книги С. Н. Николаевой «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» (М. : 1996). Эта тема важна по целому ряду причин:
Публикация «Информация для педагогов, Использование игры в экологическом воспитании детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Игры для детей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1) игра — это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;
2) игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и. обучения;
3) игра, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам Требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.
Одно из занятий семинара посвящается играм с правилами—подвижным, дидактическим, словесным. Руководитель семинара обращает внимание на то, что с помощью этих игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе пред-ставления, упражнять в их использовании. Поэтому игры с правилами следует чаще включать в практику педагогической работы с детьми.
Специальные занятия должны быть посвящены использованию сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей. Сначала обращается внимание на структуру этой иг-ры, ее составные компоненты (сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки и атрибутика и др.). Обсуждается возможность использования этих компонентов при ознакомлении детей с природой.
Следующий момент: с воспитателями рассматривается сущность игровых обучающих ситуаций (ИОС) — специально продуманных с позиций задач обучения коротких сюжетно-ролевых игр. Руководитель должен подчеркнуть, что это игры воспитателя с детьми. Воспитатель — главный в этой игре: он продумывает сюжет, роли, слова и диалоги, игровые действия, т. е. все то, что может ему помочь решить дидактическую или воспитательную задачу, реализовать программное содержание занятия. Воспитателю следует помнить, что это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идет за детьми, а ведет их за собой. Как правило, в ИОС воспитатель берет на себя ведущую роль, а иногда исполняет две роли — игрового персонажа и воспитателя. При этом нельзя забывать, что интонации голоса, слова, действия — все должно соответствовать исполняемым ролям.
При использовании ИОС у детей возникают сильные положительные эмоции — от самой игры и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Моральные усилия педагога компенсируются высокой обучаемостью детей.
Затем рассматриваются разные типы ИОС: с игрушками- аналогами, с литературными персонажами, игры-путешествия. Руководитель подчеркивает, как правильно и интересно обыгранная игрушка, изображающая растение или животное, легко создает представление об отличии живого существа от предмета (игрушки, представление о специфике живого и возможных действий с ним, о специфике неживого и возможной игровой и практической деятельности с ним. Руководитель обращает внимание на то, что полноту ИОС создают разнообразные и неоднократно повторяемые игровые действия с игрушкой и атрибутикой, исполняемые как взрослым, так и детьми.
При рассмотрении ИОС с литературными персонажами руководитель обращает специальное внимание на «биографические особенности» героев широко известных сказок, рассказов. При создании игровых ситуаций следует опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях. Например:
2) Красная Шапочка ходит все время лесом к бабушке, а это означает, что она может встретить не только волка, но и других зверей, она может вообще никого не встретить, она может что-нибудь собирать, находить что-нибудь интересное;
—Айболит—доктор, он лечит зверей, но он может лечить и растения, делать, что особенно важно, профилактические осмотры животных, детей;
3) Карлсон — шалун и любит поесть сладкое, значит, он может это делать в самых различных вариантах. И т. д.
Кроме теоретического рассмотрения вопроса руководитель семинара организует практикумы с воспитателями. Они могут быть посвящены следующим моментам:
4) инсценировка готовых ИОС с целью отработки игровых умений воспитателей, исполнения ими разных ролей;
—разработка вариативных ИОС по аналогии с имеющимися игровыми ситуациями, что способствует развитию у воспитателей творческого подхода к использованию игры в разных формах педагогической работы;
5) создание новых ИОС с использованием своих игрушек, литературных героев, сюжетов необычных путешествий.
На всех практических занятиях руководитель обращает внимание педагогов на необходимость большого разнообразия игровых действий, ролевых слов и диалогов, которыми и создается общая ситуация игры.
Завершающей формой работы над темой являются открытые просмотры занятий и других мероприятий с использованием ИОС. Анализируя их, руководитель подчеркивает два важных момента. Включаясь в сюжеты ИОС, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, дошкольники обучаются собственно игре и переносят приобретенные умения в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободное время (это —первый). Легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок положительно влияет на их личностные проявления — развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать (это —второй).
Литература:
Николаева С. Н. «Эколог в детском саду». М., издательство «Мозаика-Синтез 2003г.