Приложение МААМ

Информация для педагогов. Использование игры в экологическом воспитании детей

Лидия Корнева
Информация для педагогов. Использование игры в экологическом воспитании детей
▼ Скачать + Заказать документы

В проработке этой темы руководитель семинара опирается на теоретические и практические материалы книги С. Н. Николаевой «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» (М. : 1996). Эта тема важна по целому ряду причин:

Публикация «Информация для педагогов, Использование игры в экологическом воспитании детей» размещена в разделах

1) игра — это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;

2) игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и. обучения;

3) игра, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам Требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.

Одно из занятий семинара посвящается играм с правилами—подвижным, дидактическим, словесным. Руководитель семинара обращает внимание на то, что с помощью этих игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе пред-ставления, упражнять в их использовании. Поэтому игры с правилами следует чаще включать в практику педагогической работы с детьми.

Специальные занятия должны быть посвящены использованию сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей. Сначала обращается внимание на структуру этой иг-ры, ее составные компоненты (сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки и атрибутика и др.). Обсуждается возможность использования этих компонентов при ознакомлении детей с природой.

Следующий момент: с воспитателями рассматривается сущность игровых обучающих ситуаций (ИОС) — специально продуманных с позиций задач обучения коротких сюжетно-ролевых игр. Руководитель должен подчеркнуть, что это игры воспитателя с детьми. Воспитательглавный в этой игре: он продумывает сюжет, роли, слова и диалоги, игровые действия, т. е. все то, что может ему помочь решить дидактическую или воспитательную задачу, реализовать программное содержание занятия. Воспитателю следует помнить, что это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идет за детьми, а ведет их за собой. Как правило, в ИОС воспитатель берет на себя ведущую роль, а иногда исполняет две роли — игрового персонажа и воспитателя. При этом нельзя забывать, что интонации голоса, слова, действия — все должно соответствовать исполняемым ролям.

При использовании ИОС у детей возникают сильные положительные эмоции — от самой игры и от того, что с ними играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми, для выработки умственных и практических навыков. Моральные усилия педагога компенсируются высокой обучаемостью детей.

Затем рассматриваются разные типы ИОС: с игрушками- аналогами, с литературными персонажами, игры-путешествия. Руководитель подчеркивает, как правильно и интересно обыгранная игрушка, изображающая растение или животное, легко создает представление об отличии живого существа от предмета (игрушки, представление о специфике живого и возможных действий с ним, о специфике неживого и возможной игровой и практической деятельности с ним. Руководитель обращает внимание на то, что полноту ИОС создают разнообразные и неоднократно повторяемые игровые действия с игрушкой и атрибутикой, исполняемые как взрослым, так и детьми.

При рассмотрении ИОС с литературными персонажами руководитель обращает специальное внимание на «биографические особенности» героев широко известных сказок, рассказов. При создании игровых ситуаций следует опираться на типичное поведение персонажей, как бы продолжая их жизнь в привычных условиях. Например:

2) Красная Шапочка ходит все время лесом к бабушке, а это означает, что она может встретить не только волка, но и других зверей, она может вообще никого не встретить, она может что-нибудь собирать, находить что-нибудь интересное;

—Айболит—доктор, он лечит зверей, но он может лечить и растения, делать, что особенно важно, профилактические осмотры животных, детей;

3) Карлсон — шалун и любит поесть сладкое, значит, он может это делать в самых различных вариантах. И т. д.

Кроме теоретического рассмотрения вопроса руководитель семинара организует практикумы с воспитателями. Они могут быть посвящены следующим моментам:

4) инсценировка готовых ИОС с целью отработки игровых умений воспитателей, исполнения ими разных ролей;

—разработка вариативных ИОС по аналогии с имеющимися игровыми ситуациями, что способствует развитию у воспитателей творческого подхода к использованию игры в разных формах педагогической работы;

5) создание новых ИОС с использованием своих игрушек, литературных героев, сюжетов необычных путешествий.

На всех практических занятиях руководитель обращает внимание педагогов на необходимость большого разнообразия игровых действий, ролевых слов и диалогов, которыми и создается общая ситуация игры.

Завершающей формой работы над темой являются открытые просмотры занятий и других мероприятий с использованием ИОС. Анализируя их, руководитель подчеркивает два важных момента. Включаясь в сюжеты ИОС, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, дошкольники обучаются собственно игре и переносят приобретенные умения в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободное время (это —первый). Легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами сказок положительно влияет на их личностные проявления — развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, вести диалог, сочувствовать и сопереживать (это —второй).

Литература:

Николаева С. Н. «Эколог в детском саду». М., издательство «Мозаика-Синтез 2003г.

Публикации по теме:

«Дидактическая игра в экологическом воспитании детей» Экологическая проблема – одна из важнейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

«Дидактическая игра в экологическом воспитании детей» (продолжение) Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность.

Фольклор в экологическом воспитании детей младшего возраста «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но приеимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.

Интегративный подход в экологическом воспитании детей Комплексные занятия можно организовать на разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективны и всесторонне развивают.

Консультация для родителей «Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников» Экологические проблемы в настоящее время побуждают специалистов к интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, развитию экологического.

Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников. Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников. Главный принцип природоохранного воспитания – непосредственный.

Консультация для педагогов «Дидактические игры в экологическом образовании дошкольников» Среди многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим играм. Дидактические игры – это разновидность игр с правилами,.

Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников»Консультация для родителей «Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников» Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Педагогический совет в детском саду «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Педагогический совет "Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников' Подготовка к педагогическому совету: Разработать и.

Педсовет «Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников» Педагогический совет Тема:«Сюжетно-ролевые игры в экологическом воспитании дошкольников». Подготовка к педагогическому совету: • разработать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Информация для педагогов. Использование игры в экологическом воспитании детей
Опубликовано: 17 августа 2015 в 21:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Информация для педагогов. Использование игры в экологическом воспитании детей» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Корнева (УИ 359519) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД