Екатерина Чучкова
Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников.
Главный принцип природоохранного воспитания – непосредственный контакт с природой. Источником процесса познания являются чувства. В учебно – воспитательном процессе детского сада иногда недооценивается роль словестных методов, чаще всего используются художественная литература, беседы и лишь изредка – задания. Даже когда эти задания и предлагаются детям они. Как правило, касаются сезонных изменений в природе и не направлены на экологическое воспитание, формирование навыков природопользования.
Публикация «Использование словесных логических заданий в экологическом воспитании дошкольников,» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Логическое мышление
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2015
Ценность словестных заданий состоит в следующем :
• Взаимодействия воспитателя с детьми в процессе их решения выступает как момент заинтересованного общения.
• Проблемный вопрос вызывает у дошкольников активное познавательное отношение, что создает более благоприятные условия для усвоения экологических знаний.
• Раскрытие причинных связей способствует формированию критичности мышления, догадливости.
• Моральные ситуации, которые лежат в основе логических заданий, пробуждают гуманные чувства.
• Решая задания, дети закрепляют знания о правилах природопользования, утверждаются в бережном отношении к природе.
Использование словестных логических заданий с детьми старшей группы, показала, что они полностью доступны пятилетним, воспринимается с большим интересом и сразу дают возможность педагогу диагностировать знания детей, направленные на экологическое воспитание.
Возьмем для примера одно из правил: нельзя забирать животных существ из среды, где они обитают, т. к. это приводит к их гибели. Вот какое логическое задание можно предложить детям: «Галя с мамой пошли на речку купаться. «Смотри, мама, сколько улиток в воде! Можно, я поиграю-с ними?» - спросила девочка. «Нет, нельзя» - сказала мама. Что это были за улитки? Почему мама не разрешила с ними играть? Ответы детей: В воде много разных моллюсков. Если Галя будет играть сними на берегу, они погибнуть. Это не игрушка, они живые. Они не могут жить без воды. Они полезны для речки, существуют такие, которые очищают воду». Воспитатель поощряет правильность этих размышлений, хвалит за знание того, как нужно вести себя в природе. А если детям нме хватает необходимых знаний, он, опираясь на их интерес, рассказывает сам: В озерах и речках живут моллюски: катушки, прудвики, беззубки и др. Они дышат жабрами, как рыбы, и без воды быстро гибнут. Беззубки полезны для водоемов, так как пропускают через себя воду и очищает ее. Поэтому относится к ним нужно бережно и не вытаскивать из воды. К подобным занятиям целесообразно обращаться тогда, когда у детей уже сформировались прочные впечатления об объектах природы. Следует чаще использовать детей, а также для закрепления их знаний о правилах природопользования. Дошкольники должны усвоить следующее:
• Необходимо вести себя осторожно на природе, помнить, что в лесу, речки, на лугу живут постоянные обитатели, для которых эта среда родной дом.
• Нельзя забирать живых существ с мест их обитания.
• Нужно заботливо относиться к воде, земле. Воздуху, т. к. это среда, где обитает все живое.
Словестные логические задания.
1. Давайте сделаем на балконе зимнюю птичью столовую – предложила Тане мама. – Пусть птицы прилетают и подкармливаются. Стала Таня насыпать в кормушку семена и крошки. Синички и воробьи оживленно вертелись около кормушки. Как – то девочка очень долго собиралась в детский сад и забыла положить корм в кормушку. День был морозный и ветреный. Голодные и замерзшие птички прилетали к кормушке, но ничего там не нашли. На следующий день Таня насыпала корм, но птиц прилетело уже меньше. Почему? Вывод: Птица, которая зимой не поела хотя бы один день, может погибнуть, замерзнуть от холода. Зимой день очень короткий, птицы прилетают к кормушке. Таня забыла насыпа корм, птицы не нашли другой кормушки. Поэтому, если сделал кормушку, корм надо насыпать обязательно каждый день.
2. В воскресенье я решила пойти к озеру. Передо мной по тропинке шли два мальчика. Вдруг они увидели в траве маленькую лягушку. «Давай ее возьмем к себе, чтобы она не заблудилась» - сказал один мальчик. 2Не трогай ее, лягушка сама найдет дорогу» - сказал другой. Кто из мальчиков был прав? Вывод: второй мальчик был прав, т. к. лягушки не могут жить в квартире, у нее пересохнет кожа и она погибнет. Лягушки могут жить во влажных местах.
Логические задания.
1. Гуляя в парке весной Света и Павлик заметили ребят, которые повредив кору березы, собирали в банку березовый сок. Как вы думаете, что сказали Света и Павлик ребятам?
2. Однажды Сережа с папой пошли на речку. Близко около берега плавало много рыб. «Дай мне баночку, я наловлю рыбок», - попросил Сережа папу. «Их нельзя ловить», - сказал папа и объяснил почему. Что сказал папа Сереже?
3. Вова с мамой пошли в лес. «Смотри, мама, птичка летает так низко, что я могу поймать ее. Пусть она поживет у нас дома». «Нет, этого делать нельзя» - сказала мама. Почему она так ответила Вове?
4. Алеша и Андрей обрабатывали землю вокруг куста розы. «Смотри, как много тли на стебельках! Погибнет наша роза!» - грустно сказал Алеша. «А я знаю, кто может уничтожить тлю и защитить нашу розу!» - сказал Андрей и куда то убежал. Кого он побежал искать?
5. Вчера я была возле речки и вот что увидела: два мальчика кидали в воду камушки, соревнуясь, кто кинет дальше. Как вы думаете: хорошо ли поступили мальчики?