МААМ-картинки

«Дидактическая игра в экологическом воспитании детей»

Вера Малофеева
«Дидактическая игра в экологическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы

Экологическая проблема – одна из важнейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.

Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в их воспитании.

Публикация «„Дидактическая игра в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом они находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знание не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально - действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эмоциональных переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами, не только потому, что это чей – то труд но еще и потому, что затрачены материалы, взятые от природы.

Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематической знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.

Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, кА известно, является игра, которую я рассматриваю как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.

Несколько лет я работаю по теме «Дидактическая игра в экологическом воспитании детей». Эта тема важна по целому ряду причин:

1. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть также широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;

2. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны, игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;

3. Игра, в определенном смысле, противоположная взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую активность.

Используя в совей работе дидактические игры природоведческого содержания, я решаю следующие задачи:

1. Задачи образовательной направленности:

- формировать элементарные экологические знания и представления, а так же начала, азы экологического мировоззрения;

- уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;

- формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;

- развивать воображение, фантазию и логическое мышление;

-учит понимать причинно – следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями жизни животных (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства); показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ, формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязанность человека;

-познакомит с красной книгой

2. Задачи воспитательной направленности :

-формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;

-формировать эмоционально – доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними;

-воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа;

- развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах города (поселка, деревни и т. д.)

-формировать умение создавать и поддержать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;

-развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным живого уголка в дошкольном учреждении, к лесным богатствам;

-воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцы, трактористы, лесничие и т. д.);

-формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.

3 Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:

-формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними животными;

- учить ухаживать за объектами Уголка природы;

-учить заботится о чистоте двора, участка детского сада, группы, города;

-формировать представления об экологических проблемах своего города.

4 Задачи оздоровительной направленности:

-охранять и укреплять здоровье детей;

-учить их правильно взаимодействовать с природой;

-формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармонического развития личности;

-учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.

5 Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности:

- развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке, лепке и аппликации;

-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

-учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;

-показать, как мастера народного декоративно- прикладного искусства используют природные ресурсы (дерево, глина, камни и т. д.) и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.

В своей работе по экологическому воспитанию хочу добиться от детей понимания того, что все взаимосвязано – природа и человек. Ребенок познает мир эмоционально – чувственной ориентировочной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его, и ориентироваться в нем. Игровая деятельность позволяет отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием природы и ее познанием.

Работа по экологическому воспитанию требует системы и последовательности

Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступности, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения. Дидактическая игра- явление многоплановое, сложное. Это метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к игровым и предполагает успешность е решения. При выборе учебной задачи исхожу из требований программы, а так же учитываю уровень подготовленности детей. Например, если малыши способны называть некоторых животных, узнавать по внешнему виду и издаваемым звукам, то дети средней группы уже могут сравнивать объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, величине и т. д. Старшим дошкольникам полнее доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе. Помимо углубления знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей и операций, формирование личностных качеств ребенка.

Публикации по теме:

Фольклор в экологическом воспитании детей младшего возраста «Давайте детям больше и больше созерцания общего, человеческого, мирового, но приеимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные.

Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании с использованием ТРИЗ Проект: «Развитие умственных способностей у детей старшего дошкольного возраста в экологическом воспитании с использованием технологий.

Интегративный подход в экологическом воспитании детей Комплексные занятия можно организовать на разные темы. Это творческое дело воспитателя. Во всех случаях они эффективны и всесторонне развивают.

Использование фольклора в экологическом воспитании дошкольников Берегите эти воды, эти земли. Даже малую былинку любя, Берегите всех зверей внутри природы, Убивайте лишь зверей внутри себя… Воспитание.

Отчет об экологическом воспитании в ДОУ Отчет об экологическом воспитании в ДОУ В МБДОУ «Детский сад №2 «Буратино» с. Драченино» большое внимание уделяется экологическому воспитанию,.

Проектная деятельность в экологическом воспитании Все дети думают, чувствуют и видят по-своему. Ж. -Ж. Руссо Проектная деятельность в экологическом воспитании. В жизни каждого ребенка наступает.

Проектная деятельность в экологическом воспитании дошкольников Проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединённых общим.

Роль учителя-логопеда в экологическом воспитании дошкольников с ОНР Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка. В. А. Сухомлинский.

Логико-смысловая модель в экологическом воспитании у дошкольников Тема: Логико-смысловая модель в экологическом воспитании у дошкольников. Автор: Валитова Роза Нагимовна Должность: Воспитатель 1 категории.

Экологический проект «Региональный компонент в экологическом воспитании детей» Актуальность : Развитие экологической культуры, любви к природе родного края. Обогащение представлений детей о природе родного края, различных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Дидактическая игра в экологическом воспитании детей»
Опубликовано: 21 июля 2015 в 14:08
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Дидактическая игра в экологическом воспитании детей»» (включая файлы) размещена пользователем Вера Малофеева (УИ 354594) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД