Вера Малофеева
«Дидактическая игра в экологическом воспитании детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая проблема – одна из важнейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Наиболее благоприятным периодом для решения задач экологического воспитания является дошкольный возраст. Маленький ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. И то, как он будет относиться к этому миру, научится ли быть рачительным хозяином, любящим и понимающим природу, воспринимающим себя как часть единой экологической системы, во многом зависит от взрослых, участвующих в их воспитании.
Публикация «„Дидактическая игра в экологическом воспитании детей“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры : правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом они находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знание не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально - действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эмоциональных переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами, не только потому, что это чей – то труд но еще и потому, что затрачены материалы, взятые от природы.
Дошкольный возраст является важнейшим этапом в экологическом образовании и воспитании детей. Именно в это время формируются экологические представления, являющиеся основой систематической знаний о природной среде и бережном к ней отношении.
Решая задачи экологического воспитания в дошкольном возрасте, в первую очередь необходимо сформировать систему знаний о природе, научить детей понимать и устанавливать существующие в ней связи и зависимости, действовать в соответствии с полученными знаниями.
Одним из залогов успешного экологического воспитания является создание такой атмосферы, которая способствует развитию эмоциональной восприимчивости и отзывчивости детей. Положительные эмоции, по мнению психологов, являются могучими побудителями человеческой деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте, кА известно, является игра, которую я рассматриваю как важное средство формирования экологической направленности личности ребенка.
Несколько лет я работаю по теме «Дидактическая игра в экологическом воспитании детей». Эта тема важна по целому ряду причин:
1. Игра – это ведущая деятельность детей в период дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть также широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;
2. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны, игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения;
3. Игра, в определенном смысле, противоположная взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую активность.
Используя в совей работе дидактические игры природоведческого содержания, я решаю следующие задачи:
1. Задачи образовательной направленности:
- формировать элементарные экологические знания и представления, а так же начала, азы экологического мировоззрения;
- уточнять, систематизировать и углублять знания о живой и неживой природе;
- формировать умение самостоятельно решать различные экологические задачи;
- развивать воображение, фантазию и логическое мышление;
-учит понимать причинно – следственные связи внутри природного комплекса: знакомить с особенностями жизни животных (животные в природе живут в определенных местах, питаются определенной пищей и нуждаются в определенных условиях для выведения потомства); показать взаимосвязь растений и животных друг с другом и со средой обитания; показать многообразие живых организмов и их сообществ, формировать представление о том, что человек – часть природы, его жизнь зависит от состояния природных объектов, а их сохранность - обязанность человека;
-познакомит с красной книгой
2. Задачи воспитательной направленности :
-формировать бережное и ответственное отношение к миру природы;
-формировать эмоционально – доброжелательное отношение к живым существам в процессе общения с ними;
-воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, уважительное отношение к традициям своего народа;
- развивать интерес и любовь к родному краю, формировать представления об экологических проблемах города (поселка, деревни и т. д.)
-формировать умение создавать и поддержать необходимые условия для роста растений и жизни животных в неволе;
-развивать ответственное и бережное отношение к домашним животным, животным живого уголка в дошкольном учреждении, к лесным богатствам;
-воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцы, трактористы, лесничие и т. д.);
-формировать понятие о себе как о жителе планеты Земля, от которого зависит жизнь всего живого.
3 Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:
-формировать трудовые навыки и умения по уходу за комнатными растениями, домашними животными;
- учить ухаживать за объектами Уголка природы;
-учить заботится о чистоте двора, участка детского сада, группы, города;
-формировать представления об экологических проблемах своего города.
4 Задачи оздоровительной направленности:
-охранять и укреплять здоровье детей;
-учить их правильно взаимодействовать с природой;
-формировать умение рационально использовать природные ресурсы для гармонического развития личности;
-учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды.
5 Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности:
- развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в рисунке, лепке и аппликации;
-формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;
-учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы;
-показать, как мастера народного декоративно- прикладного искусства используют природные ресурсы (дерево, глина, камни и т. д.) и отражают красоту окружающей природы в своих изделиях.
В своей работе по экологическому воспитанию хочу добиться от детей понимания того, что все взаимосвязано – природа и человек. Ребенок познает мир эмоционально – чувственной ориентировочной основе. Он учится наблюдать мир, окружающий его, и ориентироваться в нем. Игровая деятельность позволяет отразить эмоциональные переживания ребенка, связанные с восприятием природы и ее познанием.
Работа по экологическому воспитанию требует системы и последовательности
Опыт показывает, что уже в старшем дошкольном возрасте дети без особых усилий усваивают комплекс экологических знаний, если знания преподносятся в доступности, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям.
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут … учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения. Дидактическая игра- явление многоплановое, сложное. Это метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к игровым и предполагает успешность е решения. При выборе учебной задачи исхожу из требований программы, а так же учитываю уровень подготовленности детей. Например, если малыши способны называть некоторых животных, узнавать по внешнему виду и издаваемым звукам, то дети средней группы уже могут сравнивать объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, величине и т. д. Старшим дошкольникам полнее доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе. Помимо углубления знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений, умственных способностей и операций, формирование личностных качеств ребенка.