Вера Малофеева
«Дидактическая игра в экологическом воспитании детей» (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы
Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения. Обучающая игра немыслима без игровых действий, повышающих активность детей и тем самым обеспечивающих успешность достижения необходимого результат. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей. Для детей начиная с 4- 5 лет в дидактическую игру ною включаются элементы состязания, при этом старшие дошкольники могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно. Это допустимо в случаях загадывания и отгадывания, поиска, раскладывания по порядку. Однако все без исключения игровые действия должны регулироваться правилами и ориентировать на решение конкретных задач. Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеется учебная задача, игровые правила и игровые действия. Обучающие игры природоведческого и экологического содержания используются прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязь между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность отдельного организма и экосистемы в целом, осознавать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.
Публикация «„Дидактическая игра в экологическом воспитании детей“ (продолжение)» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Природа, экология. Игры, дидактические пособия
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
В своей работе я использую множество игр с природными материалами. Это могут быть овощи, фрукты, листья деревьев и кустарников, цветущие, травянистые и комнатные растения. Овощи и фрукты хорошо знакомы и интересны детям. Малышей привлекают их форма, окраска, величина, вкус, запах. Так кА многие овощи и фрукты сохраняются в течение года, с ними провожу разнообразные игры в разных возрастных группах, независимо от сезона. Это игры: «Чудесный мешочек», «Угадай по вкусу», «Угадай, чего не стало», «Собери картинку из частей» и др.
Комнатные растения – обязательные обитатели уголка природы детского сад. Их удобно использовать в играх прежде всего, потому что почти половина года деревья и кустарники лишены зеленого покрова и перестают привлекать внимание детей. Большинство же комнатных растений остаются зелеными постоянно, а некоторые цветут и зимой. Использую в своей работе следующие игры: «Найди растение по названию», «Где спряталась матрешка?», «Угадай растение по описанию», «Опишите, я отгадаю», «чего не стало» и другие. Весной, летом и осенью растительный мир привлекает внимание детей бурными красками, запахами. Выделяя сходные и отличительные признаки растений, дети начинают отличать деревья, кустарники, цветы, запоминать их названия. Чтобы облегчить усвоение детьми знаний об отличительных признаках растений, для игры используют листья, цветы, плоды, семена. Часть игр провожу на участке детского сада и в городской роще. Игры на участке, в роще не требуют специального оборудования, но выбирая место для игры, необходимо, чтобы на поляне были растения, с которыми воспитатель хочет познакомить детей для наблюдения. Проводятся игры: «Такой листок, лети ко мне», «Найди дерево по семенам», «К названному дереву – беги», «Загадай, я отгадаю», «Найди пару» и другие.
При изучении животного мира мною используются игры: «Покорми животного», «Путаница», «Кто где живет», «Чей хвост», «Зоологическое лото», «Кто лишний», «Отгадай, какая птица», «птичья столовая», «Кто как кричит?», «Какой, какая, какие?», «один – много», «Кто у кого», «Чье жилище», «Кто что делает?», «Кто что ест», «Назови, кто кем стал» и т. д. чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые приемы.
При проведении игр я ориентируются на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных.
Большое внимание в совей работе я уделяю словесным дидактическим играм, т. к работаю с детьми – логопатами.
В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, т. к. в этих играх требуется использовать приобретенные ране знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи, описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным свойствам, признакам.
В играх с детьми – логопатами необходимо ставить дидактическую задачу, решение которой направленно на воспитание у детей умения описывать предметы растительного и животного мира. Сначала дети делают это с помощью взрослого, затем все более самостоятельно. Задание усложняются в такой последовательности: сначала дети называют признаки, отвечая на вопросы воспитателя, затем несколько детей совместно составляют описание, а кто- то один отгадывает, и только после этого уже одному ребенку предлагаю самостоятельно выполнить задание. Во время игр знакомлю детей с общепринятыми терминами, их употребление в речи. Дети должны научиться оперировать такими понятиями, как «окраска», «форма», «величина».
Воспитатель должен дать образец правильного употребления этих слов.
Большое значение в развитии речи – логопатов имеют дидактические игры «загадки- отгадки». Загадки помогают воспитателю развивать у детей слуховое внимание, а благодаря тому, что некоторые из них насыщены какими-то определенными звуками, заучивание загадок способствует закреплению правильного произношения детьми этих звуков в ловах, т. е. способствует развитию у них хорошей дикции. Например, звуки с (сь) : «Рыжая с пушистым хвостиком живет в лесу под кустом», «Летом вырастают, осенью опадают»
Выполняя задание на договаривание содержания стихотворения, приучаю детей внимательно слушать текс, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходящие по смыслу, а так же закрепляют навыки правильного произношения звуков. «Серый волк в густом лесу встретил рыжую … (лису)», «Верещунья, белобока, а зовут ее … (сорока)».
Используя загадки и стихотворения природоведческого характера, учу детей не только правильно произносить слова и звуки, но и знакомлю с окружающим миром.
Но наличие экологических представлений у детей не гарантируют их готовности поступать экологически целесообразно. Поэтому предлагаю использовать такие дидактические игры : «Беседа с деревьями», «Встреча с растениями». В ходе игры дошкольниками при контакте с природным объектом наблюдении, прикосновении к растению, животному и т. д.) должны рассказать об особенностях его внешнего вида, развития или об уходе за нам, о случаях бережного (жестокого) отношения людей к растениям, животным. Во время дидактических игр «Радости и огорчения», «Путешествие», «Что такое хорошо и что такое плохо», «экологический светофор», «Необычное путешествие», «Природа благодарит и сердится» обсуждать последствия поступков участников определенных ситуаций. Дети учатся находить собственные решения, мотивировать их, делать выводы.
Формируя у детей систему знаний об особенностях приспособления разных видов к среде обитания, приобщая их к природоохранной деятельности (подкорма птиц, высаживание растений, уход за обитателями уголка природы и т. п., проводя праздники, утренники, используя игры экологической направленности и привлекая к этой работе родителей способствуют экологическому воспитанию детей, развитию активного и ответственного отношения к природе.
Непременным условием успешной организации практической деятельности является отслеживание ее результатов. С этой целью мною проводится диагностика. Цель которой: при помощи определенной методики выявить наличие у детей знаний, умений, навыков. По результатам диагностический исследований разрабатывается тактика последующих педагогических действий.
Дидактические игры являются эффективным средством экологического воспитания. Процесс игровой деятельности, в которой ощущают повышенную потребность, позволяет: обеспечить возможность усвоения экологических преставлений, пробудить интерес к природе и развивать ценностное отношение к ней, формировать мотивы и практические умения экологически целесообразной деятельности. Игры целесообразно проводить с небольшой подгруппой, вариативно, с учетом сформированных у детей этого возраста представлений: о многообразии природных объектов, о растениях и животных как живых организмах, о взаимосвязях и взаимозависимости между объектами природы, о культуре поведения в природе.
В совей дальнейшей работе я буду продолжать уделять внимание следующим вопросам:
-осознание ребенком себя как части природы
-воспитание уважительного отношения ко всем без исключения видам, ВНП зависимости от наших симпатий и антипатий
-понимание того, что в природе все взаимосвязано и нарушение одной из связей ведет за собой другие изменения: происходит «цепная реакция»
-воспитание у детей активной жизненной позиции
-обучение азам элементарной экологической безопасности
-формирование первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования воды, энергии в быту, на природе
-формирование эмоционально - положительного отношения к окружающему миру, понимание зависимости его состояния от действий человека (в том числе ребенка)
-понимание неповторимости, красоты окружающего мира
«Что значишь ты без трав и птиц,
И без любви к пчеле жужжащей,
Без журавлей над хвойной чащей,
Без миловидных лисьих лиц?
Когда поймешь ты, наконец,
Врубаясь в мертвые породы,
О человек, венец природы,
Что без природы твой конец?»