Оксана Шкруднева
Индивидуальное логопедическое занятие в форме квест-игры в старшей группе для детей с ТНР «На поиски звука [ш]»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальное логопедическое занятие в форме квест – игры
в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР
(1-ый год обучения)
Тема: На поиски звука [ш].
Учитель-логопед Шкруднева О. Д.
МАДОУ д / с № 13 г. Шебекино
Цель: учить правильно произносить звук [ш] по подражанию.
Задачи.
Образовательные:
• упражнять в определении наличия и места звука [ш] в словах.
Коррекционно-развивающие:
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие в форме квест-игры в старшей группе для детей с ТНР „На поиски звука [ш]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Звуки [С] - [Ш]. Дифференциация звуков
- Квесты для детей. Сценарии детских квест-игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Старшая группа
- Темочки
• способствовать развитию общей, ручной и артикуляторной моторики;
• создать условия для развития фонематических процессов;
• развивать физическое и речевое дыхание, слуховое внимание, память.
Воспитательные:
• воспитывать внимательность, усидчивость.
Оборудование: профиль артикуляции звука [ш], предметные картинки, игрушки (бегемотик, лягушка, змейка, крокодил, компьютерная игра-презентация, мультимедийное оборудование.
Ход занятия.
Подготовительный этап.
1. Организационный момент.
Логопед :
- Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: - Доброе утро!
- Доброе утро ребята.
2. Сообщение темы и цели занятия.
Логопед : (Поднимает с пола половинки картинок «шар, шапка, шина, шкаф»).
- Ребята, посмотрите, это же наши карточки, (читает, показывая детям) : «…ар, …апка, …ина, …каф, звук «Ш» пропал, куда же он делся?
- Смотрите (слайд на презентации, промелькнул там хвост зелёный, кто это мог быть? ( Дети: может гусеница, червяк, змея).
- Он - то наш звук и утащил. Что же делать, как узнать, куда он направился? ( Дети высказывают предположения: пойдём по следу; позвоним в службу спасения 112; с вертолёта сфотографируем по следам все передвижения и будем знать, куда идти).
Логопед : Да, давайте обратимся в службу спасения.
(по телефону) : - Алло, служба спасения, нам нужна ваша помощь. Нужна фотография местности со следами передвижения похитителя звука Ш. Спасибо, ждём. Вот и фоторгафия (слайд).
- Нелегко туда дойти, есть преграды на пути.
По следам идти придётся, может звук Ш и найдётся!
Основной этап
1. Артикуляционная гимнастика.
-Ребята, смотрите, возле дома у ворот нас встречает бегемот. Бегемотик, скажи нам, куда отправился похититель нашего звука Ш (слайд)
Бегемотик: - Выполните мои задания, тогда скажу (слайд и игрушка на руку).
- Солнышку улыбнитесь; поиграйте на трубочке.
- Позавтракайте со мной - возьмите ложечку («Лопаточка», чашечку и поешьте вкусное варенье, а теперь покачайтесь на моих качелях.
Бегемотик:- Вон туда отправился ваш таинственный похититель. (слайд)
2. Упражнения на дыхание.
- Какой сильный ветер поднялся!
Логопед : - Скажи нам, Ветерок, куда пополз похититель нашего звука Ш?
Ветерок: - Поиграйте с моими волшебными шариками, тогда и скажу.
Игра «Волшебные шарики».
Для правильного произношения звука [Ш] нужно уметь делать сильный выдох.
Слегка вытянуть и округлить губы, сделать язык чашечкой, вдохнуть носиком и сильно выдохнуть, и ветерок получится теплый, даже горячий. Мои волшебные шарики помогут вам разобраться, в каких словах есть звук Ш, а в каких его нет, нужно дуть на шарик так, чтобы он прыгнул на картинку в названии которой есть звук [Ш].
- Вон туда отправился ваш таинственный похититель. (слайд)
3. Гимнастика для глаз.
Логопед : - Чей тот дом стоит в сторонке? Это домик Поросёнка! Скажи нам, куда отправился похититель нашего звука Ш? (слайд)
Поросё нок: - Братцу домик построить помогите, потом скажу куда идти. Проследите глазками за кирпичиками при постройке моего домика.
Поросё нок:- Вон туда отправился ваш таинственный похититель. (слайд)
4. Анализ артикуляции звука перед зеркалом. Характеристика звука. Постановка звука [Ш].
Логопед : - Ой, да это же лягушка. Вы давно в пруду сидите? Может, был здесь похититель? (слайд)
Лягушка: - Выполните все мои задания, скажу и подсказку покажу.
- Возьмите волшебные зеркальца и посмотрите, какое положение принимают губы? Губы слегка вытянуты и округлены. Зубы сближены, но не соприкасаются. Язык чашечкой поднят к бугорочкам за верхними зубами. Воздушная струя идет посередине языка, она теплая.
- Когда мы произносим звук [Ш], есть преграда во рту, значит это звук согласный.
Логопед : - А теперь мы постараемся правильно произнести звук Ш.
Логопед : - Опять сильный ветер поднялся! (Фонетические упражнения). (слайд)
Маленькие деревца шумят кратко: ш-ш-ш…
Большие деревья шумят долго: Ш-Ш-Ш-Ш!
Лягушка: - Вон туда отправился ваш таинственный похититель. (слайд)
5. Произшошение слогов со звуком Ш.
Логопед : - А попалась, наконец! Отдавай наш звук скорей-ка!
Змейка: - Что вы, добрая я змейка! Со мной поиграйте немного, покажу тогда дорогу, а мои подружки змейки вам помогут.
Игра «Змейка». Дети, наматывая ленточку-«змейку» на карандаш, произносят протяжно слоги, ориентируясь на рот-символ гласного звука.
ШШШШШа – ша-ша
ШШШШШу – шу-шу…
Змейка:- Вон туда отправился ваш таинственный похититель. (слайд)
6. Развитие фонетического слуха.
Логопед : - Ох, чуть в пасть не угодили с вами мы здесь крокодилу!
- Ты случайно, Крокодил, наш звук Ш не проглотил?
Крокодил: Нет, ваш звук я не глотал. Похитителя узнал!
Логопед : - Скажи нам, куда он отправился?
Крокодил: Выполните все мои задания, скажу. (слайд)
Игра «Услышь правильное слово» (с колокольчиками – звенеть при правильном произношении слова) :
- сапка, щапка, фапка, хапка, шапка;
- суба, фуба, сюба, хуба, щуба, шуба;
- станы, ктаны, сьтаны, хтаны, штаны.
Игра «Построй дом» (из деталей лего выбрать те, на грани которых картинки со звуком[Ш] в конце слова.)
Крокодил: Вон туда отправился ваш таинственный похититель. (слайд)
7. Закрепление произношения звука [ Ш] в словах.
Логопед : - Это замок, а не дом! Кто же прячется здесь в нём? Да это же Дракончик! Мы прошли нелёгкий путь, ты нам должен Ш вернуть!
Дракончик: - Выполните мои задания, верну вам звук и ваши картинки.
Игры компьюторные: (слайд)
- «Повтори слова»,
- «Назови ласково»,
- «Один – много»,
(слайд) Дракончик: - Вот картинки все возьмите и за всё меня простите. Я хотел их посмотреть и немножко по-ш-ш-шипеть. Чтобы вы не обижались. Предлагаю посмотреть мультфильм «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».
Заключительный этап.
Итог занятия
Логопед : - Вы сегодня такие молодцы, много путешествовали и подружились со звуком [ Ш].
- Чему мы учились во время нашего пути? (произносить звук [ш]).
- Вам было трудно или легко?
- Вам понравилось наше путешествие?
- А вот мы сейчас и проверим, если вам понравилось, то возьмите себе на память синего дракончика, а если нет, то розовенького.
- На следующих занятиях мы будем ещё повторять правильное произношение звука [ Ш] в словах, в предложениях, а также стараться подружиться и правильно произносить и другие трудные звуки речи.
А теперь в группу отправляйтесь и с Добрыней Никитичем и Змей Горынычем в мультфильме повстречайтесь.