Дарья Ковылина
Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Внимание – это сосредоточенность сознания на определённом объекте. Объектами внимания могут быть как любые предметы и явления окружающего мира, так и действия, мысли, переживания самого ребёнка. От уровня развития внимания во многом зависит успешность обучения ребёнка в школе.
Публикация «Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2016
Дети с ЗПР имеют ряд особенностей психического развития, в том числе, внимания. Исследователями отмечаются его неустойчивость, рассеянность, низкая концентрация, трудности переключения, узкий объём.
Снижение способности распределять и концентрировать внимание особенно проявляется в условиях, когда выполнение задания осуществляется при наличии одновременно действующих речевых и других раздражителей, отвлекающих факторов. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению. У детей с ЗПР отмечается неравномерность и замедленность развития устойчивости внимания, а так же широкий диапазон индивидуальных и возрастных различий этого качества. Наблюдаются недостатки анализа при выполнении заданий в условиях повышенной скорости восприятия материала, когда дифференцирование сходных раздражителей становится затруднительным. Усложнение условий работы ведёт к значительному замедлению выполнения задания, и продуктивность деятельности при этом снижается.
Внимание этих детей характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность. Трудно привлечь и собрать, сконцентрировать внимание детей и удержать на протяжении той или иной деятельности. Очевидна недостаточная целенаправленность деятельности, дети действует импульсивно, часто отвлекаются. Могут наблюдаться и проявления инертности. В этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Однако, своевременное выявление, изучение и коррекция нарушений познавательной сферы, и прежде всего внимания у детей с задержкой психического развития именно в старшем дошкольном возрасте является необходимым условием их дальнейшего успешного обучения в школе.
В данной статье приводится перечень игр и упражнений, которые педагоги и родители могут использовать в целях коррекции внимания детей с ЗПР.
Игра «Повторяй за мной».
Цель: Развитие активного произвольного внимания.
Содержание: дети, стоя у своих стульчиков, смотрят на водящего, и повторяют за ним все движения, которые он показывает, стараясь повторить всё в точности.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Я буду водящим. Ваша задача следить за мной и повторять за мной все действия, какие я буду вам показывать».
Примечание: на этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый, затем водящими становятся и дети.
Игра «Угадай, что звучит?».
Цель: Развитие слухового внимания и восприятия.
Оборудование: предметы, издающие разные звуки (свисток, карандаш, шарик-погремушка, бумага, ножницы, ширма.
Содержание: педагог знакомит детей с предметами, показывает, как они звучат, а затем за ширмой издаёт различные звуки при помощи разных предметов, а дети отгадывают, с помощью какого предмета был произведён звук.
Инструкция: «Сейчас за ширмой я буду производить разные звуки, а вы должны догадаться, с помощью какого предмета, я шумела. Посмотрим, кто из вас отгадает больше звуков».
Примечание: задание выполняется в полной тишине.
Задание «Раскрась вторую половинку».
Цель: развитие умения удерживать инструкцию, развитие устойчивости, переключаемости внимания.
Оборудование: Листы с недорисованными изображениями на каждого ребёнка, цветные карандаши.
Содержание: дети выбирают нужные цвета, дорисовывают изображения на листах, называют у кого что получилось, оценивают работы друг друга.
Игра «Летает – не летает».
Цель: развитие переключаемости внимания, умения выделять главные, существенные признаки предметов.
Содержание: педагог называет детям слова. Если данный предмет может летать – дети говорят слово «летает» и машут руками («крыльями», если предмет не летает – говорят «не летает», руки при этом опущены вниз. Часто ошибающиеся игроки выбывают из игры.
Примечание: примерный перечень слов – змея, диван, бабочка, стул, баран, корова, самолёт, дерево, вертолёт, лодка, утюг, муха, собака, дом, воробей и др.
Игра «Выложи из палочек».
Цель: развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, произвольного внимания, умения действовать по образцу.
Оборудование: счётные палочки, карточки – образцы.
Содержание: дети, опираясь на свою карточку-образец, выкладывают на столах нужное изображение (квадрат, треугольник, домик).
Инструкция: «Посмотрите, что изображено у вас на рисунке. Возьмите палочки и выложите из них точно такой же узор. При выкладывании будьте внимательны. Приступайте к работе».
Примечание: если ребёнок не справляется с самыми простыми рисунками, то начинать выкладывать узор необходимо прямо на карточке, используя приём «наложения».
Игра «Запомни и нарисуй».
Цель: развитие концентрации, устойчивости, объёма внимания, умения удерживать инструкцию, закрепление основных геометрических фигур.
Оборудование: листы с изображением двух геометрических фигур (круг красного цвета слева, квадрат синего цвета справа, цветные карандаши на каждого ребёнка.
Содержание: Педагог предъявляет детям картину в течение 10 секунд с изображением двух геометрических фигур разного цвета, просит запомнить расположение, цвет фигур. Дети воспроизводят изображение по памяти на своих листах, а затем сравнивают работы с образцом, анализируют свои ошибки.
Игра «Отгадай меня по голосу».
Цель: развитие слухового внимания.
Содержание: педагог считалочкой определяет водящего, он выходит вперёд, остальные дети сидят на своих местах. Водящий поворачивается спиной к детям, дети хором говорят слова: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя - узнай». Затем педагог дотрагивается до одного ребёнка, и ребё нок произносит слова: «Отгадай меня по голосу!». Водящий поворачивается и угадывает говорившего. Если водящий угадал верно, то следующий ребёнок становится водящим.
Инструкция: Ребята, сейчас мы поиграем в интересную игру. У нас есть один водящий, он нас не видит. Сначала мы все вместе скажем ему стишок: «Ты загадку отгадай, кто позвал тебя – узнай!». А затем тот, до кого я дотронусь должен сказать: «Отгадай меня по голосу!» и водящий должен отгадать, кто из вас сказал эти слова.
Задание «Кто что ест» («Перепутанные линии»).
Цель: развитие зрительного восприятия, устойчивости внимания.
Оборудование: бланки с изображением животных, линии от которых ведут к изображениям соответствующих «лакомств» (собака – кость, петух – зерно, кошка – миска с молоком).
Содержание: Дети, проводя пальцем по линиям, или обратной стороной карандаша, должны определить, кто из животных что любит есть.
Инструкция: «Посмотрите внимательно на этот рисунок. На нём изображены разные животные (дети называют, кто изображён на рисунке). Проводя пальцем по линиям, отгадайте, кто из животных, что больше всего любит есть?».
Примечание: Если у ребёнка задание вызывает затруднения, взрослый индивидуально показывает способ выполнения задания.
Задание «Найди отличия».
Цель: развитие устойчивости, переключаемости, объёма внимания.
Оборудование: таблица с изображением двух картин, отличающихся друг от друга несколькими отличиями.
Содержание: дети поочерёдно называют отличия, которые замечают при сравнении двух картин.
Инструкция: «Ребята, рассмотрите картины. Назовите, какие отличия есть между этими двумя картинами. За правильный ответ получите жетон, в конце игры посмотрим, у кого будет больше жетонов, тот будет самый внимательный».
Игра «Лягушки и аисты».
Цель: развитие слухового внимания, переключаемости внимания, моторной координации.
Оборудование: свисток.
Содержание: Дети перемещаются по кругу под музыкальное сопровождение, услышав определённое количество свистков, принимают нужную позицию.
Инструкция: «Ребята, представим, что мы сейчас с вами оказались на болоте. А кто из вас знает, кто живёт на болоте? Вот и мы сейчас превратимся с вами в лягушек (показ позы «лягушка» - присесть, ноги разведены в стороны). А кого очень боятся лягушки? (показ позы «аиста» - одна нога согнута в колене, руки разведены в стороны). Когда вы услышите один свисток – вы превращаетесь в лягушек, а когда услышите 2 свистка – вы превращаетесь в аистов».
Примечание: дети, которые чаще всех ошибаются, считаются проигравшими и выбывают из игры.
Игра с мячом «Съедобное – несъедобное».
Цель: Развитие быстроты реакции, переключаемости внимания, зрительно-моторной координации.
Оборудование: мяч средних размеров.
Содержание: водящий называет предметы, бросает мяч одному из детей. В зависимости от того, съедобный предмет или несъедобный ребёнок ловит или не ловит мяч.
Инструкция: «Ребята, я сейчас буду называть предметы, и бросать вам мяч. Если предмет съедобный – вы его ловите, если несъедобный - не ловите».
Примечание: Сначала водящим становится взрослый, затем все дети поочерёдно. Если кому-то из детей сложно придумывать слова, можно ввести карточки с изображением хорошо знакомых детям предметов.
Задание «Выложи из геометрических фигур».
Цель: развитие произвольного внимания, концентрации, объёма внимания, кратковременной памяти, закрепление основных геометрических фигур.
Оборудование: таблицы с изображениями ёлочки, домика и снеговика, наборы геометрических фигур по количеству детей.
Содержание: дети рассматривают картину-образец, запоминают её, затем по памяти конструируют из свои геометрических фигур такое же изображение.
Инструкция: «Дети, рассмотрите этот рисунок. Из каких геометрических фигур он состоит? Запомните его. Из ваших конвертов достаньте фигуры и сделайте такую же картину, какую я вам показывала».
Примечание: если дети по памяти затрудняются выложить фигуры, тогда первый раз они выкладывают фигуру с опорой на образец, а затем второй раз выкладывают её уже по памяти.
Подвижная игра «Совушка – сова».
Цель: развитие концентрации, переключаемости внимания, скорости реакции.
Оборудование: музыкальное сопровождение, маска совы для водящего, маски мышей для детей.
Содержание: по команде водящего «День!», дети – мышки передвигаются под музыкальное сопровождение, а «сова» в это время спит в своём домике. По команде водящего «Ночь!», музыка затихает, мышки приседают на корточки и «спят», т. е. не двигаются. В это время «сова» вылетает на охоту, и если видит, что «мышка» пошевелилась, забирает её в свой домик. Последние оставшиеся игроки считаются победителями.
Инструкция: «Ребята, вы будете мышками, а я совой. По команде «День!» мышки выбегают на прогулку, сова в это время спит. А по команде «Ночь» сова вылетает на охоту, а мышки замирают, чтобы сова их не заметила. Если кто-то пошевелится, а сова это увидит, она заберёт эту мышку к себе в домик. Кто останется последним, тот и выиграл!».
Игра «4 стихии».
Цель: развитие концентрации, переключаемости, объёма внимания.
Содержание: дети, сидя на своих стульях, выполняют различные движения в зависимости от того, какую стихию назовёт водящий.
Инструкция: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в интересную игру. Вы знаете, что такое стихия? Это разные природные явления. В зависимости от того, какую стихию я назову, вы будете выполнять разные движения. «Земля!» - руки вниз (как-будто трогаем землю).
«Вода!» - руки перед собой (как-будто плывём в реке).
«Воздух!» - руки тянем вверх (как-будто тянемся к облакам).
«Огонь!» - выполняем вращения руками.
Давайте с вами потренируемся».
Примечание: на первых порах педагог выполняет движения вместе с детьми, затем дети выполняют движения самостоятельно. Как усложнение педагог может увеличивать темп смены движений.
Успехов в работе!