Лучший педагог года

«Семья и семейные ценности». Конспект урока Орксэ в 4 классе

Ирина Анатольевна Франченко
«Семья и семейные ценности». Конспект урока Орксэ в 4 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Урок 28. Модуль “Основы мировых религиозных культур”.

Тема Семья и семейные ценности

Возраст учащихся 4 класс

Цель урока Показать значение семьи в жизни каждого человека. Узнать, как традиционные религии относятся к семье.

Задачи урока -формирование представлений об исторической роли семьи;

-воспитание уважительного отношения к семье, семейным ценностям, к окружающим;

Темочки:

-способствовать воспитанию в душе ребенка чувства ответственности, любви к своим ближним;

-познакомить учащихся с основными семейными ценностями в христианстве, иудаизме, исламе, буддизме. Подвести учащихся к выводу, что семейные ценности различных религиозных культур одинаковы;

-способствовать развитию творческих способностей учащихся

Основное содержание темы, термины и понятия Семья – это государство со своими жителями и законами, созданное на любви и уважении. Каждая крепкая и сплоченная семья имеет и свои семейные ценности, которые помогают этой ячейке общества сохранить свою целостность. Семья и семейные ценности – это два понятия, которые не могут существовать друг без друга. Семейные ценности теряют свое значение, если не будет семьи. А семья не имеет возможности существовать без основополагающих принципов, которые смогут сохранить ее целостность и духовное здоровье. Семейные ценности – это отношение человека к человеку, насыщенные любовью и заботой.

Учащиеся смогут закрепить представление о таких понятиях как «семья», «семейные ценности», «род». Научатся анализировать роль семьи для общества, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать мнения других.

Планируемый результат:

Предметные умения. Личностные задачи: - воспитание уважительного отношения к семье, семейным ценностям и традициям;

-потребности к определению и высказыванию самых простых, общих для всех людей правила;

-ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих, и чужих поступков.

-создание опыта эмоционально-чувственных переживаний школьников через использование притчи (видеоролика, музыкального произведения).

Метапредметные задачи:

- способствовать развитию творческих способностей учащихся, формированию оценочных суждений через анализ жизненных ситуаций (текста);

-создать условия для рефлексии учащихся, организовать самостоятельную работу, работу в парах;

-создать условия для формирования коммуникативной культуры учащихся через работу в парах;

-побудить учащихся к анализу текстов.

- умение обобщать наработанный материал в виде синквейна.

Предметные задачи:

-актуализировать знания школьников о таких ценностях «семья», «родословная», «реликвия», «традиция».

-осознавать, о роли семьи, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.

-подвести к пониманию младшими школьниками для чего людям нужны традиции, родословные и традиции семьи;

-познакомить учащихся с нормами нравственного поведения человека в обществе

Оборудование:

учебник «Основы мировых религиозных культур» А. Л. Беглов, Е. В. Саплина.

мультимедийный проектор

компьютер

презентация для урока

Ход урока

1. Организационный момент. Привет, сосед! Улыбнись мне в ответ! Я хочу, чтобы ты всем улыбки дарил! (дети здороваются в паре и друг другу улыбаются). Просмотр видеоролика. (клип о семье)

-О чём будем рассуждать на уроке?

2. Мотивационный этап (постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности учащихся).

Введение в тему урока

-Да, мы сегодня говорим о семье, и тема звучит так: «Семья и семейные ценности»

- Какова цель нашего урока? Узнать о понятиях «семья», «семейные ценности» и зачем нужна человеку семья. Как относятся к семье в мировых религиях.

3. Изучение нового материала. -Как понимаете значение слова «семья»? - «Семья – это…».

(по желанию дети могут прочитать свои высказывания.)

Вот несколько версий происхождения слова «семья».

1. Слово «семья» делится на два слова «семь»+Я. Это значит семеро как Я. В семье все похожи друг на друга. -А на кого похож каждый из вас? (ответы детей)

2. Слово «семья» произошло от слова «СЕМЯ». Маленькое семя с любовью, посаженное в землю, дает крепкий росток, со временем на нем появляется цветок, а затем плоды. Когда ваши родители создали семью, она тоже напоминала «семя». Ее надо было выращивать с любовью, жить в согласии и заботиться друг о друге. Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нем зацветают первые цветочки – сынки и дочки.

-Кто может быть членом семьи?

Мама, папа, тетя, дядя, дедушка, бабушка, брат, сестра, я.

-Что может объединять членов семьи?

Общее хозяйство; общие интересы; любовь; ответственность; забота; уважение друг к другу, взаимопомощь.

- Кто о ком заботиться в семье? (все заботятся обо всех)

Какое толкование этого слова в словаре? С. И. Ожегов «Толковый словарь русского языка»

Семья-группа живущих вместе близких родственников. Продолжите ряд однокоренных слов: родственники…. родные, родня, родители, родословная, род.

Род-кровные родственники, ведущие происхождение от общего предка.

Родословная-перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.

Семьи все разные. Каждая семья отличается обычаями, атмосферой, правилами, традициями.

В каждой семье есть свои традиции. Что это такое? Традиция-от латинского» передача». Это слово означает сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, порядки, правила поведения. Традиции - это то, что делает семью неповторимой. Они сплачивают всех членов семьи. Какие традиции есть в вашей семье? Каждая семья держится на семейных ценностях. Работа с притчей «ЛАДНАЯ СЕМЬЯ». Как понимаете слово «ЛАДНАЯ»?

Люди ладят друг с другом, живут, помогая друг другу, по-доброму относятся к каждому, живут в мире. Сколько человек было в семье? Чем отличалась эта семья от других (мир и лад был в этой семье, никто не ссорился) Какие три слова написал старик в притче? (любовь, прощение, терпение) Какие три слова в притче написал на листочке ТЫ, характеризующие свою семью? Для каждой семьи очень важно жить в мире и доброте. Кроме семейных ценностей существуют семейные реликвии. Например, семейный альбом. Человек жив, пока о нем помнят. Фото оставляют память о близких людях событиях.

Соотнесение своих знаний со знаниями окружающих.

Работаем с учебником. Прочитайте в учебнике как относятся к семье в каждой религии. Делаем выводы. Христианство

Семья в православии – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – папа, мама, дети. Ведь невозможно любить Бога, если не умеешь любить того, кого видишь каждый день, - человека, и тем более члена своей семьи. Огромное значение в православии придаётся почитанию родителей и уважительному к ним отношению.

Ислам

Мусульмане серьёзно относятся к созданию семьи и очень дорожат ею. Главное, что важно для исламской семьи, это любовь: родителей друг к другу, к детям, детей к родителям. Мусульманские семьи обычно многодетные. Рождение каждого ребёнка в семье считается большой радостью Иудаизм

В иудаизме семья – это величайшая ценность, а брак и рождение детей считаются одной из главнейших заповедей, данной ещё Адамом и Евой. Иудеи считают главным для себя почитание отца и матери, заботу о своих родителях уважение родителей.

Буддизм

В буддизме все верующие делятся на монахов и мирян. Для мирян семейная жизнь является важнейшей частью их жизни. Назначение семьи — это ответственность и забота о детях и родителях. В буддизме принято поддерживать своих родителей, исполнять свои обязанности по отношению к родителям, поддерживать и сохранять семейный уклад и традиции. -Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах?

-Как вы считаете, почему? (Семья – это свято для всех)

- Как дети должны относиться к родителям?

(Почитать родителей, обеспечить им достойную старость)

Итак, какие ценности записали в таблице?

Основные ценности семейной жизни

Иудаизм

Буддизм

Православие

Ислам

любовь мужа и жены друг к другу

ложь

любовь родителей к детям

почитание родителей

семейные традиции

богатство

согласие

забота

уважение

прощение

Вывод: в каждой религии семейные ценности одинаковы.

Во всех религиях мира семья играет огромную роль в жизни человека, основными ценностями семьи в религиях мира являются: любовь мужа и жены друг к другу, к детям, почитание родителей, согласие, забота, терпение, уважение, ответственность друг перед другом.

4. Социолизация.

Работа в парах.

Приём «Мозговой штурм».

Соотнесение своей деятельности с деятельностью других, представление промежуточного результата своего труда.

Составление синквейна.

Результаты работы озвучиваются.

Пример:

Семья

Родные и любимые

Вдохновляет, любит, понимает.

Семья – главное в жизни для человека

Доброта.

Или

Семья.

Дружная, любящая.

Заботится, понимает, поддерживает.

Помогает преодолевать любые трудности.

Сердце.

Слушаем Гимн семьи.

Домашнее задание

1. Подумайте, что объединяет всех членов вашей семьи.

2. Напишите это слово в центре ромашки (любовь, дружба, уважение, труд, понимание, доверие, прощение, терпение).

3. На основании этих качеств составьте правила для вашей семьи :

(Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и, если надо, простить. Почитайте родителей)

1. Беглов А. Л., Саплина Е. В. Основы мировых религиозных культур. - М, «Просвещение» 2012.

2. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Под редакцией В. А. Тишкова, Т. Д. Шапошниковой. М. : Просвещение, 2012.

3. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. М. «Азбуковник» 2001

Публикации по теме:

«Семья, семейные ценности и традиции». Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе«Семья, семейные ценности и традиции». Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе «Семья, семейные ценности и традиции». Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Цель: формирование представлений.

Фотоотчёт о проведённом родительском собрании в 6 классе на тему «Семья и семейные ценности»Фотоотчёт о проведённом родительском собрании в 6 классе на тему «Семья и семейные ценности» Семья - это наивысшая степень человеческих отношений. В ней ребёнок познает мир, знакомится с такими понятиями, как нравственность, взаимовыручка,.

Конспект и презентация урока по Орксэ в 4 классе «Свобода и ответственность» Муниципальное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа № 4г. Маркса Саратовской области Урок по предмету: ОСНОВЫ.

Конспект НОД «Семейные ценности и уважение к труду взрослых» в средней группе Задачи: • Обогащать представление детей о действиях, в которых проявляют доброе отношение и забота о членах семьи, близком окружении; •.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Семья и семейные ценности». Конспект урока Орксэ в 4 классе
Опубликовано: 28 января 2025 в 00:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация ««Семья и семейные ценности». Конспект урока Орксэ в 4 классе» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Анатольевна Франченко (УИ 2068724) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД