Хайруллина Назиля
«Мунха — подледная рыбалка». Конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с якутской зимней рыбалкой
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие
Тема занятия : Мунха- подледная рыбалка
Воспитатели: Хайруллина Н. З., Пахомова С. Т.
Возрастная группа : старшая «Ромашка»
Цель занятия : развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с традиционной подледной рыбалкой на карася «Мунха»
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Саха. Якутия
- Рыбалка. Конспекты занятий
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
Задачи:
Образовательные: приобщать детей к национальной культуре народа саха, к его традициям.
Развивающая: развивать познавательный интерес, внимание, память; обогащать словарный запас, развивать умение отвечать на вопросы полными ответами, умение использовать в речи развернутые предложения.
Воспитательная :-воспитывать интерес к природе и бережное отношение к ней.
Словарная работа: подледная, мунха, Байанай, карась - собо, невод, бригада, полноводна
Материалы и оборудование: ноутбук, проектор, экран, ткань голубого цвета, палочки спортивные, силуэты карасей из картона,
Предварительная работа: рассматривание альбомов про рыб, чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты
1. Организационно – мотивационный этап Создать у детей положительно-эмоциональный настрой на предстоящую деятельность Сначала рыбку половили,
Потом ушицу сотворили,
И вплоть до самого утра
Мы просидели у костра,
Мы уезжаем с речки,жалко.
Эх,хороша была (рыбалка)
Словесный: загадка
Наглядный: показ слайда «Рыбалка летняя»,как дети сидят на берегу реки с удочками Дети слушают воспитателя и отгадывают загадку Дети проявляют интерес и готовность к предстоящей деятельности
2.
Основной этап
2.1 Этап постановки проблемы (Сюрпризный момент) Ребята! Любите ли вы ходить на реку? Как наша река называется? Вы просто купались, отдыхали? А кто-нибудь из вас хоть раз держал в руках удочки и пробовал рыбачить? Какие рыбы водятся в нашей Лене знаете? Да, наша Лена полноводна и богата разной рыбой.
Это все происходит летом, когда вы отдыхаете семьей все вместе у реки. А кто-нибудь из вас, ребятки,видел,знает как рыбу ловят в озерах зимой?
Словесный: беседа, рассказ воспитателя
Наглядный: показ слайда «Река Лена» Дети слушают воспитателя, рассматривают картину, отвечают на вопросы
2.2 Этап ознакомления с материалом познакомить детей с традиционной якутской зимней рыбалкой
предупредить утомляемость детей; -переключить внимание с одной деятельности на другую.
-А хотите узнать как происходит зимняя в рыбалка в деревнях?
-Приготовления к рыбалке начинаются заранее, вся деревня готовится очень тщательно, а сама рыбалка превращается в праздник, куда вовлекается почти все население деревни. Начало рыбалки всегда сопровождается кормлением духа водоема, прошением у Байаная удачного улова.
-А кто такой Байанай?
-Чем его угощают?
-После того как угостили Байаная, начинается рыбалка или по-якутски «мунха» .
Подледный лов карасей -очень трудоемкая работа, кто- то тянет сети, а кто -то с шумом и криками, постукивая по льду шестом, загоняет рыбу к главной проруби,где встречается с теми, кто тянет невод. После того. как улов вытянули на лед, дружно всех присутствующих одаривают рыбой - А вы бы хотели поучаствовать в такой рыбалке?
-но перед рыбалкой,ребятки, предлагаю маленько поиграть, согласны?
Физминутка «Рыбка плавает в водице.»
Рыбка плавает в водице, -Рыбке весело играть,-Рыбка, рыбка, озорница, Я хочу тебя поймать!
Рыбка спинку изогнула, крошку хлебную взяла, Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла Словесный:
Рассказ воспитателя,
беседа,
объяснение незнакомых слов
Просмотр слайдов
Игра
Детей заинтересовала тема :они внимательно слушают, отвечают, расспрашивают
--это покровитель всех охотников, рыбаков. Дух природы
-Оладьями, маслом, кумысом
Дети согласны принять участие в подледной рыбалке
Выполняют руками действия в соответствии с текстом Дети готовы переключить внимание на другую деятельность
Дети обретают новые знания
Дети играют
2.3 Этап практического решения проблемы -закрепить знания детей полученных во время занятия
посредством подвижной игры.
-формировать умение детей использовать полученные знания в игре;
Закрепить навыки ориентирования на плоскости и количественного счета в пределах до 10,развивать слуховое и зрительное внимание
- А сейчас,ребятки,я предлагаю вам самим сходить на рыбалку, вернее, на Мунху. Мы все поделимся на бригады, кто будет тянуть невод, а кто будет шуметь и загонять рыбу.
-Сколько рыбы вы наловили! Молодцы!
Предлагаю теперь, ребятки:
1. отделить крупных карасей от мелких.
2. Отсчитать всех больших карасей и поместить их в ряд на доске.
3. Поместить под крупными карасями мелких карасей.
Вопрос: Каких карасей больше?
Дети делятся на команды (бригады,
Д/ И:«Разложи рыбу»
Дети выполняют действия, согласно выбранной роли
Дети ловят рыбу
Дети раскладывают в корзины рыбу, сортируя по размерам
Дети решают задачу
(ответы детей)
Закрепляют полученные знания
3. Заключительный этап Подведение итогов деятельности, обобщение полученных знаний -Ребята, скажите, вам понравилось наше занятие? Что особенно вам запомнилось? Какая наша река Лена?
Что такое Мунха?
Кто такой Баайанай?
Кого называют СОБО? Как вы сегодня ловили рыбу?
-вы сегодня большие молодцы, нам тоже понравилось как вы отвечали, играли Словесный: беседа,похвала Дети отвечают на вопросы воспитателя
-Что нужно любить природу во всей ее красе