Елена Фролова
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Фролова Елена Александровна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Именно руки учат ребенка точности,
аккуратности, ясности мышления.
Движения рук возбуждают мозг,
заставляя его развиваться»
В. А. Сухомлинский.
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Модель трёх вопросов. Образовательная технология
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Темочки
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики проводим в течение всего дня в разных видах деятельности.
В процессе разучивания потешек, стишков в таких играх формируется правильное звукопроизношение. У детей развивается пространственное мышление, фантазия, память, внимание. В зоне изобразительной деятельности дети пользуются карандашами, фломастерами, гуашью, мелками, учатся обводить по трафарету, по контуру, штриховать овощи, фрукты. Используем в работе нетрадиционные техники рисования (ладошками и пальцами). На прогулках рисуем на снегу, на песке.
Работа с тестом, пластилином так же развивает мелкую моторику рук. Пальчики детей становятся более ловкими, гибкими. Вместе с детьми с соленого теста лепим сушки, печенье, конфеты.
С большим удовольствием дети занимаются в физкультурной зоне, где имеется разнообразное оборудование: ребристые доски, дорожки-массажеры, мячи-ежики, дорожка из пуговиц, мешочки с крупой, цветные пробки. Упражнения с данным инвентарем полезны не только для стоп ног, но и для массажа рук и пальцев.
Игры с бумагой. Дети отрывают кусочки от цветной бумаги, а затем раскладывают их по заранее нарисованным контурам, получается очень красивое, модное панно. Учимся разрывать бумагу разной плотности: картон, салфетки. Сминаем, а затем разглаживаем ладонями и пальцами скомканный лист бумаги.
Игры с камешками. Предлагаем детям потрогать и сравнить по цвету, по форме, выложить рисунок (солнышко, цветочек, дорожку для цыпленка).
Игры с прищепками. Дети надевают прищепки на шнурки, на веревочки, на спину ежей, на кружки получаются разноцветные цветы, на елки надевают иголки.
Игры с мозаикой, с конструкторами, с пуговицами, с вкладышами, с матрешками, с клубочками - безусловно, очень важны и полезны для развития кистей и пальцев рук.
Прекрасным тренажёром для развития мелкой моторики является песок. Вся работа направлена на снижение гиперактивности, эмоционального напряжения. Пересыпание песка служит массажем для рук. Проводим упражнения : рисование на песке пальцами, палочкой, нахождение маленьких игрушек в песке. Показываем детям, что из влажного песка получаются красивые куличики, а из сухого песка куличики рассыпаются. Малыши делают куличики из формочек разных размеров, из ведёрка. Также они пробуют построить длинный забор, чередуя куличики в определённой последовательности. Это развивает ручную моторику, конструктивные навыки, логическое мышление. Детям очень нравится рисовать на цветном песке пальчиками.
Игры с водой.
Дети обожают играть с водой, а кроме того это очень полезно: мыть губкой игрушки, кукол, переливать воду из одной ёмкости в другую ложкой, кружкой и т. д.
Для детей завязывание шнурков большая трудность. Упражнения по шнуровке способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания. Шнуровка помогает маленьким неповоротливым пальчикам становиться более ловкими. Пропуская веревочки сквозь нужные отверстия, малыши увлекаются самим процессом.
Игры с камешками Марблс.
Камешки используем как для отдельных игр (продолжение логических рядов, составление узоров, дорожек, математические игры, сенсорные игры, так и как элементы НОД (конструктивные игры) различной тематики (осень, лето, цветы, эмоции, насекомые, морские животные и так далее). Камешки и игры с ними очень нравятся детям. Один недостаток - фигуры в основном только круглой и овальной формы.
Со временем пальчики детей становятся послушными. Но самое главное - улучшается речь детей. Как приятно смотреть, когда у детей светятся глазки радостью от того, что знают наизусть потешки, стихотворения, считалочки, песенки и умеют сопровождать движениями пальчиков. Я смогла заинтересовать играми с пальчиками, которые ободряют, радуют, учат общаться. Пальчиковые игры превращаются в весёлую игру, приносящую удовольствие.
,

,

,
