Елена Фролова
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики детей 2–3 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Фролова Елена Александровна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 города Тюмени
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев.
Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.
Именно руки учат ребенка точности,
аккуратности, ясности мышления.
Движения рук возбуждают мозг,
заставляя его развиваться»
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики детей 2–3 лет» размещена в разделах
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей : в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Пальчиковые игры и игры на развитие мелкой моторики проводим в течение всего дня в разных видах деятельности.
В процессе разучивания потешек, стишков в таких играх формируется правильное звукопроизношение. У детей развивается пространственное мышление, фантазия, память, внимание. В зоне изобразительной деятельности дети пользуются карандашами, фломастерами, гуашью, мелками, учатся обводить по трафарету, по контуру, штриховать овощи, фрукты. Используем в работе нетрадиционные техники рисования (ладошками и пальцами). На прогулках рисуем на снегу, на песке.
Работа с тестом, пластилином так же развивает мелкую моторику рук. Пальчики детей становятся более ловкими, гибкими. Вместе с детьми с соленого теста лепим сушки, печенье, конфеты.
С большим удовольствием дети занимаются в физкультурной зоне, где имеется разнообразное оборудование: ребристые доски, дорожки-массажеры, мячи-ежики, дорожка из пуговиц, мешочки с крупой, цветные пробки. Упражнения с данным инвентарем полезны не только для стоп ног, но и для массажа рук и пальцев.
Игры с бумагой. Дети отрывают кусочки от цветной бумаги, а затем раскладывают их по заранее нарисованным контурам, получается очень красивое, модное панно. Учимся разрывать бумагу разной плотности: картон, салфетки. Сминаем, а затем разглаживаем ладонями и пальцами скомканный лист бумаги.
Игры с камешками. Предлагаем детям потрогать и сравнить по цвету, по форме, выложить рисунок (солнышко, цветочек, дорожку для цыпленка).
Игры с прищепками. Дети надевают прищепки на шнурки, на веревочки, на спину ежей, на кружки получаются разноцветные цветы, на елки надевают иголки.
Игры с мозаикой, с конструкторами, с пуговицами, с вкладышами, с матрешками, с клубочками - безусловно, очень важны и полезны для развития кистей и пальцев рук.
Прекрасным тренажёром для развития мелкой моторики является песок. Вся работа направлена на снижение гиперактивности, эмоционального напряжения. Пересыпание песка служит массажем для рук. Проводим упражнения : рисование на песке пальцами, палочкой, нахождение маленьких игрушек в песке. Показываем детям, что из влажного песка получаются красивые куличики, а из сухого песка куличики рассыпаются. Малыши делают куличики из формочек разных размеров, из ведёрка. Также они пробуют построить длинный забор, чередуя куличики в определённой последовательности. Это развивает ручную моторику, конструктивные навыки, логическое мышление. Детям очень нравится рисовать на цветном песке пальчиками.
Игры с водой.
Дети обожают играть с водой, а кроме того это очень полезно: мыть губкой игрушки, кукол, переливать воду из одной ёмкости в другую ложкой, кружкой и т. д.
Для детей завязывание шнурков большая трудность. Упражнения по шнуровке способствуют выработке навыков самообслуживания, развитию усидчивости и внимания. Шнуровка помогает маленьким неповоротливым пальчикам становиться более ловкими. Пропуская веревочки сквозь нужные отверстия, малыши увлекаются самим процессом.
Игры с камешками Марблс.
Камешки используем как для отдельных игр (продолжение логических рядов, составление узоров, дорожек, математические игры, сенсорные игры, так и как элементы НОД (конструктивные игры) различной тематики (осень, лето, цветы, эмоции, насекомые, морские животные и так далее). Камешки и игры с ними очень нравятся детям. Один недостаток - фигуры в основном только круглой и овальной формы.
Со временем пальчики детей становятся послушными. Но самое главное - улучшается речь детей. Как приятно смотреть, когда у детей светятся глазки радостью от того, что знают наизусть потешки, стихотворения, считалочки, песенки и умеют сопровождать движениями пальчиков. Я смогла заинтересовать играми с пальчиками, которые ободряют, радуют, учат общаться. Пальчиковые игры превращаются в весёлую игру, приносящую удовольствие.
,
,
,