Анна Стяглова
Развитие мелкой моторики у детей 4–5 лет средствами пластилинографии
▼ Скачать + Заказать документы
Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях детской руки,
тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда,
сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…
В. А. Сухомлинский
Проблема развития мелкой моторики дошкольников средствами различных видов изобразительной деятельности в настоящее время приобретает особую актуальность и становится важнейшим направлением научно-теоретических исследований. Развитие руки ребенка, ручных умений или мелкой пальцевой моторики является одним из самых главных условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей 4–5 лет средствами пластилинографии» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Пластилинография, пластилин
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
Одним из главных показателей готовности ребенка к школе считается развитие мелкой моторики рук. Поэтому начинать её развитие необходимо с раннего возраста.
«Функция человеческой руки неповторима и универсальна. Ещё В. А. Сухомлинский писал, что от них (детских пальчиков, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее»
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
В настоящее время у дошкольников имеется общее моторное отставание, но в большей степени всё это выявляется у детей, которые живут в городах. Это связано с тем, что ещё совсем недавно наши мамы и папы вместе с детьми выполняли руками различные виды работ: перебирали крупу, стирали белье, вязали и вышивали, а сейчас всю эту работу выполняют машины. Технический прогресс освободил время для других важных дел, но это повлияло на общую недоразвитость моторики рук и неготовность наших детей к письму.
Однако, развивая мелкую моторику рук, мы влияем на общее психическое развитие ребенка. Систематические упражнения по тренировки движений пальцев рук являются мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.
Развитием мелкой моторики занимаются педагогика, психология и физиология.
Данной проблемой занимались учёные Института физиологии детей и подростков М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина, которые своими исследованиями доказали взаимосвязь интеллектуального развития и мелкой моторики рук. Систематизированные упражнения по развитию мелкой моторики пальцев, по мнению М. М. Кольцовой, являются «мощным средством» для развития головного мозга ребенка.
Все ученные изучающие детскую психику (Н. А. Бернштейн, В. М. Бехтерев, А. В. Запорожец, М. М. Кольцова и др.) доказали, что развитие речи и мышления ребенка находится в тесной связи с развитием мелкой моторики рук. Уровень развития мелкой моторики и координации движений рук - один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, у которого хорошо развита мелкая моторика, связная речь, логическое мышление, обладает памятью и вниманием. достаточно развитой
Поэтому, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. Развитие навыков мелкой моторики важно ещё и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений руки и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Мы предполагаем, что образовательная деятельность по лепке (в данном случае-пластилинографии, оказывает большое влияние на развитие мелкой моторики рук у детей 4-5 лет. Разнообразные пластические материалы (глина, тесто, пластика, пластилин и др.) играют большую роль в развитии мелкой моторики рук ребенка. С раннего возраста ребёнок знаком с пластилином- мягким и податливым материалом, из которого можно лепить всё, что угодно, но мало кто знает, что пластилином можно ещё и рисовать. Рисование пластилином требует определённых физических усилий пальцев обеих рук, что способствует их развитию, а это, в свою очередь оказывает благоприятное влияние на развитие речи, (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга, подготавливает руки к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.