Александра Трунова
Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук
▼ Скачать + Заказать документы
Уже давно установлено, что уровень развития речи детей напрямую зависит от сформированности тонких движений пальцев рук. Если координация движений соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.
Публикация «Игры и упражнения для развития и укрепления мелкой моторики пальцев рук» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Доказано, что движения пальцев рук стимулируют деятельность центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка.
Поэтому так полезно выполнять следующие упражнения :
Собирать мозаики, конструкторы, пазлы;
Перебирать крупы;
Раскрашивать раскраски цветными карандашами;
Штриховать, обводить по контуру, трафареты;
Завинчивать гайки (игрушечные и настоящие);
Плести из бисера;
Лепить из пластилина, пластика, теста;
Играть с глиной, мокрым песком;
Играть с мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель);
Бросать и ловить летающие тарелочки;
Выкладывать рисунки из камней, пуговиц, шишек, спичек, круп;
Собирать, перебирать ягоды;
Маленьких детишек учить навыкам самообслуживания (одеваться – раздеваться, расстегивать – застегивать пуговицы, молнии, завязывать шнурки) и т. д.
Как вариант, можно использовать упражнения ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ.
Упражнения 1-го комплекса :
Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь — вместе).
Ладошка — кулачок — ребро (на счет «раз-два-три»).
Пальчики здороваются (на счет «раз-два-три-четыре-пять») соединяются пальцы обеих рук : большой с большим, указательный с указательным и т. д.
Человечек (указательный и средний пальцы правой, потом левой руки бегают по столу).
Дети бегают на перегонки (движения как в 4-м упражнении, но выполняют обе руки одновременно)
Упражнения 2-го комплекса.
Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой).
Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
Очки (образовать 2 кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединить их).
Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединить).
Деревья (поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).
Упражнения 3-го комплекса.
Флажок (большой палец вытянуть вверх, остальные соединить вместе).
Птички (поочередно большой палец соединять с остальными).
Гнездо (соединить руки в виде чаши, пальцы плотно сжаты).
Цветок (то же, но пальцы разъединить).
Корни растения (прижать руки тыльной стороной друг к другу, пальцы опустить вниз).
Упражнения 4-го комплекса.
Пчела (вращать вокруг вначале указательный палец правой руки, затем левой).
Пчелы (то же упражнение, только выполняется двумя руками).
Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).
Солнечные лучи (скрестить пальцы, поднять руки вверх, расставить пальцы).
Пассажиры в автобусе (скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).
Упражнения 5-го комплекса
Замок (на счет «раз» ладони вместе, на счет «два» — пальцы соединяются в замок).
Лиса и заяц (лиса «крадется» — все пальцы медленно «шагают» по столу вперед, заяц «убегает» перебирая пальцами, быстро двигаясь назад).
Паук (пальцы согнуты и медленно передвигаются по столу).
Бабочка (ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе — бабочка крылышками машет).
Счет до четырех (большой палец поочередно соединяется со всеми остальными).
Упражнения 6-го комплекса.
Двое разговаривают (согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуты вверх, приблизить их к друг другу).
Стол (правую руку сжать в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).
Кресло (правую руку сжать в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).
Ворота (соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук, большие пальцы то поднимать вверх, то опускать вниз).
Мост (поднять руки вверх ладонями друг к другу, расположить пальцы горизонтально, соединить кончики среднего и безымянного пальцев обеих рук).
Упражнение 7-го комплекса.
Ромашка (соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).
Тюльпан (полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).
Сжимание и разжимание кистей рук на счет «раз-два».
Упражнение 8-го комплекса.
Улитка с усиками (положить правую руку на стол, поднять указательный и средний пальцы, расставить их).
Раковина улитки (правая рука на столе, левую положить сверху).
Ежик (ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх).
Кот (средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять руку вверх).
Волк (соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный палец и мизинец слегка согнуть, поднять вверх).
Упражнения 9-го комплекса.
Птички летят (пальцами обеих рук производить движения вверх — вниз).
Птички клюют (большой палец поочередно соединять с остальными пальцами).
Гнездо (пальцы обеих рук округлить и соединить в форме чаши).
Здесь дано девять комплексов упражнений, но это не значит, что вы должны их делать все сразу. Выберите какой-либо один, самый простой, который больше подходит вашему ребенку и сделайте его как игру. Постепенно усложняйте упражнения, а некоторые хорошо делать вечером, когда отбрасывается тень на стенку, детям это очень нравится, что только они ни видят на стенке.