Татьяна Березина
Игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта 4–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальные коррекционно-развивающие мероприятия по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта (4-6 лет).
Месяц
№ игр. серии Тема недели
Содержание
Задачи
Оборудование
Сентябрь
№ 1 «Я и мои друзья»
1. Массаж «Непослушные мячики».
2. Р. у. «Песенка друзей»
3. Игра «Песочные секреты».
4. И. у. «Красивые открытки».
5. И. у. «Украсим мячик для друга»
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, укрепление мышц кистей рук;
Публикация «Игры и упражнения по развитию мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта 4–6 лет» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Подготовительная группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2017
- выполнять определённые движения руками с речевым сопровождением по подражанию;
- учить определять игрушки на ощупь в процессе тактильно – двигательного обследования;
- развитие координации движений глаз и руки;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания, учит выкладывать горох по контуру простого предмета. Мячики из различной фактуры.
Тазик с песком, мелкие игрушки.
Почтовый ящик, открытки.
Пластилиновая дощечка с нарисованным контуром мяча, баночка с горохом.
Сентябрь
№ 2 «Наш детский сад»
1. Массаж «Ребристый карандаш».
2. П. и. «Куколка».
3. Игра «Наши игрушки».
4. И. у. «Уронили мишку на пол».
5. И. у. «Букет на столе».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, укрепление мышц кистей рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять игрушки на ощупь в процессе тактильно – двигательного обследования;
- развитие координации движений глаз и руки, согласованных движений рук;
- развитие ручных умений, соотносящих движений рук.
Ребристый карандаш.
Коробка с двумя отверстиями, игрушки из разного материала.
Стул, верёвка, игрушка мишка, палочка.
Картинка «Ваза с цветами», счётные палочки разного цвета.
Октябрь
№ 1 «Овощи и фрукты»
1. Массаж «Грецкий орех».
2. П. и. «Овощи».
3. Игра «Что в мешочке?»
4. И. у. «Сушка фруктов».
5. И. у. «Яблоко».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь овощи и фрукты в процессе тактильно – двигательного обследования;
- развивать силу рук, соотносящие действия, развивать навык застёгивания прищепок;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания, учит выкладывать горох по контуру простого предмета.
Грецкий орех.
Мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Верёвка, 2 стойки, трафареты овощей и фруктов из толстого картона, прищепки.
Пластилиновая дощечка с изображением яблока, баночка с горохом.
Октябрь
№ 2 «Осень в гости к нам пришла»
1. Массаж «Полянка».
2. П. и. «Засолка капусты»
3. И. у. «Дождик».
4. И. у. «Сушка грибов».
5. Г. у. «Обведи путь-дорожку».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, укрепление мышц кистей рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить выполнять шнуровку сверху – вниз (по подражанию, по образцу);
- развивать силу рук, соотносящие действия, развивать навык застёгивания прищепок;
- учить проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями. Коврик «Травка».
Пособие «Тучка», шнурки.
2 стойки, верёвка, трафареты грибов из линолеума, прищепки.
Лист бумаги с изображением 2-х волнистых линий, простой карандаш
Октябрь
№ 3 «Труд людей»
1. «Каравай» (игра с элементами массажа).
2. «Пирожки».
3. «Достань начинку для пирога».
4. «Выбери ягоды для компота».
5. Г. у. «Инструменты дворника»
- развитие силы рук, стимуляция
мышц ладоней.
- развивать соотносящие движения,
предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений.
- развитие навыка планомерного исследования предмета.
- учить захватывать предметы щёпотью, раскладывая мелкие предметы в прозрачный сосуд.
- учить проводить линии по пунктирным линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
Кукла, кусочки теста, тарелка.
Мешочек, муляжи (яблоко, морковь, груша).
Баночка с небольшим отверстием, ягоды рябины, орешки.
Лист бумаги с пунктирным изображением метлы и лопаты.
Октябрь
№ 4 «Домашние животные»
1. Массаж «Непослушные мячики».
2. П. г. «Повстречались».
3. Игра «Узнай, кто это?».
4. И. у. «Шаловливые котята».
5. Г. у. «Помоги детёнышам дойти до мамы».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь животных (игрушки) в процессе тактильно – двигательного обследования;
- развитие согласованных движений обеих рук;
- учить проводить непрерывную линию между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб.
Мячики из разной фактуры.
Коробка с двумя отверстиями, игрушки (кошка, свинья, корова).
Катушки с нитками.
Пластилиновые дорожки, баночка с горохом (семечками).
Ноябрь
№ 1 «Осенние посиделки» 1. Массаж «Мячик – ёжик».
2. П. и. «Про смешариков».
3. Игра «Кто это?»
4. И. у. «Золотая рыбка».
5. Г. у. «Подарки любимым героям».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь игрушки (герои сказок) в процессе тактильно - двигательного обследования;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания, учить выкладывать по контуру горохом;
- учить обводить по контуру простые предметы, дифференцировать степень нажима на карандаш.
Массажёр «Мячик».
Шарф, игрушки по сказке «Теремок».
Пластилиновая дощечка с изображением рыбки, баночка с горохом.
Лист бумаги с изображением «подарков», простой карандаш
Ноябрь
№ 2 «Наши игрушки»
1. Массаж «Пианино».
2. П. и. «Пианино»
3. Игра «Чьё это? Вижу руками»
4. И. у. «Игрушки со шнуровками»
5. Г. у. «Мои игрушки».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь игрушки в процессе тактильно - двигательного обследования;
- продолжать учить выполнять шнуровку слева направо без перекрещивания;
- учить проводить прямые линии по пунктирам сверху вниз и слева направо, дифференцировать степень нажима на карандаш.
Пианино с клавишами из разной фактуры.
Салфетка, игрушки
Пособие «Шнуровка».
Лист бумаги с изображением игрушек, цветные карандаши.
Ноябрь
№ 3 Дом и его части»
1. Массаж «Ребристый
карандаш».
2. П. и. «Домик»
3. Игра «Узнай, что это?»
4. Игра «Построим домик»
5. Г. у. «Раскрась домик»
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь строительный материал в процессе тактильно - двигательного обследования;
- учить выкладывать из палочек по подражанию (по образцу, развитие соотносящих движений рук;
- учить проводить прямые линии по пунктирам сверху вниз и слева направо, дифференцировать степень нажима на карандаш.
Ребристый карандаш.
Мешочек, маленький и большой: кубики, кирпичики, призма.
Образец домика, счетные палочки.
альбомного листа, карандаши (или фломастеры)
Ноябрь
№ 4 «Я и моя семья»
1. Массаж «Перчатка».
2. П. г. «Моя семья».
3. Игра «Вижу руками»
4. И. у. «Бабушкины помощники».
5. И. у. «Помогаем маме»
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять предметы быта из линолеума на ощупь в процессе тактильно – двигательного обследования;
- развитие согласованных движений обеих рук;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания.
Перчатка с нашитыми пуговицами разной фактуры.
Коробка с двумя отверстиями, трафареты предметов быта из линолеума.
Недовязанный шарфик, клубок ниток.
Кастрюлька с фасолью и горохом, 2 тарелочки.
Ноябрь
№ 5 «Я и мое тело»
1. Пуговичный массаж.
2. «Здравствуй, пальчик».
3. «Надень шапочки».
4. «Поиграй на пианино».
5. И. у. «Наденем колечки»
- стимуляция кончиков пальцев и ладоней (активизация сенсорно-моторных функций).
- учить показывать большой палец при назывании; учить выполнять движения кистями и пальцами рук по подражанию с использованием стихотворного текста.
- учить действовать целенаправленно, выполнять соотносящие действия.
- учить выделять каждый палец руки, действовать отдельно каждым пальцем своей руки по подражанию.
- развитие ручных умений;
Коробка с пуговицами.
Цветные напёрстки.
Детское пианино и кукла.
Шаблоны рук из пластика, резинки для волос.
Декабрь
№ 1 «Животные нашего леса»
1. Массаж «Мяч – ёжик».
2. П. и. «Сидит белка на тележке».
3. И. у. «Ёжик».
4. И. у. «Ежонок».
5. Г. у. «Помогите, помогите, путь до грибочка укажите».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, укрепление мышц кистей рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- развивать силу рук, соотносящие действия, развивать навык застёгивания прищепок;
- развитие ручных умений;
- учить проводить непрерывную линию между двумя ломаными линиями, повторяя их изгиб.
Массажный мячик.
Ёжик из картона на подставке, прищепки.
Картинка «Колобок», палочки.
Лист бумаги с изображением 2-х ломаных линий.
Декабрь
№ 2 «Зимушка - зима»
1. Массаж «Шишка».
2. Р. и. «Зимняя прогулка».
3. Игра «Что в рукавичке лежит?»
4. И. у. «Сушим одежду».
5. Г. у. «Ёлочка».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь игрушки в процессе тактильно – двигательного обследования;
- развивать силу рук, соотносящие действия, развивать навык застёгивания прищепок;
- учить обводить по контуру простые предметы, проводить короткие линии сверху - вниз, дифференцировать степень нажима на карандаш.
Сосновая шишка.
Рукавичка из драпа, игрушки животных леса.
Верёвка, 2 стойки, трафареты одежды из толстого картона, прищепки.
Лист бумаги, трафарет ёлочки, простой карандаш.
Декабрь
№ 3 «Зимние забавы» («Добрый и злой огонь»)
1. Массаж «Ребристый карандаш».
2. Р. и. «Фонарики»
3. Игра «Узнай электроприбор»
4. И. у. «Собери гирлянду».
5. Г. у. «Рисуем пожарную машину».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- обучать согласованным действиям обеих рук, чередованию позиции ладоней рук;
- учить определять на ощупь предметы электроприборы в процессе тактильно - двигательного обследования;
- развивать координацию движений рук и глаз, точность движений рук;
- учить проводить прямые линии – сверху вниз – простое изображение,
дифференцировать степень нажима на карандаш.
Ребристый карандаш.
Коробка с двумя отверстиями, трафареты электроприборов из линолеума.
Проволока, цветные крышки (или бусины).
Лист бумаги с изображением пожарной машины, простой карандаш.
Январь
№1 «Кто работает в детском саду?» 1. Массаж «Пианино»
2. П. и. «Пианино»
3. Игра «Узнай инструменты доктора»
4. И. у. «Кастрюля для повара»
5. Г. у. «Картинки в книжке» - предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь инструменты врача в процессе тактильно – двигательного обследования;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания, учить выкладывать по контуру горохом;
- учить обводить по контуру простые предметы, проводить короткие линии сверху - вниз, дифференцировать степень нажима на карандаш.
Пианино с клавишами из разной фактуры.
Салфетка, игрушечные инструменты врача (шприц, градусник, баночка).
Пластилиновая дощечка с изображением чашки, баночка с горохом.
Книжка с картинками с пунктирным изображением простых предметов, цветные карандаши.
Январь
№ 2 «Посуда»
1. Массаж «Шишка и орех».
2. П. и. «Посуда».
3. Игра «Чудесный мешочек».
4. И. у. «Красивая чашка»
5. Г. у. «Продукты в холодильнике».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь продукты питания в процессе тактильно - двигательного обследования;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания, учить выкладывать по контуру перловкой;
- учить проводить прямые линии – сверху вниз – простое изображение,
дифференцировать степень нажима на карандаш.
Шишка, грецкий орех.
Мешочек, продукты питания (морковь, огурец, картошка, лук).
Пластилиновая дощечка с изображением чашки, баночка с перловкой.
Лист бумаги с изображением продуктов питания, простой карандаш
Январь
№ 3 «Мебель»
1. Массаж «Ребристый карандаш».
2. П. и. «Здесь у нас столовая».
3. Игра «Вижу руками».
4. И. у. «Мебель для Кати».
5. Г. у. «Украсим стол и стул». - предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь предметы кукольной мебели в процессе тактильно - двигательного обследования;
- учить выкладывать из палочек по подражанию, развитие соотносящих движений рук;
- учить проводить линии по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги.
Ребристый карандаш.
Коробка с двумя отверстиями, кукольная настольная мебель (стол, стул, кровать, трюмо).
Картинка – образец, счётные палочки.
Трафареты стола и стула с изображением пунктирного узора, простой карандаш.
Февраль
№ 1 «Я и моя кукла»
1. Массаж «Непослушные мячики».
2. П. и. «Куколка».
3. Игра «Сказка для куколки»
4. И. у. «Наденем колечки»
5. Г. у. «Раскрасим кукле волосы»
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить действовать целенаправленно, выполнять соотносящие действия.
- развитие ручных умений;
- учить проводить прямые линии – сверху вниз, дифференцировать степень нажима на карандаш.
Мячики из различной фактуры.
Цветные наперстки.
Шаблоны рук из пластика, резинки для волос.
Шаблон куклы, простой карандаш.
Февраль
№ 2 «Наш добрый доктор»
1. Массаж «Шарик
Су – джок».
2. П. и. «Про пальчики».
3. Игра «Это помогает нам лечиться».
4. И. у. «Сортируем витамины».
5. Г. у. «Обведи путь - дорожку».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь инструменты врача в процессе тактильно – двигательного обследования;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания;
- учить проводить непрерывную линию между двумя волнистыми линиями
Шарик «Су – джок».
Мешочек, игрушечные инструменты врача (шприц, градусник, баночка).
Баночка из под витаминов, тарелочка с горохом.
Лист бумаги с изображением 2-х ломаных линий.
Февраль
№ 3 «Наша армия сильна
1. Массаж «Верёвочка».
2. П. и. «Про пальчики».
3. Игра «Узнай руками».
4. И. у. «Выложи гусеницы у танка».
5. Г. у. «Помоги самолётам долететь».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь игрушечный военный транспорт в процессе тактильно - двигательного обследования;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания;
- учить проводить линии по пунктиру, не отрывая карандаша от бумаги.
Толстый шнур с узелками.
Коробка с двумя отверстиями, игрушечный транспорт (танк, самолёт, корабль)
Трафарет танка, баночка с горохом.
Лист бумаги с изображением пунктирных линий и самолётов, простой карандаш
Февраль
№ 4 «Транспорт»
1. Массаж «Су – джок».
2. П. и. «Про игрушечный транспорт».
3. Игра «Что это?»
4. И. у. «Помоги доехать».
5. Г. у. «Машинка».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь игрушки (транспорт) в процессе тактильно – двигательного обследования;
- развитие координации движений глаз и руки, согласованных движений рук;
- учить обводить по контуру простые предметы, дифференцировать степень нажима на карандаш.
Шарик «Су -джок».
Коробка с двумя отверстиями, игрушки: машинка, самолёт, кораблик.
Машинка, палочка с верёвкой.
Лист бумаги, трафарет машинки, простой карандаш.
Март
№ 1 «Милая мама моя»
1. Массаж «Пианино».
2. Р. у. «Мамины помощники».
3. И. у. «Собери для мамы бусы».
4. И. у. «Цветок для мамы».
5. Г. у. «Узор на платье».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж пальцев рук;
- выполнять определённые движения руками с речевым сопровождением по подражанию;
- развивать координацию движений рук и глаз, точность движений рук;
- развивать силу рук, соотносящие действия, развивать навык застёгивания прищепок;
- учить обводить по контуру простые предметы.
Пианино с клавишами из разной фактуры.
Проволока, разноцветные крышки.
Стебелёк из картона, прищепки.
Трафарет платья, геометрические фигуры, простой карандаш
Март
№ 2 «Птицы»
1. Массаж «Косточки».
2. П. и. «Птички».
3. И. у. «Узнай корм на ощупь».
4. И. у. «Приготовим птицам корм».
5. Г. у. «Птичка».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь различную крупу в процессе тактильно - двигательного обследования;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания;
- учить заштриховывать в одном направлении – сверху вниз – простое изображение,
дифференцировать степень нажима на карандаш.
Косточки разного размера.
Мешочки с крупой (греча, перловка, бобы, манка).
Кормушка для птиц из картона, поднос с семенами (кабачок, арбуз, подсолнечник)
Лист бумаги с изображением птицы, простой карандаш.
Март
№ 3 «К нам весна шагает»
1. Массаж «Поляна».
2. Р. и. «Про цветы».
3. И. у. «Солнышко».
4. И. у. «Ожили деревья».
5. И. у. «Посадка цветов».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- развивать силу рук, соотносящие действия, развивать навык застёгивания прищепок;
- учить выкладывать из палочек по подражанию, развитие соотносящих движений рук;
-развитие координации глаз и руки, точность движений.
Коврик «Травка».
Солнышко из картона, прищепки.
Картинка – образец, палочки разной длины.
Поднос с песком, тарелка с семечками.
Март
№ 4 «Весенняя карусель» («Улицы города. Правила дорожного
движения») 1. Массаж «Су- джок».
2. Р. и. «Шофёр».
3. И. у. «Строители».
4. И. у. «Сборка грузовика».
5. Г. у. «Автомобиль».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений рук;
- учить выкладывать из палочек по подражанию, развитие соотносящих движений рук;
- развитие ручных умений, соотносящих движений, умение работать по подражанию, по образцу;
- учить обводить по контуру простые предметы, дифференцировать степень нажима на карандаш.
Шарик «Су-джок».
Картинка – образец «Домик», счётные палочки.
Картинка – образец «Грузовик», счётные палочки, 2 колечка.
Лист бумаги с изображением автомобиля, простой карандаш.
Апрель
№ 1 «Одежда»
1. Массаж «Перчатка».
2. П. и. «Прогулка».
3. Игра «Вижу руками».
4. И. у. «Помоги развесить одежду».
5. Г. у. «Бахрома на шарфике».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь предметы одежды из линолеума в процессе тактильно - двигательного обследования;
- развивать силу рук, соотносящие действия, развивать навык застёгивания прищепок;
- учить проводить короткие прямые линии.
Перчатка с нашитыми пуговками и кусочками ткани разной фактуры.
Коробка с двумя отверстиями, трафареты предметов одежды (юбка, штаны, платье, кофта) из линолеума.
Верёвка, 2 стойки, трафареты одежды из толстого картона, прищепки.
Лист бумаги с изображением незаконченного шарфика, простой карандаш.
Апрель
№ 2 «На ракете вокруг планеты»
1. Массаж «Воздушный пластилин».
2. П. и. «Цепочка».
3. Игра «Вижу руками».
4. И. у. «Выложи звезду».
5. И. у. «Найди все ракеты»
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь игрушки- инструменты в процессе тактильно - двигательного обследования;
- учить выкладывать из палочек по подражанию (или по образцу, развитие соотносящих движений рук;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания;
«Воздушный пластилин».
Салфетка, игрушки – инструменты (пила, молоток, отвёртка).
Картинка – образец, счётные палочки.
Сухой бассейн (бобы, колпачки-ракеты.
Апрель
№ 3 «Домашние животные и их детеныши»
1. Массаж «Поляна».
2. П. и. «Повстречались».
3. Игра «Кто в домике живёт?»
4. И. у. «Котята расшалились».
5. И. у. «Помоги животным встретиться».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь животных по трафаретам из наждачной бумаги в процессе тактильно - двигательного обследования;
- развитие согласованных движений обеих рук;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания, учит выкладывать горох по контуру простого предмета.
Коврик «Травка».
Сухой бассейн из крупы (перловка, греча, трафареты животных из наждачной бумаги.
Палочки с нитками, катушки.
Дощечка с изображением домашним животных и детенышей, баночка с горохом.
Апрель
№ 4 «Дикие животные и их детеныши»
1. Массаж «Поляна».
2. П. г. «Сидит белка на тележке».
3. Игра «Узнай, кто это?»
4. И. у. «Белкины запасы».
5. И. у. «Укажи путь - дорожку».
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь зайчиху и зайчонка, лису и лисёнка по трафарету из потолочной плитки в процессе тактильно - двигательного обследования;
- развитие соотносящих движений рук;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания, учит выкладывать дорожку из семечек.
Коврик «Травка».
Коробка с двумя отверстиями, трафареты
животных: зайчиха с зайчонком, лиса с лисёнком из потолочной плитки.
Проволока, трафареты грибов из толстого картона.
Пластилиновая дорожка, семечки.
Май
№ 1 «Овощи и фрукты – витамины
1. Массаж «Грецкий орех».
2. П. и. «Овощи».
3. Игра «Что в мешочке?»
4. И. у. «Груша».
5. Г. у. «Фрукты»
- предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений пальцев рук;
- учить определять на ощупь овощи и фрукты в процессе тактильно – двигательного обследования;
- закреплять умение захватывать сыпучий материал указательным типом хватания, учит выкладывать горох по контуру простого предмета.
- учить обводить по контуру простые предметы, дифференцировать степень нажима на карандаш.
Грецкий орех.
Мешочек, муляжи овощей и фруктов.
Пластилиновая дощечка с изображением груши, баночка с горохом.
Лист бумаги с пунктирным изображением фруктов, простой карандаш.
Май
№ 2 «Деревья и цветы» 1. Массаж «Поляна»
2. П. и. «Алые цветы»
3. Игра «Елка»
4. И. у. «Дерево»
5. Г. у. «Раскрась одуванчики» - предоставление ребёнку разнообразных тактильных ощущений, массаж ладоней и пальцев рук;
- развитие точных и дифференцированных движений кистей и пальцев рук;
- развивать силу рук, соотносящие действия, развивать навык застёгивания прищепок;
- учить выкладывать из палочек по подражанию (по образцу, развитие соотносящих движений рук;
- закреплять умение проводить короткие прямые линии.
Коврик «Травка».
Елка из картона на подставке, прищепки.
Образец дерева, счетные палочки.
Лист бумаги с изображением кружков, желтый фломастер.
При составлении индивидуальных коррекционно-развивающих мероприятий использовались следующие сокращения:
П. и. - пальчиковая игра;
П. г. - пальчиковая гимнастика;
Р. и. - речедвигательная игра;
И. у. - игровое упражнение;
Г. у. - графическое упражнение.
Преимущества данных коррекционно-развивающих мероприятий в следующем:
- устанавливается эмоциональный контакт и взаимодействие «взрослый –
ребенок»;
- отрабатываемые действия выполняются под руководством взрослого и
с его активной помощью в форме совместной деятельности, показа,
сопровождаемого речью;
- положительный фон, похвала подчеркивают важность данной
деятельности, помогают создать для ребенка ситуацию успеха;
- это адаптированные условия для тренировки двигательных кистевых и
пальцевых навыков, для накопления сенсорно-двигательного опыта.