Татьяна Казакова
Работа по самообразованию «Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через дидактические игры, изготовленные своими руками»
Введение
Актуальность
На ранних этапах жизни мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой моторикой рук неумело держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы и молнии, зашнуровывать обувь. Малышам бывает трудно собрать упавшие детали конструктора, играть с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Часто ребятам с трудом дается ручной труд (лепка и аппликация, дети не успевают за сверстниками на занятиях.
Публикация «Работа по самообразованию „Развитие мелкой моторики у детей 3–4 лет через дидактические игры, изготовленные своими руками“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Поделки. Мастерим с детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развития мелкой моторики. Самообразование
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Из этого можно сделать вывод о том, что возможности освоения мира детьми оказываются обедненными, неполными. Дети чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, которые доступны другим сверстникам. Это сильно влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени недостаточный уровень развития мелкой моторики формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика неразрывно связана с нервной системой, зрением, психическими процессами ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Объясняют они это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика рук влияет на их ловкость, которая сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на логическое мышление, память, внимание, воображение.
И именно поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики рук должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Вместе с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание и словарный запас.
Не всегда взрослые имеют возможность развивать мелкую моторику рук детей при помощи красивых, а зачастую и дорогих покупных игрушек. Но, как было сказано выше, развитие моторики рук у детей имеет очень важное значение, и пренебрегать этим нельзя ни в коем случае. Но можно выйти из затруднительного положения следующим образом - изготовить игры и пособия самостоятельно из подручных средств. Главное, изготовить их таким образом, чтобы ребенку было интересно играть в них, а ведь именно играя, ребенок обучается и развивается. А игры, изготовленные своими руками, зачастую из подручных средств, будут помогать развивать пальчики детей и приносить радость ребенку.
Цель самообразования по теме: создать условия для развития мелкой моторики рук у младших дошкольников (дети 3-4 лет) через дидактические игры, созданные своими руками.
Задачи самообразования:
1. Пополнять, совершенствовать предметно-пространственную среду играми и пособиями, созданными своими руками
2. Углубить и расширить свои знания по данной теме, при помощи изучения литературы
3. Улучшать моторику, координацию движений кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
4. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
5. Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста;
Предполагаемый результат:
В конце проведенной работы повысятся знания по данной теме, предметно-пространственная среда группы пополнится дидактическими играми и пособиями, изготовленными своими руками, у детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для рисования.
Перспективный план по самообразованию на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (3-4 года) через дидактические игры, изготовленные своими руками»
Сентябрь
1. Изучение литературы
2. Составление перспективного плана по самообразованию
3. Составление картотеки пальчиковых игр
Взаимодействие с детьми: Пальчиковые игры с детьми
Консультация для родителей: «Крупная польза мелкой моторики»
Октябрь
1. Изучение литературы
2. Изготовление дидактической игры с прищепками
Цель игры: Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры, развивать мелкую моторику
Взаимодействие с детьми: Познакомить детей с новой игрой, развивать мелкую моторику, внимание, учить детей пользоваться прищепками
Анкетирование родителей, анализ анкет
Ноябрь
1. Изучение литературы
2. Изготовление дидактической игры «Пуговички»
Цель игры: Развивать соотносящие действия, координацию движений обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности, развивать мелкую моторику.
Взаимодействие с детьми: Познакомить детей с новой игрой, развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость
Консультация для родителей: «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры»
Декабрь
1. Изучение литературы
2. Изготовление дидактической игры «Укрась елочку»
Цель игры: Развитие мелкой моторики, бытовых навыков (застегивание и расстегивание пуговиц, липучек, кнопок)
Взаимодействие с детьми: Познакомить детей с новой игрой, развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость
Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики рук»
Январь
1. Изучение литературы
2. Изготовление дидактической игры-шнуровки «Животные»
Цель игры: развивать сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; пространственное восприятие, способствовать усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева". развивать усидчивость, внимание, терпение
Взаимодействие с детьми: Познакомить детей с новой игрой, развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость
Консультация для родителей: «Дидактические игры по развитию речи и мелкой моторики»
Февраль
1. Изучение литературы
2. Изготовление дидактической игры «Почини транспорт»
Цель игры: Развитие мелкой моторики, бытовых навыков (застегивание и расстегивание пуговиц)
Взаимодействие с детьми: Познакомить детей с новой игрой, развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость
Консультация для родителей: «Речевые пальчиковые игры – картотека»
Март
1. Изучение литературы
2. Изготовление дидактической игры «Сделаем девочку красивой»
Цель: Развитие мелкой моторики, бытовых навыков (застегивание и расстегивание липучек, плетение косичек и хвостиков)
Взаимодействие с детьми: Познакомить детей с новой игрой, развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость
Консультация для родителей: «Игры с пальчиками»
Апрель
1. Изучение литературы
2. Изготовление дидактической игры «Волшебная одежда»
Цель игры: развивать моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, познакомить со свойствами разных предметов и поверхностей.
Взаимодействие с детьми: Познакомить детей с новой игрой, развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость
Консультация для родителей: «Развитие мелкой моторики, как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»
Май
1. Изучение литературы
2. Изготовление дидактической игры «Чудо дерево»
Цель игры: развивать мелкую моторику рук, пространственное восприятие, координацию движений.
Взаимодействие с детьми: Познакомить детей с новой игрой, развивать мелкую моторику, внимание, усидчивость
Консультация для родителей: «Пальчики помогают говорить»