Надежда Исупова
Игры для развития речи у детей второй группы раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Два года – это критический период в речевом развитии ребёнка. От того, как в этот сензитивный период (этап возрастного развития ребёнка, наиболее благоприятный для формирования определённых психических функций) организуется речевое воздействие на ребёнка, зависит его речевая и познавательная деятельность.
Публикация «Игры для развития речи у детей второй группы раннего возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Каждое упражнение - это продуктивный речевой тренинг, успешно развивающий речевую деятельность детей в условиях высокого эмоционального комфорта. Игры проходят в облегчённых речевых условиях (с использованием игрушек, различных предметов, картинок, рифмованных текстов).
Игра: «Здравствуйте игрушки»
Цель: Учить детей внимательно рассматривать игрушки в игровом уголке, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать эмоциональные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниям. Способствовать к усвоению существительных с обобщающим значением игрушки и сенсорному восприятию.
Ход.
Воспитатель ведёт детей в игровой уголок и проговаривает рифмованную миниатюру (2 – 3 раза).
В детский садик мы пришли
И к игрушкам подошли:
- Здравствуйте, игрушки,
Куклы и зверюшки,
Будем с вами мы играть,
И не будем мы скучать.
Игра: «Раздадим игрушки»
Цель: Учить детей внимательно рассматривать игрушки в игровом уголке, вслушиваться в речь воспитателя; обогащать словарный запас; развивать эмоциональные навыки фразовой речи; побуждать к высказываниям. Способствовать к усвоению существительных с обобщающим значением игрушки и сенсорному восприятию.
Ход:
Воспитатель с одним ребёнком раздаёт детям игрушки, сопровождая действия словами:
Мы собачку берём
И Танечке даём.
Мы машину берём
И Андрюше даём.
Мы кубик берём
И Димочке даём…
Малыши садятся на стульчики так, чтобы все видели друг друга. Воспитатель по очереди подходит к детям и говорит: «У Тани собачка. Дети, что у Тани? (Да у Тани собачка). У и Андрюши машинка. Дети, что у Андрюше? (У Андрюше машинка).
Игру можно усложнить, предложив детям определить игрушку на ощупь (твёрдая или мягкая).
Игра «Играем с куклой»
Цель: Развивать умение понимать речь воспитателя, навык связной речи. Способствовать созданию фонетико – фонематической базы. Учить внимательно рассматривать предмет.
Ход.
Воспитатель показывает детям куклу и объясняет им, что это игрушка, с ней можно играть. Малыши рассматривают куклу, а воспитатель комментирует:
Я вам куклу покажу
И про куклу расскажу.
Вот у куклы голова,
А вот глазки - их два.
Вот у куклы носик,
Ушки, щёчки, ротик.
Вот у куклы ручки,
Вот у куклы брючки.
Вот у куклы ножки,
А на них сапожки.
Кукла глазки закрывает, (2 раза)
Кукла глазки открывает. (2 раза)
Наша кукла плакать может,
Дети куколке помогут,
Дети куколку качают,
Наша кукла засыпает.
Далее воспитатель предлагает детям рассказать про эту куклу: показать, где у неё глазки, носик, ручки, ножки и т. д. ; сказать, во что она одета.
Воспитатель ещё раз читает стихотворение, а малыши договаривают, проговаривают вслед за воспитателем отдельные слова и словосочетания.
Игра «Корзина с игрушками»
Цель: Развивать умение понимать речь воспитателя, навыки фразовой речи. Учить детей выполнять рифмованные инструкции.
Наглядный материал: корзина или сундучок с игрушками.
Ход.
Воспитатель показывает детям корзину с игрушками, а затем по очереди обращается к каждому ребёнку, предлагая ему подойти к корзине и найти определённый предмет, например:
Ты к корзине иди
И куклу найди.
Ты к корзине иди
И кубик найди.
Ты к корзине иди
И зайку найди.
Воспитатель спрашивает у детей, что нашла Катя, что нашёл Ваня и т. д.
Хоровые ответы детей обычно выражаютя одним словом, но воспитатель каждый раз даё т образец ответа полным предложением: «Ваня нашёл машинку. Катя нашла куклу. Серёжа нашёл кубик…»
Игра «Встали дети в круг»
Цель: Развивать навыки фразовой речи. Учить детей отвечать на вопросы воспитателя, вслушиваться в его инструкции и правильно выполнять действия. Способствовать сенсорному воспитанию.
Ход.
Воспитатель вместе с детьми встаёт в круг и проводит речевую подвижную игру, которую можно повторять ежедневно.
Воспитатель читает стихотворение, а дети выполняют соответствующие действия.
Встали дети в круг, круг,
Кулачками стук – стук,
Ручками хлоп – хлоп,
Ножками топ – топ.
Побежали, побежали
И к игрушкам прибежали,
Будем с ними мы играть,
А потом пойдём гулять.
Дети разбирают игрушки и играют с ними. Воспитатель выясняет, кто с какой игрушкой играет, какая она на ощупь – твёрдая или мягкая. Дети хором отвечают: «Ваня играет с мишкой, он мягкий. Катя играет с куклой, она твёрдая. Серёжа играет с машинкой, она твёрдая…»
Игра «Песенка животных»
Цель: Развивать навыки фразовой речи. Обогащать активный словарь детей. Способствовать усвоению обобщающего понятия домашние животные. Учить отличать животных друг от друга по внешним признакам, имитировать их звукоподражания. Воспитывать гуманное отношения к животным.
Наглядный материал. Игрушки: кошка, коза, корова, лошадь.
Ход.
Воспитатель показывает детям игрушки (козу, кошку, корову, лошадь). С помощью рифмовок он показывает животных малышам, побуждая их к повторению звукоподражаний.
Кошечка идёт, песенку поё т:
- Мяу – мяу, мышку я поймаю.
Козочка идёт, песенку поё т:
- Ме – е, ме – е, дайте травку мне.
Коровка идёт, песенку поё т:
- Му – у, му – у, молока кому?
Лошадка идёт, песенку поё т:
- И – го – го, и – го – го, возить грузы нелегко.
Воспитатель сообщает детям, что кошка, коза, корова, лошадка – это домашние животные, которые живут с человеком и приносят ему пользу.
Дети вместе с воспитателем рассматривают зверей, выделяя их внешние признаки. Он ещё раз выясняет у детей, какие «песенки поют» кошка, коза, корова, лошадка.
Игра «На картинки мы глядим. Кто где?»
Цель: Обогащать активный словарный запас детей. Учить строить предложения с предлогом. Закрепить множественное число слов, обозначающих название детёнышей.
Наглядный материал. Картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.
Ход.
Воспитатель выставляет перед детьми картинки и предлагает детям назвать их. Педагог обращает внимание малышей на то, что на картинках нарисованы как взрослые животные, так и их детёныши. Дети говорят вслед за воспитателем каждое предложение. Можно повторить 2 – 3 раза.
Мы на стульчиках сидим,
На картинки мы глядим,
Вот кошка с котятами,
Вот корова с телятами,
Вот коза с козлятами,
Вот свинья с поросятами,
Вот лошадь с жеребятами.
После, воспитатель просит детей показать, где на картинке взрослые животные, а где детё ныш: «Где кошка? А где котята? (дети показывают). Кошка взрослая, а котята – детёныши. (Дети повторяют предложение). Где корова? А где телята? Корова взрослая, а телята – детёныши…»
Игра «В гости к нам зима пришла. Найди картинку»
Цель: Обогащать активный словарь детей. Учить вслушиваться в рифмованную речь воспитателя и частично повторять текст; выполнять словесные рифмованные инструкции педагога, отвечать на вопросы. Способствовать усвоению обобщающего понятия зима. Знакомить детей с сезонными изменениями в природе. Развивать внимание.
Наглядный материал. Картинки: дома, деревья, машины, дорожки, снеговики, санки, ребёнок.
Ход.
Воспитатель выставляет на мольберте (фланелеграфе) предметные картинки и произносит рифмованную миниатюру (2 – 3 раза). Дети по возможности повторяют её вместе с воспитателем.
Раз – два – три, раз – два – три,
На картинки посмотри.
В гости к нам зима пришла,
Много снега принесла.
Вот на крышах снег, снег.
На деревьях снег, снег.
На дорожках с нег, снег.
На машинах снег, снег.
Вот стоят снеговики.
С горки едут саночки.
Дети лепят снежки,
Надевают коньки.
Всюду, всюду снег, снег.
Веселится человек.
Воспитатель обращает внимание детей на картинки и просит найти нужное изображение: «На картинки посмотри и саночки найди. На картинки погляди и дерево найди…» Ребёнок подходит к мольберту, находит нужную картинку и говорит: «Я нашёл санки. Я нашёл дерево…»