Cветлана Ворончихина
Игра-драматизация как средство развития выразительной речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Игра — ведущая деятельность ребенка, определяющая его дальнейшее психическое развитие прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация.
Игра издавна использовалась для воспитания и обучения.
Народная педагогика умело применяла ее для воспитания детей разных возрастов. В одних играх на первый план выступали задачи умственного воспитания, в других— физического, в третьих художественного. Так народ передавай и свои традиционные формы развлечений, отдыха. Выдающиеся педагоги и психологи отмечали огромное значение игры в развитии детей.
Публикация «Игра-драматизация как средство развития выразительной речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Драматизация. Конспекты игр-драматизаций
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Важную роль игры в психическом развитии ребенка отмечал в свое время выдающийся психолог и дефектолог Л. С. Выготский. Он считал:
«. игра содержит в себе все тенденции развития, является источником развития и создает зоны ближайшего развития. В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в конденсированном виде всегда содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего повседневного поведения. По существу через игровую деятельность и движется ребенок».
Современные отечественные и зарубежные исследователи указывают на значение игры для развития у ребенка когнитивных, аффективных и социальных сфер. В своих работах Д. Б. Эльконин (1978) останавливается на значении игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка;
Л. С. Выготский, А. В. Запорожец указывают на развитие воображения, образного мышления в процессе игры; особенности влияния игры на умственное развитие детей рассматриваются в исследованиях М. А. Джапаридзе, Е. С. Махлах.
Основой детской игры является реальная жизнь. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.
С обобщением опыта, приобретенного в действиях с игрушками и в реальной повседневной жизни, ребенок получает возможность чаще отображать действия людей с предметами по их назначению, принятому в обществе. Он может передавать в игре знакомые ситуации: кормление, лечение, постройку дома и т. д. Действие с помощью игрушек уже направлено не на получение результата, а на выполнение понятной по прошлому опыту условной цели. Результат действия не реальный, а воображаемый, действие приобретает игровой характер.
Дети начинают передавать в игре не только отдельные действия, но и элементы поведения тех лиц, которые совершали эти действия в жизни. Появляется «роль в действии», например, девочка», накрывая на стол, явно подражает маме, но на вопрос: «Кто ты?» — отвечает: «Я Юля». Дети начинают обозначать словом выполняемую в игре роль: «Я шофер», «Ты мама» и т. д. Так развивается сюжетно-ролевая игра
Высший этап игры — ролевая игра. Дети, общаясь друг с другом, начинают отображать, моделировать знакомые им трудовые и общественные отношения.
Совершенствование сюжетной - ролевой игры способствует развитию коллективных ее форм. Содержание их постепенно усложняется: от отображения действий людей с предметами к отображению их взаимоотношений.
Наблюдения показывают, что с появлением ролевой игры предшествующие ей этапы не исчезают бесследно. Дети продолжают в самостоятельной деятельности овладевать и физическими свойствами, и назначением новых для них предметов и др. При умелом педагогическом руководстве недавно появившиеся качества могут стать основой для новых интересных игр детей. Намеренное ускорение более сложных этапов игры в ущерб предыдущим недопустимо, так же как длительное «застревание» на одном каком-либо этапе игры. Это неблагоприятно сказывается не только на дальнейшем совершенствовании игровой деятельности, но и на общем психическом развитии ребенка.
При поиске методов формирования игры важно знать специфику игрового действия: оно всегда направлено на достижение определенной цели с учетом игровых условий. По ходу игры ребенок решает ряд игровых задач, в которых он учится ставить цель, учитывать и готовить условия для ее достижения, усваивает новые, более сложные способы действия.
Все это обеспечивает развитие игровой деятельности. Следовательно, само формирование игры можно рассматривать как предъявление детям усложняющихся игровых задач, подведение их к самостоятельной постановке и самостоятельному решению. Необходимо создать особую проблемную игровую ситуацию, т. е. поставить детей перед такой игровой задачей, которая им интересна, которую они захотят решать сами.
Достижение цели в проблемных игровых ситуациях всегда связано с затруднительными моментами (как правило, с новыми, необычными условиями). Если эти затруднительные моменты лежат в «зоне ближайшего развития» (Л. С. Выготский, то ребенок решает игровую задачу сам или с небольшой помощью старших.
Таким образом, главное в игровой задаче — воображаемая цель, понятная и близкая ребенку по его личному опыту. Игровая задача определяется смыслом той жизненной ситуации, которую ребенок отражает в игре. Игровые задачи могут быть разными: умыть, причесать или покормить куклу; вылечить зайца; построить дом для лисички, привезти для него кубики и т. д.
Для достижения выбранной цели ребенок на основе своего жизненного опыта использует в условном плане тот или иной способ действия и средства для его выполнения.
Способы решения игровой задачи — игровые действия разной степени сложности и обобщенности, эмоционально-выразительные средства, позднее — речевые высказывания. Они постепенно заменяют некоторые игровые действия и выразительные жесты. Средства для решения игровой задачи — образные игрушки, игровой материал, замещающий игрушки, жесты и слова, обозначающие воображаемые, отсутствующие предметы действия. Глубина отображения смысла жизненной ситуации выражается в том, какие способы и средства использует в игре ребенок. Не случайно одна и та же тема, проходит через все детство, отражая не только новые знания об этой стороне жизни, но и уровень ее осмысления.
Используя игру, воспитатель достигает положительных результатов в закреплении и обогащении знаний детей с нарушениями слуха с меньшими усилиями, так как дети в ходе игры решают умственные задачи в занимательной форме. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учится оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, одновременно непроизвольно активизируется познавательная деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Игра создает приподнятое эмоциональное настроение, так как она доступна, понятна, интересна ребенку.
Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируя деятельность ребенка, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти и самое главное помогают развитию речи и умению пользоваться в полном объем правилами, приемами и средствами общения, исключают трудности в построении и реализации моделей межличностного взаимодействия в процессе коммуникации.
В сюжетно-ролевых играх детей участвует больше действующих лиц (мама, папа, дочка; кошка с котятами; покупатели, продавец и др.). Куклы и игрушечные животные отличаются по характеру, имеют свои имена, клички. Они совершают характерные для них действия с разными предметами. У детей закрепляются, уточняются первые представления о том, что и как делает шофер, строитель, доктор, мама. Малыши наблюдают взаимоотношения действующих лиц («мама» ласково разговаривает с «дочкой», помогает ей одеться; «строители» быстро и прочно строят дом и т. д.). В совместных играх с детьми педагог вначале берет на себя главную роль, а затем переходит к второстепенным (например, в качестве врача принимает пациентов, а потом участвует в игре как заболевший).
Педагог обозначает замысел игры («Мы поедем на дачу», называет свою роль и роли участников игры, направляет их на ответные действия.
Игра может проходить и без опоры на игрушки. Например, с, группой детей воспитатель, превратив стулья в машину, «едет» на дачу. Он предлагает «шоферу» остановиться, чтобы дети погуляли, посмотрели на воображаемой лужайке «цветы», поели «ягоды» и т. д.
Используемый постоянно один и тот же сюжет усложняет содержание игры, расширяет и обновляет опыт детей. Так, игра в семью может быть связана с игрой в детский сад, стройку, магазин и др.
Важно, чтобы дети учились использовать один игровой эпизод для подготовки к другому (чтобы покормить куклу, надо приготовить обед, а для этого надо купить продукты; чтобы построить дом, надо привезти строительный материал на машинах и разгрузить его).
На занятиях с детьми можно организовать чтение потешки «Водичка, водичка.».
На столе воспитателя спит в кровати кукла. «Это Катя,— говорит педагог. — Кате пора вставать. Вставай, Катенька, вставай!» Дети помогают будить куклу.
Воспитатель поднимает куклу с кровати. Та в ночной рубашке или пижаме. «Дети, давайте попросим водичку помочь нам умыть и развеселить Катюшу»,— предлагает педагог. «Водичка, помоги нам!» — просят дети.
В это время воспитатель убирает со стола кроватку и ставит игрушечный стул, к спинке которого прикреплен водопроводный кран (игрушка-самоделка). На сиденье стула — тазик. «С-с-с-с — полилась вода»,— говорит педагог. Он умывает куклу и не торопясь, читает потешку.
Далее воспитатель показывает детям куклу и просит посмотреть, как у нее заблестели глазки, спрашивает: «Что сделали глазки? (Хоровой и индивидуальные ответы.) И щечки розовеют. Что делают? Стал смеяться роток. Правда, стал смеяться роток? (Хоровые и индивидуальные ответы.) И кусаться. ?» («Зубок».)
В сюжетно-ролевых играх детей участвует больше действующих лиц (мама, папа, дочка; кошка с котятами; покупатели, продавец и др.). Куклы и игрушечные животные отличаются по характеру, имеют свои имена, клички. Они совершают характерные для них действия с разными предметами. У детей закрепляются, уточняются первые представления о том, что и как делает шофер, строитель, доктор, мама. Малыши наблюдают взаимоотношения действующих лиц («мама» ласково разговаривает с «дочкой», помогает ей одеться; «строители» быстро и прочно строят дом и т. д.). В совместных играх с детьми педагог вначале берет на себя главную роль, а затем переходит к второстепенным (например, в качестве врача принимает пациентов, а потом участвует в игре как заболевший).
Педагог обозначает замысел игры («Мы поедем на дачу», называет свою роль и роли участников игры, направляет их на ответные действия.
Игра может проходить и без опоры на игрушки. Например, с, группой детей воспитатель, превратив стулья в машину, «едет» на дачу. Он предлагает «шоферу» остановиться, чтобы дети погуляли, посмотрели на воображаемой лужайке «цветы», поели «ягоды» и т. д.
Используемый постоянно один и тот же сюжет усложняет содержание игры, расширяет и обновляет опыт детей. Так, игра в семью может быть связана с игрой в детский сад, стройку, магазин и др.
Важно, чтобы дети учились использовать один игровой эпизод для подготовки к другому (чтобы покормить куклу, надо приготовить обед, а для этого надо купить продукты; чтобы построить дом, надо привезти строительный материал на машинах и разгрузить его).