Наталия Дюрягина
Психофизиологические закономерности двигательного развития ребёнка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Ранний возраст – особый период становления органов и систем, формирования их функций.
Главная особенность детей раннего возраста – скачкообразность развития. При этом выделяются периоды медленного накопления, когда отмечается замедление в становлении некоторых функций организма, и чередующиеся с ними, так называемые критические периоды (скачки, когда на протяжении короткого времени меняется облик ребёнка.
Развитие – качественный процесс, выражающийся в совершенствовании деятельности органов и тканей.
У ребёнка первого года жизни быстро развиваются функции мозга, увеличивается работоспособность центральной нервной системы, возрастает выносливость. С первых месяцев жизни у него развивается деятельность всех органов чувств, формируются положительные ответные эмоциональные реакции. Быстро развиваются движения, формируются элементарные действия с предметами.
Теория уровневого построения движений Н. А. Бернштейна убедительно доказывают, что все основные движения формируются с первых месяцев жизни ребёнка таким образом, что каждое предшествующее движение подготавливает центральную нервную систему, кору головного мозга и опорно-двигательный аппарат к возникновению последующего. Как отмечает Э. Я. Степаненкова, созревание нервных процессов связано с деятельностью двигательного анализатора. Его развитие происходит на базе дистантных рецепторов – зрения и слуха, а также тактильно-мышечного анализатора и играет важнейшую роль в психофизическом развитии ребёнка. Таким образом, первый год жизни имеет особое значение в развитии ребёнка, причём самоценностью обладает каждый месяц его жизни. В этот период интенсивно развивается центральная нервная система, существенно увеличивается объем мозга.
Первая двигательная функция рук – схватывание, которое сначала проявляется как врождённый рефлекс. Новорождённый ребёнок не только схватывает прикасающийся к его ладони предмет, но и, ухватившись за него, способен повиснуть на нем. Этот рефлекс называют хватательным или ладонным рефлексом, потому что он возникает в ответ на раздражение ладони, а не пальцев. Его стимулирует тактильное раздражение.
Развитие в первые месяцы зрения и слуха имеет большое значение для появления первой улыбки и развития движений. Через органы зрения и слуха устанавливаются различные связи с окружающей средой, а главное с окружающими ребёнка людьми. Разнообразные внешние зрительные и слуховые воздействия способствуют увеличению длительности бодрствования и формированию суточного ритма основных физиологических состояний – бодрствования и сна. Положительные эмоции – основное условие своевременного физического и нервно-психического развития ребёнка. Радуясь, он производит много движений. Свободные движения рук способствуют развитию умения взять игрушку. Если с ребёнком часто разговаривать, то к 2-3 месяцам при общении взрослого он уже улыбается и издаёт различные звуки, быстро двигает руками и ногами – возникает «комплекс оживления».
В этом возрасте ребёнок постепенно учится брать и удерживать в руке предметы. К 2,5- 3 месяцам ребёнок, лёжа на спине, случайно задевая рукой висящую над ним игрушку, захватывает её, к 3,5-4 месяцам уже чётко направляет руки к висящим предметам, начинает их ощупывать и трясти. Своевременное возникновение умений брать игрушку из рук взрослого имеет большое значение для развития ребёнка. Когда он берёт и ощупывает игрушку, размахивает ими, совершенствуются движения, формируется первичная основа с предметами. Движения становятся более плавными, выпрямляются руки, пропадает характерный для новорождённого гипертонус мышц, что имеет большое значение для дальнейшего развития общих движений и в особенности движений рук.
Крайне важно заниматься двигательным развитием детей дошкольного возраста с самого раннего детства, что оказывает огромное влияние на его организм. Интенсивная работа мышц предъявляет довольно высокие требования к системам организма, но также оказывает и тренирующее влияние. Период раннего детства имеет ряд качественных физиологических и психических особенностей, которые определяют методы воспитания и требуют создания для детей этого возраста специальных условий окружающей среды.
В первые 3 месяца ребёнок овладевает первыми движениями в горизонтальном положении. Развивается умение держать голову лёжа на животе: в 1 месяц малыш приподнимает и непродолжительно удерживает голову, а к 3 месяцам он длительно лежит на животе, высоко подняв голову, опираясь на предплечья. К концу 3 месяца находясь у взрослого на руках в вертикальном положении пытается держать голову.
Если ребёнка часто класть на живот, то к 5-6 месяцам, лёжа на животе, он опирается на ладони выпрямленных рук, высоко приподнимает голову и грудь. Лёжа на животе, малыш пробует подтягивать под себя ноги, приподнимает нижнюю часть туловища – готовится к ползанию. Имея возможность постоянного наблюдения за поведением ребёнка, с 4-5 месячного возраста перед лежащим на животе малышом хорошо класть разноцветные тряпочки с тем, чтобы он в начале случайно, а затем и целенаправленно брал их, «мял», рассматривал и т. п.
Важным достижением в жизни малыша от 3 до 5-6 месяцев является развитие движений рук. К 5-и месяцам у него развиваются целенаправленные движения рук, как, например, схватывание. А уже в 5 месяцев он чётко берёт игрушку из рук взрослого, в 6 месяцев поднимает её, лёжа на спине, на животе, на боку, держит и рассматривает, перекладывает из руки в руку, размахивает, бросает. Развиваются игровые манипулятивные действия с предметами, которые помогают малышу познавать окружающее, приобретать жизненный опыт, а в дальнейшем совершенствовать навыки приёма пищи, развивать основные движения.
На пятом месяце хватание и ощупывание предметов имеет большое значение не только для развития моторики, но и для мышления.
Во второй половине первого года жизни главным достижением малыша является овладение умением ползать. Вначале в ползании принимают участие только руки. С их помощью ребёнок подтягивается вперёд. Ноги остаются вытянутыми и в движении участия не принимают (ползание на животе). К 7 месяцам малыш может ползать, а в 8 месяцев уже много двигаются, быстро и в разных направлениях. У ползающего ребёнка укрепляются мышцы ног, рук, спины, шеи и развивается координация движений. Умея ползать, ребёнок может сам приблизиться к предмету, который его интересует, и достать игрушку.
Более выраженной становится реакция стояния. Ребёнок приобретает вертикальное положение. Предварительно возникает реакция опоры на ноги. В 8 месяцев ребёнок стоит при поддержке за обе руки на выпрямленных ногах. В 7 – 9 месяцев он уже может стоять у барьера, передвигается от опоры к опоре (от барьера к столу, от стола к дивану и т. д., придерживаясь руками. Совершенствуются движения кистей и пальцев рук. Ребёнок овладевает умением разжимать кисть и класть предмет.
Начиная с 10-12 месяцев, наступает новый качественный скачок в психомоторном развитии ребёнка. К концу первого года жизни малыш активно двигается. Он поворачивается на живот, опираясь на руку, садится и, наконец, сильно оттолкнувшись руками от пола, встаёт. К этому времени у него уже достаточно сформирована физиологическая основа ходьбы – автоматический шагательный рефлекс и умение сохранять равновесие тела – благодаря чему ребёнок делает свои первые самостоятельные шаги и овладевает ходьбой. Постепенно начинает ходить без посторонней поддержки. Вначале широко расставляет ноги.
В первом полугодии 2-го года жизни продолжается интенсивное физическое развитие детей и дальнейшее развитие их высшей нервной деятельности. Условные рефлексы формируются значительно быстрее, но долго ещё остаются неустойчивыми, образованные навыки требуют длительного подкрепления. Сравнительно слабой является подвижность нервных процессов, также слабо развиты тормозные процессы, в результате чего дети тяжело переносят резкие изменения привычных условий жизни.
Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребёнка, являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности, управление движениями рук. Эти достижения проявляются: в телесной активности, скоординированности движений и действий, прямо хождении; в бурном развитии речи; в развитии наглядно-действенного мышления и пр.
Развитию тонких движений руки способствуют также движения во время попыток самостоятельной еды, одевания, умывания.
В возрасте одного года ребёнок самостоятельно садится, переворачивается, ползает, стоит, переступает у опоры, а нередко начинает ходить без поддержки. В первом полугодии 2-го года жизни идёт дальнейшее совершенствование движений. Появляются элементы автоматизма в ходьбе. Во время движения может приседать, вставать, идти вперёд, пятиться назад, поворачиваться, опускаться на четвереньки и ползти. С интересом тащит за собой игрушку, катает всевозможные тележки, каталки, игрушки на колёсиках, разбрасывает игрушки и собирает в коробку, преодолевает небольшие препятствия, перелезает через доску, бревно и другие предметы, поднимается по ступенькам лестницы при поддержке. К полутора годам пытается бежать. Влезает на диван, имитирует простые действия взрослых.
С 1 года 6 месяцев до 2 лет ребёнок перешагивает через верёвку, приподнятую на высоту 10-15 см. Проходит вверх и вниз по доске с небольшим наклоном. Пытается подпрыгивать. Может по просьбе ударять ногой по мячу. Продолжается совершенствование ручных действий, требующих супинации предплечья. Делает небезуспешные попытки бросать предметы одной рукой, учится бросать мяч в цель, в определённом направлении (вниз, вдаль). Свободно берет пальцами мелкие предметы. Удерживает между пальцами карандаш и может провести им черту в произвольном направлении. Развитие координированного произвольного разгибания пальцев и активное использование большого пальца составляют основу для совершенствования манипулятивной деятельности. Ребёнок в этот возрастной период уже может построить башню из 3—4 кубиков, взять и поднять одной рукой два маленьких предмета, бросать и перекладывать игрушки.
На протяжении третьего года жизни продолжается улучшение качества общих движений (ходьба, бег, лазание, бросание) все большей согласованности и умениями управлять своими движениями в соответствии с окружающими условиями. Шаги при ходьбе становятся более равномерными, постепенно исчезают лишние движения, которые ребёнок при ходьбе делал раньше. Движения ребёнка становятся более координированными. На третьем году жизни совершенствуются движения рук и пальцев: ребёнок почти самостоятельно может раздеться, одеться, умыться, застёгивать молнию на одежде; овладевает тонкими движениями кисти рук и пальцев; начинает владеть карандашом, застёгивать пуговицу, правильно держать ложку и т. п. Вследствие этого ребёнок становится подвижным и ловким, но и более самостоятельным при игре, еде, одевании, занятиях.
Во второй половине 3-го года ребёнок учится рисовать, лепить, то есть развиваются первые навыки изобразительной деятельности.
Развивается наглядно-образное мышление и сенсорно-моторный интеллект, формируются сенсорные эталоны цвета, формы, размера и ориентация на эти признаки в практической жизни. Появляются первые навыки графико-символической деятельности – элементарный предметный рисунок, но остаются и каракули.
К концу раннего возраста формируется правильный захват карандаша: карандаш удерживается между большим и указательным пальцами, опираясь стороной на средний палец. Однако когда ребёнок раскрашивает картинки, его штрихи ещё беспорядочны и он нечётко соотносит их с формой раскрашиваемого объекта.
Для развития движений очень важны самостоятельные игры и различные занятия. Специально организуемые подвижные игры с правилами имеют большое положительное значение в развитии движений. Ценность подвижных игр заключается в том, что помимо развития движений, выполнение различных правил в игре требует от ребёнка понимания ситуации, внимания, выдержки. У ребёнка воспитывается умение совместно играть, согласовывать свои движения с движениями других.
Таким образом, все двигательные умения, полученные ребёнком на первом году жизни, продолжают совершенствоваться на втором-третьем году жизни и будут основой для их развития в последующие годы.
К концу периода раннего возраста ребёнок приобретает такое двигательное развитие, которое ему позволяет пользоваться зубной щёткой, расчёской, есть ложкой, пить из чашки. Потребность в движении в этом возрасте весьма велика, ребёнок беспрерывно двигается, бегает, шумит.
Он учится выполнять координированные действия двумя руками, складывая кубики, мозаику, пирамидки. Лучше разбирает, чем собирает «Лего», он учится работать лопаткой, кисточкой, карандашом. Иногда он любит заниматься делами, которые требуют силы и бывает в восторге, когда ему удаётся поднять или поднести какой-нибудь тяжёлый предмет.
В конце первого года жизни дети пытаются повторять некоторые бытовые действия, которые совершают с ними взрослые: есть ложкой, пить из чашки, пользоваться расчёской и т. д. В первой половине второго года жизни малыш уже может самостоятельно есть, пользоваться салфеткой, задвигать стульчик по окончании еды, вытирать руки и лицо после умывания, с помощью взрослого снять колготки, ботинки и пр. Пока ещё эти действия далеки от совершенства: малыш может пронести ложку мимо рта или выронить еду на пол, облиться компотом, причёсываться тыльной стороной расчёски, надевать штанишки задом наперёд, плохо вытереть руки и т. п. Подобные недочёты связаны и с недостаточным осознанием ребёнком этого возраста смысла самих действий, и с несовершенством движений, двигательных умений.
Сначала действия малыша неловкие, неумелые, негармоничные. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребёнка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.
От рождения до двух лет ребёнок постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребёнок учится брать небольшие лёгкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твёрдую пищу и класть её в рот, стаскивать с себя носки или шапку.
На третьем году действия детей по самообслуживанию становятся более осознанными и ловкими. Малыши могут самостоятельно и аккуратно есть, застегнуть пуговицы, помочь взрослому расставить на столе посуду, вытереть салфеткой стол, застелить постель и пр. Бытовые действия способствуют не только социализации ребёнка, усвоению им принятых в обществе норм и правил, но и развивают двигательные способности, такие, как координация движений рук и пальцев.
Навыки, приобретённые ребёнком на предыдущей стадии, постепенно совершенствуются. Дети в этом возрасте постепенно учатся класть предмет в определённое место. Если на предыдущем этапе ребёнок преимущественно захватывал и держал предмет ладонью, то теперь он начинает активнее использовать пальцы. В это время он учится рисовать линии, круги, снимать и надевать свободную одежду.
То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребёнка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук. Овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития кинестетического чувства — положения и перемещения тела в пространстве, т. е. в процессе формирования зрительно-тактильно-кинестетических связей. После сформирования этих связей движения руки начинают в большей степени выполняться под контролем зрения, теперь уже вид предмета — это стимул движений рук по направлению к нему.
В раннем возрасте ребёнок обладает естественным стремлением к движению. Он хочет трогать и перемещать все, что находится в ближайшем к нему пространстве, чтобы ближе познакомиться с окружающими его предметами и вещами и уметь осмысленно обращаться с ними. Это период развития точности движений.
Этот процесс Н. А. Бернштейн объясняет следующим образом. «Сначала движения ребёнка руками неловкие, часто бесцельные и негармоничные, что связано с недоразвитием моторной активности. Потом с помощью мелкой моторики ребёнок познает окружающее. Его толкает инстинкт познания, исследовательский инстинкт».
Развитие мелкой мускулатуры ручной кисти продвигается вперёд, хотя и медленно, в течение первых трёх лет. Кисть руки в целом становится все более подвижной в своём сочленении. Отдельные мускулы пальцев приобретают большую независимость. Движения теряют свою первоначальную неуклюжесть, в основе которой лежит нецелесообразная, неэкономная трата сил. Когда ребёнок только учится держать ложку, карандаш, мелкие предметы он пускает в ход сгибатели всех пальцев. Захватывая предметы в кулачок. Затем часть пальцев освобождаются, но участвующие в держании пальцы все ещё крючкообразно согнуты; таким образом все ещё тратится лишняя энергия. Только впоследствии уже после 4-х лет и часто под влиянием руководящих указаний ребёнок научается правильно держать предметы.
И. В. Дубровина пишет: «Малышам хочется все попробовать, удостовериться не только глазом - зрением, но и на ощупь - рукой. А рука - орган осязания, обследования, ощупывания - само собой «инстинктивно» тянется к вещам. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам ребёнок уже способен правильно держать ложку, карандаш, кисточку, рисовать. В дошкольном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук».
Важно помнить ещё об одной отличительной особенности развития ребёнка в раннем возрасте – тесной взаимосвязи и взаимовлиянии физического и психического развития. Недостатки в развитии движений, например, сказываются на уровне умственного развития малыша, общее ослабление организма приводит к снижению умственной активности, невнимание к развитию мелкой моторики пальцев рук влечёт за собой замедление в развитии речи. М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
В дошкольном возрасте происходят глубокие изменения в моторике ребёнка. У детей растёт двигательная сила, выносливость, ловкость, скоординированность. Некоторые новые сложные двигательные умения, приобретаемые ребёнком в этом возрасте, становятся очень важными в его последующей жизни. Более того, ребёнок учится совершать движения сознательно и произвольно.
Развитие движений важно для физического и общего развития малыша. Ограничение, сдерживание движений вредят развитию ребёнка.
Через движения ребёнок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность, дисциплинированность, коллективизм. Накопление двигательного опыта, развитие силы, координации, выносливости и других способностей помогают ему овладеть трудовыми действиями, приучают к точному выполнению различных заданий, способствуют воспитанию эстетических чувств.
Особое значение имеют движения кистей рук, которые активизируют кору больших полушарий, стимулируют развитие речедвигательного центра. При этом создаются благоприятные условия для созревания лобных отделов мозга, играющих ведущую роль в осуществлении умственной деятельности. Поэтому, чем большим количеством разнообразных движений и действий овладеет ребёнок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, полноценнее осуществляется его развитие.
Маленькие дети ещё не могут управлять движениями своих рук, поэтому они не могут скатать глину, сдавить её ладошками с нужной силой, чтобы получить плоскую форму, не могут самостоятельно правильно взять карандаш, подчинить движение руки с карандашом созданию изображения того или иного предмета. Детей нужно учить самому осуществлению движения, и его качествам: силе, длительности, направленности и др.
Раннее детство – это период формирования собственно предметных действий, период усвоения общественно выработанных способов употребления предметов. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.
Проблеме развития и воспитания детей раннего возраста посвящены работы Н. М. Аксариной, В. М. Бехтерева, С. Л. Новоселовой, Л. П. Павловой, Э. Г. Пилюгиной, Е. И. Радиной, Н. Л. Фигуриной, Г. Г. Филипповой, А. М. Фонарева, Н. М. Щелованова и др. Исследователи определяют ранний возраст как период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Эти авторы выделяют закономерности в развитии детей на этапе раннего возраста: быстрый темп физического и психического развития, взаимосвязь первого и второго; приобретение ребёнком первоначального социального опыта, привычек поведения; эмоциональность как ведущая характеристика возраста; потребность в индивидуальном контакте со взрослым; зависимость развития от наследственности и развивающей социальной среды и др. Одним из показателей и условий хорошего физического и нервно-психического развития ребёнка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики.
Можно сделать вывод, что движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие. Моторный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления и речи.