Евгения Галюрова
Художественная литература как способ развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Художественная литература как способ развития речи детей дошкольного возраста
Нет такой плохой книги,
из которой нельзя было бы чему-либо научиться.
Людвиг Фейербах.
Ребенок, развиваясь в современных реалиях, зачастую предоставлен сам себе, телевизору, планшету, телефону и так далее. Общение ребенка со взрослым способствует развитию личности в целом и формированию его активного словаря в частности. Речь дошкольника развивается посредством общения его со сверстниками, взрослыми, педагогом, причем данный процесс должен быть целенаправленным, систематическим и последовательным, с использованием особых приемов и методов. На мой взгляд, огромную роль в формировании развитой речи ребенка играют выразительные средства языка, средства художественной литературы и устного народного творчества.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Чтение, детская литература
- Темочки
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи : если определенный уровень овладения родным языком, не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах. Проблема формирования словарного запаса занимает важнейшее место в дошкольном обучении, а вопрос о состоянии и методике его развития является одним из актуальных вопросов. Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом.
Художественная литература играет важную роль в развитии языка и словарного запаса детей. Взрослые должны помнить, что потребность в чтении у детей должна быть удовлетворена, даже если они уже умеют читать самостоятельно. Чем раньше ребенок познакомится с художественной литературой, тем лучше.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. «Средства обучения языку в дошкольном возрасте специфичны : это, прежде всего, языковые игры и художественная литература как неисчерпаемая сокровищница языка» (К. Д. Ушинский).
Знакомство детей с литературой начинается с миниатюрных народных сказок, таких как детские стишки и песенки, и продолжается народными сказками. Глубокая человечность, предельно точные нравственные посылы, живой юмор и образный язык - отличительные черты этих сказок и миниатюр. В далее читает сказки, стихи и рассказы, доступные для детей по возрасту.
Ознакомление детей дошкольного возраста с детской литературой способствует развитию различных аспектов детской речи при следующих условиях:
• правильного подбора художественной литературы в соответствии с возрастом и интересами ребёнка.
• целенаправленного использования художественной литературы в разных видах деятельности.
• при правильной организации совместной работы с родителями.
Детская литература – это вид искусства. Яркое и художественное выражение обобщенных идей с помощью конкретных образов является характерной чертой искусства. Поэтому художественный уровень литературного произведения имеет первостепенное значение. Поэтому, выбирая литературное произведение, необходимо сначала выяснить, какие положительные концепции пытается пропагандировать автор. Послание детской книги должно соответствовать целям нравственного воспитания.
Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, М. М. Пришвина и других русских писателей обязательное условие для его духовного становления. К. Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребёнок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа».
Принцип отбора книг для детского чтения сыграет положительную роль, если художественная литература для чтения будет доступна для детского понимания. В этом отношении принцип доступности имеет особое значение. Литературное произведение может считаться доступным только в том случае, если автор, учитывая жизненный опыт ребенка - читателя, ставит перед ним сложную задачу, требующую умственных усилий, и тем самым выводит эмоциональное и умственное развитие ребенка на новый уровень.