Ольга Пухомелина
Опыт работы «Техника «друдлы» как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения № 48 "Машенька" г. Брянска
Пухомелина О. Ю.
"Техника друдлы - как способ развития творческих способностей и воображения у детей старшего дошкольного возраста".
Публикация «Опыт работы „Техника „друдлы“ как способ развития творческих способностей и воображения детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воображение. Развитие воображения у детей
- Друдлы
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
В современном образовании остро стоит задача воспитания творческой личности. Развитие воображения, нестандартного мышления, творческих способностей у детей является важной задачей. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе одарены от природы, а развивать их способности возможно посредствам различных технологий, где важен сам процесс.
Все это определяет объективную актуальность формирования творческого
мышления личности, как одной из важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Только дошкольное детство – это тот важный период, когда от взрослых зависит, насколько будет раскрыт потенциал
каждого ребенка, определяющий уникальность его личности и успешность в
дальнейшей жизни.
Живя в современном мире, ребёнок должен быть любознательным, активным, физически развитым, эмоционально отзывчивым. Но оказалось, что современные дети перестают фантазировать, придумывать. Они получают информацию в готовом виде из уже имеющихся методических пособий, сети Интернет и других источников. Поэтому развитие воображения, альтернативного мышления, творческих способностей, логического мышления детей является важной задачей современного образования.
Проанализировав уровень развития творческих способностей и воображения у детей своей группы, стало понятно, что у детей недостаточно развито образное мышление и креативное воображение. Дети чаще всего могут повторить или скопировать работу, но, когда стоит задача нарисовать самим или зарисовать какой-то сюжет из жизни у них возникают трудности.
Изучив разные техники и методики развития творческих способностей и воображения, был сделан вывод, что детское творчество характеризуется гибкостью мысли, идеи, умением видеть вещи в новом значении. И опираясь на эти знания в своей работе я решила попробовать технику «Друдлы», которая впервые была предложена в 1950-х годах автором-юмористом Роджером Прайсом и креативным продюсером Леонардом Стерном. Сложно установить того, кто первым придумал рисовать простые картинки с возможностью разных интерпретаций. Но вы наверняка узнаете «удава, который проглотил слона». Он был придуман за 10 лет до популярности друдлов. ("Маленький принц" Антуан де Сент-Экзюпери.)
Друдлы- с англ. «doodle» - каракули.
Это игра- головоломка в виде черно-белых минималистичных картинок в квадратной рамке. На них нет конкретного изображения. Друдлы рисуют черным карандашом или фломастером на белом фоне. Задача сводится к тому, чтобы увидеть в изображении самые разные предметы. Каждый друдл имеет множество вариантов ответов и неправильного ответа просто не существует, а лучший ответ тот, который мало кому приходит в голову, но как только его озвучат, он оказывается очевидным.
Цель данной техники : «Учиться видеть необычное в обычном».
Для реализации поставленной цели, выдвинуты следующие задачи:
- развитие образного мышления
- развитие креативного мышления «Я учусь видеть необычное в обычном»
- развитие речи, общения «Когда я рисую, я думаю и проговариваю то, что рисую».
Ведь рисование, по мнению Л. В. Выготского : «Есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чем -либо».
- воспитание у детей творческой инициативы.
Существует несколько принципов использования друдлов.
- поэтапное усложнение от простого к сложному
- насыщение игрового задания новизной объектов
- постепенное увеличение друдлов.
Знакомство детей с данной техникой мы начинаем с игр «На что похожа геометрическая фигура?».
Где сам педагог дорисовывает недостающие детали. Затем детям предлагается дорисовать и рассказать, что именно они увидели в данной геометрической фигуре.
Игра «Дорисуй друдл»
Перед ребенком лежит лист с друдлом. Дети сами заканчивают рисунок и рассказывают, что же они увидели в этом изображении.
Затем ребятам можно предложить несколько специально подобранных друдлов. Дети определили, что в них зашифровано. Теперь можно приступить к составлению небольших забавных рассказов.
И последний этап работы- это рисование самими детьми друдлов на заданную тему.
А что бы детям было еще интереснее, в самостоятельной деятельности мы использовали друдл- конструктор. Друдл -конструктор мы изготовили из фетра. В состав игры входят белые фетровые карточки основания и различные детали из черного фетра.
Этой игрой нам удалось заинтересовать не только детей, но и их родителей. Для них изготовили буклеты, проводили консультации, где знакомили родителей с вариантами проведения игр «Друдлы» дома, не требующих подготовки. В эту игру можно играть в дороге, или скоротать время ожидания очереди к врачу.
Для того, чтобы выяснить, насколько эффективна техника «Друдлы», мы провели диагностику уровня мышления и воображения детей старшей группы. Использовали методики Н. Н. Павлова, Л. Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду» и несколько специально отобранных для диагностики друдлов. Диагностирование проводили в начале и в конце года.
Были получены следующие данные уровня развития мышления и воображения детей на начало года : 62% детей имели низкий уровень.
Такие данные уровня развития мышления и воображения детей мы получили на конец года: 20 % детей с низким уровнем.
Опираясь на свой практический опыт работы, применяя технологию «Друдлы», я могу сделать вывод об эффективности этой методики. Данная технология проста в использовании. «Друдлы» задают игровой формат образовательному процессу и очень нравятся детям, они с нетерпением ждут следующих занятий.
Друдлы способствуют развитию мышления и воображения, что очень полезно для любого возраста. Друдлы одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых.
Дети стали более активны в своей работе, работы стали более разнообразными и красочными. Дети справляются с поставленной задачей на занятиях по рисованию лучше прежнего. Они легко вспоминают и зарисовывают сюжеты из жизни. Воображение стало обширнее.
«Скажи ребенку- и он забудет, покажи – и он запомнит, позволь ребенку сделать что-то самому – и он поймет».