Татьяна Горячева
Консультация для родителей «Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Перед проведением консультации предложить родителям ответить на следующие вопросы:
1. Как вы покупаете книги своему ребенку?На что обращаете внимание?
- на содержание,
- на иллюстрации,
-на отсутствие данной книги в вашей библиотеке,
-просто так покупаете.
2. Как Вы читаете книги?
-читаю сразу,
- сначала сам знакомлюсь с содержанием,
-сначала рассматриваю с ребенком иллюстрации.
Публикация «Консультация для родителей „Детская художественная литература в экологическом воспитании дошкольников в семье“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Экологическое воспитание. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2018
3. Надо ли учитывать возраст детей при чтении литературы?
4. Часто ли вы читаете книги вместе с ребенком?
5. В какое время читаете?
-как попросит ребенок;
-перед сном;
-в свободную минутку.
6. Какие книги о природе есть в вашей семье для чтения детям?
7. Обсуждаете ли вы прочитанное вместе с ребенком?Нужно ли это делать?
8. Как вы считаете, оказывает ли литература влияние на поведение ребенка?
Книги о природе занимают важное место в работе с детьми дошкольного возраста по формированию экологической культуры. Природоведческая книга дает богатый материал для воспитания познавательного интереса, наблюдательности, любознательности. Детей интересует многое, а отсутствие достаточного количества знаний у детей часто ведет к неправильному поведению их в природе. Нужно учить детей не мешать живым существам, а оберегать их.
Чем родители могут помочь детям? Конечно, они могут что-то рассказать им из своего опыта. Но дело в том, что не всегда могут сделать это правильно, в доступной форме сообщить эти знания детям. И верным помощником в данном случае становятся книги.
Основоположниками детских книг о природе являются В. В. Бианки и М. М. Пришвин. Книги В. Бианки учат детей научному видению природы. Одной из задач, которую ставит Бианки - воспитать в ребенке чувство сопричастности природы и земли, через прием придания животным и природе человеческих качеств. В своих произведениях М. Пришвин раскрывает перед ребенком чудеса природы, он наделяет своих «героев» голосами и привычками, даже деревья и растения становятся живыми.
Чтобы у ребенка возникло желание любоваться всем живым и беречь его, необходимо, чтобы с ранних лет его окружали добро и ласка. Важно сделать так, чтобы встреча с природой доставляла детям удовольствие.
Подарю жучку травинку,
Почешу тихонько спинку,
Отнесу его на луг.
- Мне пора. До встречи, друг!
Мишакова М.
Как нежно и ласково описывают поэты жучков, мошек, т. е. даже самых маленьких представителей живой природы!
Паучка хвалила Совушка-Сова:
- О тебе повсюду добрая молва.
Паучок, паучок, дай мне сеточки клочок.
Нужен мне гамак для сна:
Ведь моя кровать – сосна.
Ю. Любимцева
Интерес к книге у ребенка проявляется рано. И, впоследствии, по мере взросления, его нужно развивать и углублять. Для этого используются разные произведения: сказки, рассказы, стихотворения отечественных и зарубежных писателей. В занимательной, высокохудожественной форме авторы книг о природе дают маленькому читателю (или слушателю) не только знания о природе, но и воспитывают в детях любовь к окружающему миру, понимание добра и зла. Они учат сопереживать, радоваться, сострадать, постигать окружающий мир не только умом, но и сердцем. Таким образом, детская природоведческая литература является важным звеном в системе экологического образования и воспитания дошкольников, так как она:
1. воспитывает у детей гуманное отношение к природе;
2. формирует начальные экологические знания о природе и ее законах;
3. учит детей видеть и чувствовать красоту природы;
4. воспитывает в детях внутреннее желание хранить и беречь природу;
5. дает детям знания по уходу за растениями и защите природы.
Что необходимо родителям, прежде чем читать книги о природе:
Во-первых, самим познакомиться с содержанием книги.
Во-вторых, учитывать возраст ребенка, поймет ли ее ребенок.
В-третьих, постараться выбрать время, чтобы при чтении не спешить, не отвлекаться на посторонние дела.
В-четвертых, обсудить прочитанное, задать ребенку 2-3 вопроса, выяснить, понял ли он содержание, как он относится к поступкам героев.
И наконец, можно рассмотреть иллюстрации, предложить ребенку самому рассказать, что он видит.
Дети очень часто задают вопросы, на которые сразу ответить невозможно. Поэтому будет очень хорошо, если в вашем доме, кроме детской литературы о природе, будет подборка и литературы для взрослых. Но при этом не следует забывать о том, что нет необходимости сразу отвечать на все вопросы ребенка. Есть такие ситуации, где нужно ребенку предложить самостоятельно понаблюдать и сделать вывод, получить ответ на свой вопрос.
Чтобы воспитать детей экологически грамотными, необходимо подобрать соответствующую художественную литературу, анализировать поведение детей в общении с природой, задумываться об ее охране.
В заключение хотелось бы сказать: никакие книги, никакие разговоры не помогут, если не будем учить детей любоваться красотами природы, не будем поддерживать у детей интерес к ней, если не будем принимать участие в ее охране.