ОКСАНА НАРЧУК
Художественно-эстетическое развитие детей в процессе изобразительной деятельности (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Художественно-эстетическое развитие ребёнка происходит с первых шагов маленького человечка, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда откладывает в душе его отпечаток на всю жизнь. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имеет на этот счет собственные суждения и сам, исходя из своих возможностей, "творит" красивое, чтобы удивить, восхитить, поразить, нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.
Публикация «Художественно-эстетическое развитие детей в процессе изобразительной деятельности (из опыта работы)» размещена в разделах
- ИЗО. Изобразительная деятельность в детском саду
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Незаменимым средством формирования духовного мира детей является искусство : литература, скульптура, народное творчество, живопись. Оно пробуждает у детей дошкольного возраста эмоционально-творческое начало. Оно также тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений.
Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент для творческого развития, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность будущего гражданина.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка и тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.
Рисование помогает ребенку в формирование опыта к анализу, синтезу, сравнению и обобщению. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.
Именно поэтому я уделяю большое внимание художественно-эстетическому развитию своих воспитанников.
Основной целью своей работы с детьми считаю развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов стараюсь создать определенную систему работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
• обновление содержания образования (выбор современных программ и технологий);
• создание условий для эстетического воспитания (подборка и разработка учебно-методического обеспечения, создание предметно – развивающей среды);
• организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями, используя нетрадиционные методы образования);
• повышение мотивации к художественно-творческому процессу.
Работу по данной образовательной области планирую и провожу в соответствии с требованиями комплексной образовательной программы "Детство"- Т. И. Бабаевой в сочетании с современными образовательными технологиями и методиками Дубровской Н. В. «Ознакомление дошкольников с основами цветоведения», Леоновой Н. Н. «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста» и др.
Понимаю, что одним из важных условий реализации любой системы развития и воспитания детей, в том числе и художественно-эстетического развития дошкольников является правильная организация предметно-развивающей среды. С этой целью в группе оборудовала художественно-эстетический центр, условно разделенный на зоны: изобразительного творчества, театрального и музыкального творчества, мира искусства. Стараюсь максимально эффективно использовать раздевалку группы, где компактно, на выставочных стендах, подставках размещаю детские рисунки, поделки и другие творческие работы детей.
Все это способствует активному познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности и просто к творчеству.
Для успешного освоения программ по художественно-эстетическому воспитанию продумываю до мелочей организацию и проведение всего педагогического процесса. Систему всего педагогического взаимодействия с детьми стараюсь проводить в трех направлениях:
• специально организованное обучение;
• совместная деятельность педагогов и детей;
• самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействую с детьми осуществляю с учетом дифференцированного подхода, включая разнообразные формы и методы работы :
• групповые и подгрупповые занятия,
• развлечения,
• тематические вечера,
• театральные пятницы,
• недели творчества,
• дидактические игры,
• выставки рисунков и поделок,
• создание книг – самоделок,
• конкурсы совместного творчества и т. д.
Знания, полученные на занятиях художественно-творческого цикла, заметно отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием участвуют в конкурсах изобразительного творчества различного уровня, музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством, создают работы с элементами собственных изображений в изобразительном творчестве.
Для детей с особенными способностями в изобразительной деятельности организовала и провожу 1 раз в неделю кружок «Волшебная кисточка»
Работая более двух лет с детьми по теме «Использование современных технологий и методик в художетсвенно-эстетическом воспитании дошкольников» создала авторские наработки :
• перспективные планы по данному направлению работы, кружковой деятельности, организации культурно-досуговой деятельности детей ;
• конспекты занятий, сценарии досугов по данной теме;
• дидактические музыкальные игры и игры по изодеятельности;
• сделала подборку и картотеку познавательной и методической литературы по знакомству детей с миром искусства.
Для реализации образовательной области по художественно-эстетическому творческо-эстетического развития дошкольников требует от нас, воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
Постоянно стараюсь работать над собой в нескольких направлениях:
• повышаю свою квалификацию в рамках дошкольного учреждения через педагогические советы, методическую службу ДОУ «Школу детсадовских наук» (семинары–практикумы, консультации, открытые занятия, мастер-классы и др., смотры – конкурсы.
• активно посещаю городские методические объединения для воспитателей по художественно – эстетическому развитию детей;
• повышаю квалификацию при обучении на курсах при ХК ИРО, на вебинарах и т. д.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника стараюсь активно взаимодействовать с семьями моих воспитанников, в которых они воспитывается.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей выстраиваю по двум направлениям:
- вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный в группе;
При работе в данном направлении используются различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми ("Семейное творчество", "Там, на неведомых дорожках…" и др.); привлекаем их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению костюмов и театральных кукол. Все это помогает сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
- повышение психолого-педагогической культуры родителей, которые осуществляю через родительские собрания, консультации, семинары-практикумы, периодическое оформление папок –передвижек, выпуск групповой газеты "В мире нашего детства"
Эффективность работы по эстетическому воспитанию зависит от координации работы с другими учреждениями.
Коллектив детского сада тесно сотрудничает с детской библиотекой, МОУ СОШ № 5, городской школой искусств, Домом культуры и Домом детского творчества, другими дошкольными учреждениями города: проводятся взаимопосещения спектаклей, организуются в библиотеке занятия с детьми старшей группы по знакомству с художниками и детскими писателями, музыкально-тематические вечера, совместные выставки, посещение гастрольных спектаклей, выставок, экспозиций, дети ежегодно принимают участие в городском фестивале детского творчества "Овация».
Оценку эффективности своей работы по всем образовательным областям и в том числе по художественно-эстетическому развитию детей осуществляю два раза в год с помощью педагогической диагностики кандидата психологических наук Верещагиной Н. В.
Моя работа с детьми в течение немногим более двух лет дает свои результаты.
Мои воспитанники с большим желанием занимаются изобразительной деятельностью, стараются создавать новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел и стараются самостоятельно находить средства для его воплощения, любят и понимают азы искусства.
Большинство детей продолжают занятия в творческих коллективах города, активно и с большим интересом совместно с родителями принимают участию в конкурсах изобразительного искусства различного уровня.