Наталья Шевкопляс
Фронтальное занятие по формированию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе «Звуки [ш] — [ж]»
▼ Скачать + Заказать документы
Фронтальное занятие
по формированию фонетико-фонематической стороны речи
(подготовительная к школе группа)
Тема. Звуки [ш] - [ж].
Программное содержание:
Уточнить произношение звуков [ш], [ж].
Учить выделять звуки [ш], [ж] из слов, давать их характеристику.
Учить дифференцировать звуки [ш] - [ж] по звонкости-глухости в слогах, словах.
Публикация «Фронтальное занятие по формированию фонетико-фонематической стороны речи в подготовительной группе „Звуки [ш] — [ж]“» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
Развивать зрительное восприятие.
Развивать мелкую моторику с использованием здоровьесберегающей технологии.
Воспитывать речевую активность, отзывчивость.
Оборудование: плоскостные Ш, Ж, предметные картинки и медальончики к игре «Змейки и жучки», макет к заданию «Коллекции», конверт с заданиями, смайлики, альбом 2 «Я учусь говорить и читать»/С. П. Цуканова, Л. Л. Бетц
Содержание занятия.
I Оргмомент.
-К нам в гости пришли подружки. Угадайте, кто это? (Шипелочка и Жужжалочка) Эта кукла не проста,
Детям нравится она.
Не рычать, не свистеть
Она научит вас шипеть: ш-ш-ш.
У Шипелочки есть подруга,
Неразлучна с ней она.
Будет с вами она жужжать,
Звук свой правильно называть: ж-ж-ж.
-Поздоровайтесь с подружками.
Пришли Шипелочка и Жужжалочка не с пустыми руками, принесли задания. Просят вас о помощи. Они стали коллекционировать разные предметы. Шипелочка со своим любимым звуком [ш], а Жужжалочка со своим звуком [ж]. Нужно помочь им распределить картинки. Вы смогли бы им помочь?
II Основная часть.
1. Сравнение звуков [ш] - [ж]
-А чтобы нам не ошибиться, давайте вспомним про эти звуки, сравним их, потренируемся их различать. Скажем вместе: «Будем мы шипеть, жужжать, звуки эти различать».
Что вам напоминает песенка Шипелочки, на что она похожа?
Давайте откроем альбомы на стр. 45.
В левом верхнем углу нарисован шар, а в верхнем правом углу – жук. Как выходит воздух из проколотого шара? Какой слышится звук?
Как жужжит жук? Слышится звук [ж].
Давайте сравним звуки [ш-ж]. Чем похожи? Чем отличаются?
Мы сейчас нарисуем схемы возле картинок: шарика и жука.
Рисование схемы на доске и в альбомах.
Звук [ш] – согласный, твердый, глухой.
Звук [ж] – согласный, твердый, звонкий.
2. Дифференциация звуков [ш-ж] в произношении.
1) Упр. «Наоборот» (заменить звук [ш] на [ж] и наоборот).
Ша-ша -, жу-жу -, ижи-ижи -, уши -, жить -, жутко -, тушить -, жар -, Луша -, жаль -… .
3. Физминутка.
А)«Змейки и жучки».
Дети стоят в шеренге. Дается инструкция: «Если увидите картинку со звуком [ш], то должны «ползти» змеи, а если со звуком [ж] – «лететь» жуки.
Б)Массаж пальце рук и ладоней с помощью Су –Джока.
- Перед тем, как приступить к выполнению задания по карточкам Шипелочки и Жужжалочки, мы укрепим мышцы пальцев рук, сделаем массаж.
У меня есть дружок, похож на ежика и шарик,
Это кругленький Су-Джок.
Этот шарик разноцветный покатаем мы в руках.
Чтобы легче было думать, сила чтоб была в руках.
Шарик колет нам ладошки,
Поиграем с ним немножко.
Чтоб здоров был пальчик наш,
Сделаем ему массаж.
Посильнее разотрем
И к другому перейдем.
Шарик мой не отдыхает,
И по ручке он гуляет.
Взад-вперед его качу,
Вправо-влево – как хочу.
Сверху –левой, снизу – правой,
Я его катаю браво.
Я вам мячик покажу
Двумя пальцами держу.
Танцевать умеет танец
На мяче мой каждый палец.
Шарик пальчиком катаю,
Ловкость пальцев проверяю.
Ты колючий шарик мой
Подружись сейчас со мной.
Я мячом круги катаю,
Взад-вперед его гоняю.
В руку правую возьмем,
В кулачок его сожмем.
В руку левую возьмем,
Крепко-накрепко сожмем.
Посиди в моих ладошках,
Отдохни на них немножко.
Покатали по ладошкам и открыли мы вот так!
Там волшебное колечко ни большое, ни мало.
В гости к пальчикам заходит, всем оно подходит.
Мы колечки надеваем
Пальцы наши украшаем.
Надеваем и снимаем
Пальцы наши упражняем.
Будь здоров ты, пальчик мой,
И дружи всегда со мной.
Колечко, колечко, помоги!
Пальчик ты мне разомни.
Ты мне пальчик разминаешь,
Моей речи помогаешь.
Кольцо на пальчик надеваю
И по пальчику качу.
Здоровья пальчику желаю
Ловким быть его учу.
Раз катаем, два катаем
Пальчики мы упражняем.
Мы с тобой хотим играть,
Пальцы наши развивать.
4. Дифференциация звуков [ш-ж].
Выполнение задания по карточкам.
Шипелочка коллекционирует (собирает) слова со звуком [ш], Жужжалочка – со звуком [ж]. Нужно назвать слова по картинкам и угадать, какой звук [ш, ж] слышится. От слов со звуком [ш] провести стрелочку к легковой машине Шипелочки, на ней она отвезет эти предметы домой. А Жужжалочка повезет свои предметы на джипе. К нему провести стрелочки от слов со звуком [ж].
III Итог.
-Ребята, вы хорошо потрудились. Научились различать звуки [ш-ж], справились с заданиями и помогли Шипелочки и Жужжалочки. Они благодарят вас за старание и дарят смайлики. Вы, молодцы!
Вы рады, что у вас сегодня в гостях были Шипелочка и Жужжалочка? Что вам понравилось?