Ирина Гурова
Фонетико-фонематический логорассказ «Соня и Сима. Звуки [С] и [С’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: дифференциация звуков [С] и [С’] на слух и в произношении; развитие фонематических представлений, навыков звуко-слогового анализа и синтеза, чтения слов, коротких предложений; активизация словаря; развитие мышления.
Рассказ используется на логопедическом занятии по развитию фонетико-фонематической стороны речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе по теме «Звуки [С] и [С’]». Также её можно применить и вне занятия с целью повторения и закрепления материала. Рассказывание сказки педагогом сопровождается показом картинок на слайдах. Дети активно участвуют в повествовании: отвечают на вопросы, выказывают свои мнения, играют в предложенные игры. После ответов на вопросы на слайдах появляются соответствующие изображения.
Публикация «Фонетико-фонематический логорассказ „Соня и Сима, Звуки [С] и [С’]“» размещена в разделах
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие фонематического слуха
- Темочки
Жили были хорошие подруги – соседки Соня и Сима. Соня была старше Симы. Имя «Соня» начинается с твёрдого звука [С], а «Сима» – с мягкого звука [С’]…
Когда Соня умывается, она открывает кран очень сильно. Из него течёт большая струя воды: С. Покажите!
А когда Сима умывается, она открывает кран слабо. Из него течёт маленькая струйка воды: Сь. Покажите!
Скажите, чем отличаются звуки «С» и «Сь»? А что у них общего? Какой буквой обозначаются эти звуки?
Обозначаются эти звуки буквой «С»: «Села мышка в уголок, съела бублика кусок!»
Есть у девочек любимые песенки-чистоговорки. Давайте угадаем, какую песню любит петь Соня, а какую Сима.
Итак, вот первая песня:
«Са-са-са – это хитрая лиса!
Су-су-су – и живёт она в лесу.
Сы-сы-сы – много дела у лисы!
Со-со-со – она крутит колесо!» (Дети слушают аудиозапись – логопедическую распевку «Лиса» из пособия Т. С. Овчинниковой). Кто догадался, чья эта песня? Почему вы так решили?
А вот следующая песня.
«Си-си-си, си-си-си, в водоёме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся, вот поймать бы карася!
Се-се, се-се-се-се, карасей ловили все!
Ся-ся-ся, ся-ся-ся, не поймали карася!» (Дети слушают аудиозапись – логопедическую распевку «Караси» из пособия Т. С. Овчинниковой). Чья же это песенка? Почему вы так думаете?
А вот ещё одна песенка.
«Си-си-су-су, много птиц живёт в лесу.
Со-со-се-се, улетели птицы все!
Сень-сень-сень-сень, наступила осень!
Сну-сну, сну-сну, будем снова ждать весну!
Се-се-се-се, весной вернутся птицы все!» А эту песню кто поёт? Почему?
Соня и Сима очень любят ходить на прогулку. Отгадайте, кто из них берёт с собой велосипед, а кто самокат? Почему вы так думаете?
А кто отгадает, кто из девочек любит покупать в магазине сухари, а кто семечки?
А теперь скажите: кто несёт свои покупки в сумке, а кто в сетке? Почему вы так решили? Заодно давайте подумаем: какого цвета сетка у Симы: фиолетовая, синяя или коричневая? А какая сумка у Сони: красная, зелёная или голубая? Расскажите: что в синей сетке у Симы? Что в красной сумке у Сони?
Соня и Сима решили поиграть в игру «Четвёртый лишний с картинками». Давайте и мы с ними сыграем! Согласны?
Стакан, сито, кастрюля, сахарница.
Сено, велосипед, стол, бассейн. (Дети поясняют свои ответы).
Сима младше Сони. Поэтому Соня учит свою подружку грамоте. Давайте поможем девочкам разобраться, сколько звуков в слове «Сима»? Назовите их по порядку. Сколько слогов в этом слове? Почему?
А что написала Соня для Симы мелом на доске? Давайте прочитаем. (Сима, сани, санки. У Симы сани. У Сони санки.)
Вот как интересно живут-поживают подруги Соня и Сима.