Дина Батура
Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из важных условий для всестороннего и полноценного развития ребенка является его взаимодействие и общение со взрослыми посредством родного языка как средства человеческого общения.
Главная ценность педагогической культуры – ребенок, его развитие и образование. Успешность, результативность и эффективность работы учителя-логопеда зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с родителями, основанного на принципах сохранения уникальности и самоценности детства, гуманизм и уважение личности ребенка, учета индивидуальных потребностей и возможностей дошкольника.
Публикация «Взаимодействие учителя-логопеда и семьи по формированию звукопроизносительной стороны речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2016
В связи с этим, подбор домашних логопедических заданий для работы с дошкольниками с общим недоразвитием речи должен осуществляться на основе серьезного анализа имеющихся подходов, с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Комплекс логопедических заданий по формированию правильного звукопроизношения у дошкольника, включает несколько этапов, каждый их которых реализует определенную цель, имеет свою направленность, промежуточный результат, достижение которого обеспечивает возможность перехода к следующему этапу работы.
Модель выполнения домашних заданий включает следующие этапы:
1. Подготовительные игры, упражнения, задания:
- игры для формирования представлений ребенка об органах артикуляции, их названии и расположении, развития способностей ориентироваться в них;
- артикуляционная гимнастика для выработки основных артикуляционных движений органов речи, артикуляционных укладов и артикуляционных поз;
- игры с пальчиками: пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения, пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением, пальчиковый театр теней, пальчиковые игры с предметами, пальчиковые игры без предметов, театр пальчиков и языка. Это объясняется тем, что развитие мелкой моторики пальцев рук является важным условием и средством, стимулирующим развитие речи ребенка, способствующим улучшению артикуляционной моторики.
- игры и упражнения для развития и тренировки речевого дыхания. Интонационная выразительность, сила, звучание, тембр, темп, ритм, громкость и плавность речи возможны на основе сформированного речевого дыхания, которое предполагает паузу между вдохом и выдохом и удлинение выдоха;
- игры и упражнения для формирования фонематических процессов. Слуховое восприятие звуковой системы родного языка способствует развитию умений различать звуки по их акустическим признакам, различать неправильное звукопроизношение в речи окружающих взрослых и сверстников, а также в собственной речи.
2. Игры и упражнения для закрепления изолированного звука.
3. Игры и упражнения для автоматизации звука в слогах, словах, словосочетаниях, фразах, загадках и скороговорках, текстах:
4. Игры и упражнения для дифференциации звуков.
Необходимо выделить правила организации выполнения домашних заданий:
- проводить выполнение домашних заданий с дошкольником не менее 3 раз в неделю, а также использовать ежедневные игровые логопедические минутки (3-5 минут);
- учет степени выраженности речевых нарушений, индивидуальных и возрастных особенностей и потребностей ребенка;
- активная позиция и заинтересованность родителей в выполнении дополнительных домашних заданий с ребенком;
- последовательность выполнения заданий от очень простых к самым сложным;
- использование заданий, требующих не только обязательного соблюдения правил их выполнения, но и позволяющих ребенку проявить речевую и познавательную активность, языковое чутье, инициативу, словотворчество;
- выбор игр и упражнений в соответствие с целями и содержанием этапа формирования произношения звука;
- сочетание познавательных, образовательных, коррекционных и развивающих задач;
- выполнение заданий самостоятельно, по демонстрации действий или по словесной инструкции взрослого;
- определение рационального времени и организация специального места выполнения домашних заданий.
Предлагаемая система организации логопедического сопровождения семьи способствует реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования :
- организует сотрудничество с родителями, воспитывающими детей с нарушениями речи, на основе общечеловеческих духовно-нравственных и социокультурных ценностей, в рамках которого ребенок становится активным субъектом образовательного процесса как субъект отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и окружающим миром;
- дает возможность родителям определить и выстроить для каждого ребенка индивидуальную образовательную траекторию, позволяющая сформировать навыки фонетически правильной речи, предотвратить вторичные отклонения в развитии дошкольника;
- способствует созданию единого коррекционно-образовательного пространства формирования личности дошкольника.