Лариса Киселева
Формирование экологической культуры детей средствами музыкально-образного познания природы
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование экологической культуры детей средствами музыкально-образного познания природы
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, – услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни».
В. А. Сухомлинский.
Публикация «Формирование экологической культуры детей средствами музыкально-образного познания природы» размещена в разделах
Окружающий мир – это самый богатый источник знаний для ребенка. Маленький человечек бережно и с интересом относится к цветочкам, бабочкам, яркому солнышку да ко всему, что он видит вокруг себя. Взрослым, поддерживая вот такой искренний интерес ребенка к природе, важно помнить о воспитании бережного отношения к ней. Любовь к окружающему миру взрослые должны прививать ребенку с самого раннего детства с пеленок, своим личным примером. С самого рождения ребенок любит природу, стремится к единению с природой. Дети этого возраста чутки и отзывчивы. Они сопереживают, сочувствуют, у ребёнка формируется стиль поведения в природе. Научить детей видеть красивое – дело сложное.
Экoлoгичeскoe обpaзованиe дошкольников непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе, к окружающему миру.
Актуальность поднимаемой нами темы заключается в том, что экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.
Одним из важных средств воспитания эстетического восприятия окружающего мира является музыка. Влияние музыки на формирование у ребенка экологической культуры очень велико. Музыка, как и любое другое искусство, способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, вести к преобразованию окружающего мира. В наше время по телевидению и радио звучит очень много так называемой «музыки» : вместо хорошей, классической музыки, лирической народной песни дети слышат совсем другое. Поэтому на плечи музыкального руководителя ложится задачи воспитательной, образовательной, просветительской деятельности и среди детей, и среди родителей по проблемам гармоничного воспитания детей.
Как сoздать эффeктивнyю систему экологического образования в детском саду, основанную на интегрированном подходе? Как сделать так, чтобы идеи экoлoгичeскoгo oбpазo вания реализовались через разные виды деятельности ребенка:
-экспериментирование;
-наблюдение;
-труд;
-игру;
-музыкальную; изобразительную; физическую деятельности.
Предлагаю рассмотреть одну из видов деятельности – музыкальную.
Одной из целей экологического воспитания дошкольников посредством музыки является формирование экологической культуры средствами музыкально – образного познания природы.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- вводить музыкальные образы на музыкальных занятиях для развития экологической культуры;
- использовать на занятиях музыкальные образы в разных видах музыкальной деятельности.
Методы:
- наблюдение;
- беседы с детьми;
- тестирование, анкетирование, диагностика.
Одним из главных средств создания музыкального образа является мелодия, организованная ритмически, обогащенная динамикой, тембром, поддерживаемая сопутствующими голосами. Музыкальные образы создаются при помощи комплекса средств музыкальной выразительности и являются эмоциональным отражением образов реального мира. В процессе систематической работы дети приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей; они проникаются содержанием произведения, красотой его формы и образов. У детей развивается интерес к музыке, а в дальнейшем и любовь к ней. Через музыкальные образы ребенок познает прекрасное в окружающей действительности, в природе. Из музыкальных образов они узнают, что кошечка - это мама котят, курочка - мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. А если ребята поют "пейте дети молоко - будете здоровы", то, конечно же, с любовью они будут относиться к корове, зная, что она дает молоко. Подрастая, дети начинают понимать, что животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных, помогать им. Появляется любовь к живой природе.
При подборе музыкальных произведений необходимо учитывать возрастные особенности детей. Слушание музыки является активным внутренним процессом, который дает детям возможность воспринимать и понимать различные виды, жанры музыкального искусства. Музыка вызывает в детях различные чувства и эмоции. Например: в старших группах в течение года мы знакомимся с детьми с тремя темами:
Первая тема: "Какие чувства передает музыка?" - посвящена знакомству детей с эмоциональным содержанием музыки, с ее жанрами, характером. Например, в пьесе "Осенняя песня»" П. И. Чайковского дети различают спокойное, нежное, неторопливое звучание мелодии, ощущают плавное движение в аккомпанементе, отмечают смену регистров.
В пьесе "Зима" М. Крутицкого ребята воспринимают спокойное, чуть сдержанное звучание мелодии, рисующей картину суровой, снежной зимы; преобладание низкого регистра в мелодии.
Вторая тема - "О чем рассказывает музыка?" Например, в пьесе "Белка" Н. Римского-Корсакова дети воспринимают легкое, изящное звучание пьесы в высоком регистре, узнают ее, высказываются о ее характере и различают образ белки, грызущей орешки. Чтобы детям был более понятен этот образ, используетя отрывок из сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане. " (. ель растет перед дворцом.).
В пьесе "Море" (вступление к опере "Садко") Н. Римского-Корсакова дети воспринимают картину могучего, грозного моря, образ то усиливающихся, то затухающих волн, отмечают смену динамических оттенков. Использую отрывок из сказки А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане", передающий образ моря.
Третья тема - "Как рассказывает музыка?" Дети учатся различать средства музыкальной выразительности. Так, в пьесе "Песня жаворонка" П. И. Чайковского дети различают и сравнивают яркие средства выразительности в соответствии с содержанием пьесы, передающей образ наступающей весны: нежный, светлый характер, высокий регистр; характерное музыкальное заключение - выразительно-изобразительные средства, характеризующие пение жаворонка.
Для эмоционального воздействия (создающего приподнятое, радостное, бодрое настроение, используются записи различных детских песен известных композиторов, а также музыку современных авторов. А самое главное - включаю гимнастику (ритмопластинку) известного в Санкт-Петербурге педагога А. И. Бурениной, на основе этой методики я создала свой комплекс гимнастики.
Не всякое музыкальное произведение по-своему содержанию соответствует важным воспитательным задачам. Музыкальный материал для детей должен быть тщательно подобран. В своей работе я использую музыкальные произведения композиторов Вивальди, Баха, Моцарта, Чайковского, Глинки, Римского-Корсакова. Не одно поколение воспитывалось и выросло на этой музыке, воспевающей красоту природы, красоту человеческой души.
Развитие музыкальных способностей зависит от психолого-педагогических условий и, конечно, от грамотно организованной предметно-пространственной среды. Ни один вид музыкальной деятельности не может полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметно-пространственной среды. Поэтому надо стремиться к тому, чтобы содержание музыкальной развивающей среды ориентировалось на ведущий вид деятельности дошкольников, системно усложнялось по возрастам, носила проблемный характер.
Для создания музыкального мини – центра в группах младшего и среднего возраста, педагоги используют пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями, которые развивают у детей слуховое восприятие и внимание, формируют исполнительские навыки, воспитывают устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров. Для создания театрального мини – центра для детей этого же возраста используются наборы масок животных, сказочных зверей и птиц, которые развивают творчество детей на основе литературных произведений, формируют умение ставить несложные представления, развивать интерес к театрально - игровой деятельности.
Для создания музыкального мини – центра у детей добавляю также дудочки, свистульки, которые развивают у детей музыкально-сенсорные способности и творческие проявления в музыкальной деятельности; записи CD с музыкой известных композиторов, звуки и шумы природы, которые воспитывают устойчивый интерес к музыкальным произведениям разных жанров. Для театральной деятельности в этом возрасте используются костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок, наборы масок. На основе литературных произведений, детей обучают перевоплощению с использованием мимики, пантомимики, голоса, интонации, обучают использованию в речи слов, необходимых для характеристики персонажей.
В процессе проведения НОД с детьми мы часто отправляемся на «прогулку в лес», где много всяких чудес. Дети выполняют музыкальные этюды, изображая деревья, цветы, животных; слушают и поют песни обо всём, что нас окружает. Через музыку дети учатся быть милосердными, учатся любить и беречь красоту природы, слушать музыку дождя, ветра, пения птиц, жужжания пчел, стрекоз, шмелей и т. д.
Хочется отметить, что используя различные формы, методы и способы работы на занятиях музыки, дети стали обладать большей экологической воспитанностью : они любуются природой, хотят иметь домашних животных, ухаживать за ними, гулять, кормить, поить, подкармливать зимой птиц, строить скворечники и т. д.
Большинство детей любят заниматься различными видами музыкальной деятельности : слушать музыку, петь песни, водить хороводы. Как результат работы, у детей повысился уровень развития восприятия музыки. У детей есть свои любимые произведения, которые они легко узнают и знают их названия и авторов.
Использование музыки приводит к замечательным результатам. Введение классических музыкальных произведений на слушании, пальчиковых игр и сказок, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку, валеологических песенок – распевок, способствует более успешному формированию у детей дошкольного возраста экологического сознания и образного отношения к природе, к растениям и животным.
Музыка раскрывает перед детьми яркие образы, затрагивает детские души, оказывает большое влияние на нравственные и эмоциональные чувства. Чем раньше мы станем вводить ребенка в мир музыки, тем успешнее будут решаться задачи воспитания. В музыкальных произведениях заложен огромный воспитательный потенциал. И поэтому формирование экологической культуры детей средствами музыкально – образного познания природы – это более успешное и продуктивное воспитание.