Громова Алена Валериевна
Методическая разработка «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста 6–7 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексно-тематическое планирование по формированию экологической культуры у детей 6-7 лет подготовительной группы парциальная программа «Добро пожаловать в экологию!» Воронкевич О. А.
Тема месяца Специально организованная деятельность
(занятия) Совместная деятельность взрослого и детей Свободная самостоятельная деятельность детей
Сентябрь
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
«Ранняя осень»
Задачи: Развивать у детей умение самостоятельно выделять первые признаки осени в явлениях природы, устанавливать взаимосвязи (например, изменение положения солнца приводит к изменению продолжительности дня). Систематизировать представления детей о состоянии растений ранней осенью, о разнообразии плодов, семян. Воспитывать интерес к труду человека в природе (выращивание злаковых культур и технология изготовления хлеба)
1 «Путешествие колоска» стр. 317 «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. СПБ, 2011, 496с.
2 «Посещение кафе «Дары осени» стр. 321.
Наблюдение за изменениями в природе. Наблюдение за температурой и осадками. И т д.
Беседы: «Для чего человек сажает леса», «Как лето с осенью встречается?», труд в природе, экологические игры чтение худ. литр., фольклор Центр природы: Разместить уголок леса, выставка овощей гербарий со злаковыми культурами, модели строения растений
Центр книги: Разместить репродукции картин (Т. Васильев «Перед дождем», Л. Бродская «Осенний туман»)
Центр экспериментирования:
игры «Лото», «Чьи детки?», «Ботаническое лото», Магазин «Овощи-фрукты»
Октябрь
«Глубокая осень»
Задачи: Развивать умение самостоятельно выявлять признаки глубокой осени, устанавливать причинно-следственные и временные связи, выявлять особенности приспособления растений к зиме. Расширять представление детей о неживой природе : воздух и его свойства. Формировать познавательный интерес детей к человеку : как и для чего человек дышит. Воспитывать у детей умение любоваться осенней природой, чувствовать ее красоту
1 «Как растения готовятся к зиме» стр. 323 «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. СПБ, 2011, 496с.
2 «Унылая пора! Очей очарованье.» стр. 329 «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. СПБ, 2011, 496с.
3 «Воздух и его свойства» (опытно-эксп.) Дыбина О. В. «Неизведанное рядом» М. 2001
4 «Как и для чего человек дышит» стр. 332 «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. СПБ, 2011, 496с.
Развивать у детей умение самостоятельно выделять признаки золотой осени.
Сравнивать деревья и кустарники, Установить связь между понижением температуры воздуха и замерзанием почвы. Наблюдение за отлетом птиц.
Беседы: «Где зимуют лягушки» стр. 428, «Для чего дереву листья» стр. 429 Труд в природе: уборка листьев, Чтение худ. лит., Фольклор В центре природы разместить плоды и семена. Модели с изображением наземных и подземных частей растений. Центр книги: книги В, Бианки, иллюстрации И. Левитана «Осень», «Золотая осень» и т. п. Экологические игры : «Вершки и корешки», «Чьи детки». Экологические упражнения : «Что за чем», «Одуванчик»
Ноябрь
Задачи:
Продолжать развивать у детей умение устанавливать причинно-следственные связи: если температура воздуха опускается ниже нуля градусов, то замерзает почва, появляется изморозь. Изменяется высота стояния Солнца, следовательно, изменяется температура воздуха. Продолжать знакомить детей с ростом, развитием, размножением всего живого. Знакомить со свойствами воды и круговоротом воды в природе. Воспитывать у детей познавательный интерес к человеку как биологическому существу 1 «Путешествие в осенний лес» стр. 334 «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. СПБ, 2011, 496с.
2 «Для чего растениям нужны семена» стр. 337 «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. СПБ, 2011, 496с.
3 «Путешествие капельки» стр. 341 «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. СПБ, 2011, 496с.
4 «Зачем человеку желудок» стр. 345 «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. СПБ, 2011, 496с.
Наблюдение за осадками (изморозью и первым снегом, Понаблюдать, какое из деревьев сбросило листву последним. Установить кормушки. Обсудить с детьми, какой корм каким птицам нужен.
Опыт: «Вода способна испарятся»
Беседы: «Какие семена путешествуют по воде и воздуху» стр. 429, «Где живут капли воды в детском саду?»стр. 430, «Ноябрь-ворота зимы» срт. 431 Экологические игры : «Что сначала, что потом», «Что здесь лишнее?» «Что едят в сыром виде, а что в вареном?» и др.
Чтение худ. лит. : И. Бунин «Первый снег», А. Фет, В. Бианки, К. Ушинский
Фольклор: народные приметы, поговорки, загадки. Центр природы: поместить модели приспособления животных к зиме, натуральные семена различных растений, модели строения семени. Экологические игры «Времена года» (лото, «С какой ветки детки?», «Почтальон принес посылку», «Когда это бывает» Центр книги: книги по теме, репродукцию А. Пластова «Первый снег» Центр экспериментальной деятельности: емкости для определения свойств воды: испаряемость воды, способность предметов плавать и тонуть. Для исследования семян предложить детям коробочки с разными семенами и лупы. Центр художественно-эстетического развития: Поместить трафареты и обводки диких животных, деревьев, раскраски на осеннюю тематику. Различные семена для творческих работ.
Декабрь
Задачи:
С помощью наблюдений продолжать развивать у детей умение самостоятельно устанавливать связи: между температурой воздуха и видом осадков, поведением птиц. Формировать элементарные представления об изменении положения Земли относительно Солнца (22 декабря – день солнцеворота). Формировать знания об экологической системе «лес». Развивать умение выделять экологические цепочки в лесу. Продолжать знакомить детей с человеком как с биологическим существом (пищеварительная система). Воспитывать интерес к народному календарю 1 «Экскурсия в зимний парк» см. в книге С. Н. Николаевой «Воспитание экологической культуры»
2 «Клуб знатоков леса» стр. 347 «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. СПБ, 2011, 496с.
3 «Путешествие Мамонтенка» стр. 350
«Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. СПБ, 2011, 496с.
4 «Для чего человек ест?» стр. 353 «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О. А. СПБ, 2011, 496с.
Наблюдение за долготой дня. Отметить в календаре самый короткий день – 22 декабря. Обсудить с детьми, что это по народному календарю день солнцеворота. С 9 декабря по народным приметам, наступают сильные холода. Наблюдение за следами на снегу: зверей, птиц, людей, лыж, санок, машин Опыт. Повторить опыт, выявляющий защитные свойства снега, и обсудить с детьми значение снежного покрова для жизни растений. Опыт. Выявление механизма образования инея. Термос с горячей водой вынести на прогулку Подержать тарелку над горячем паром и дать ей остыть. На тарелке образуется иней. Сделать вывод, почему в природе образуется иней. Обсудить, почему в морозный день волосы и воротники покрываются инеем. Опыт. Выявление механизма образования облаков (опыт проводится в группе) Опыт по выявлению плавучести предметов. Беседы: «Где рождается снег и иней?» стр. 431, «Елкины иголки» стр. 432, «С кем ель дружит?» стр. 433 Труд в природе: расчистка снега, установление кормушек и т. д. Экологические игры : «Кто где живет?», «К названному дереву беги!», «Угадайте!», «Найди, что неверно»
Чтение худ. лит., фольклор. Центр природы: на панно поместить модели существенных признаков животных (рыбы, звери, птицы, насекомые)
Центр книги: энциклопедия здоровья, книга Г. Юдина «Главное чудо света», разместить репродукции: И. Грабарь «Зимний пейзаж», И. Броцкая «Лес зимой в снегу»
Центр художесвенно-эстетического развития: поместить раскраски животных, трафареты для обводки. Экологические игры : «Кто где живет?», «Живое домино»
Центр экспериментальной деятельности: пополнить за счет разнообразных бутылочек с пробками (для определения плавучести)