Елена Клинчаева
Отчет по самообразованию на тему «Формирование экологической культуры дошкольников через наблюдение живой и неживой природы»
▼ Скачать +Заказ
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. Каждый когда-то был ребёнком. Вот почему так велика роль дошкольных образовательных учреждений. Ведь первые основы экологической культуры закладываются в дошкольном детстве.
Публикация «Отчет по самообразованию на тему „Формирование экологической культуры дошкольников через наблюдение живой и неживой природы“» размещена в разделах
- Живая и неживая природа. Конспекты занятий
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Неживая природа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Самообразование, саморазвитие
- Экологическое воспитание. Самообразование
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Мир природы удивителен и прекрасен. Однако далеко не все способны видеть эту красоту; многообразие цвета, форм, разнообразие красок неба, листьев, воды… умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Природа – это бесконечный источник эмоциональных состояний, неугасимого желания познавать. Яркие цветы, бабочки, осенний лес,радуга, движущиеся облака, яркое солнце, падающий снег- все это радует детей, развивает их воображение. Поэтому я в своей работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию детей.
Целью моей работы с дошкольниками является формирование экологической культуры через наблюдение живой и неживой природы, положительного отношения к ней, воспитание защитников природы, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу (землю, воду, воздух, флору, фауну, «по-хозяйски», а значит, бережно распоряжаться её богатствами.
Задачи:
• Развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе.
• Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций средствами природы.
• Формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера у детей дошкольного возраста.
Пути реализации:
• Создание условий, экологизации развивающей среды, программное обеспечение.
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми в соответствии с используемыми программами. Внесение регионального компонента.
• Обеспечение непосредственного общения детей с живой и неживой природой, вовлечение в активную природоохранную деятельность.
• Экологическое просвещение родителей, пропаганда экологических знаний.
Литература, изученная в этом учебном году:
-С. Н. Николаева : «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» М. ,1995; -Н. В. Коломина: «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» М. ,2006г. ; -А. И. Иванова : Живая экология : «Программа экологического образования дошкольников» М., 2007г.
Предполагаемый результат:
- повышение экологической культуры воспитанников и их родителей;
- переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс;
- творческая активность воспитанников;
- внедрение новых технологий воспитания, обучения, развития.
Одним из важнейших условий реализации системы экологического образования является организация развивающей предметно-пространственной среды. В нашей группе созданы условия для формирования у ребенка экологической культуры, экологически грамотного поведения. Поэтому процесс обучения стараюсь строить таким образом, чтобы основные экологические знания дети получали наглядным методом. С этой целью в группе была создана экологическая лаборатория, где дети ставят простейшие опыты и ведут наблюдения. Здесь помещен материал для экспериментирования (стаканчики, стеклянные трубочки, пробирки, колбочки, лупа и т. д.).
Уголок природы является не только украшением группы, но и местом саморазвития детей. Здесь находятся энциклопедии, иллюстрации животных и растений, коллекции шишек, камней и т. д.
В экологической зоне имеется календарь природы, дети самостоятельно определяют времена года, название месяца, систематически проводится наблюдение за погодой.
Дети с помощью воспитателя регулярно ведут уход за комнатными растениями: поливают цветы, обрывают увядшие листья, рыхлят землю, вытирают пыль с листьев. С ребятами мы выяснили, что все представители живой природы имеют общие признаки : растут, размножаются, питаются, дышат. Во время прогулок проводили наблюдения за неживой природой (воздух, солнце, ветер) : особенно порадовал детей первый снег, на участке детского сада рассматривали деревья покрытые снегом, лепили снеговиков, играли в снежки.
Для систематизации полученных знаний использую чтение художественных произведений - М. Пришвина «Лисичкин хлеб», В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка», К. Ушинского «Четыре желания», И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек» и т. д. Провожу беседы: «Животные наши друзья», «Чем отличаются и чем похожи животные и растения», «Мы часть природы», «Берегите воду» .Рассматриваю с детьми картинки и иллюстрации о природе. Просматривание презентаций : «Почему падают листья», «Как звери готовятся к зиме» и т. д.
Все это помогает дошкольникам вновь испытать и переосмыслить увиденное в природе, расширить свои представления о ней. Дети стали более эмоционально отзывчивы, они умеют видеть красоту окружающих объектов и выражать свое отношение в художественно-творческой деятельности.
Одним из показателей высокой эффективности моей работы является победа в конкурсе «Российские таланты» в номинации «Работа с родителями» участие в акции «День леса» (изготовление книжек-самоделок по произведениям В. Бианки и М. Пришвина)- 1 место.
Родители – полноправные участники образовательного процесса. Понимая это, стараюсь активней включать в образовательный процесс семьи своих воспитанников: участие родителей в конкурсе «Дары осени»- изготовление поделок из природного материала. Только опираясь на семью, совместными усилиями можно воспитать экологически грамотного человека. Родители нашей группы изготовили макет «Обитатели рек и водоемов». Такие формы работы дают возможность родителям ближе узнать своих детей.
В результате проделанной работы:
-у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления, через разные виды деятельности; -сформированы начальные представления экологической культуры у детей; -дети получили практические знания по охране природы; -дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы.
Перспектива: продолжить работу по этой теме, на основе анализа деятельности в данном направлении, пополнять развивающую предметно-пространственную среду в группе по данной теме.
Хочется верить, что любовь к родной природе останется в сердцах моих воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром.