Приложение МААМ

Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения природы родного края

Севастьянова Виктория
Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения природы родного края
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время, в условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования, проведенные отечественными учеными в XX в., показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.). Ученые пришли к выводу, что дошкольникам, с учетом их возрастных особенностей, легче понять и принять культуру своего близкого окружения, в связи, с чем важно приобщать их к культурным ценностям родного края через средства познания окружающего мира, а именно: игровую, художественную, учебно-познавательную, трудовую, коммуникативную, проектную деятельность.

Публикация «Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения природы родного края» размещена в разделах

Формирование экологической культуры средствами родной природы положительно влияет на процессы нравственного, эстетического и трудового воспитания дошкольников. Красота родной природы раскрывает и красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край еще прекраснее.

Экологические проблемы и катастрофы современности требуют немедленного переосмысления сложившейся в человеческом сознании установки, направленной на потребительское отношение к природе, на ее загрязнение. Одной из актуальнейших вопросов современного общества является проблема формирования экологической культуры личности.

Основы экологической культуры личности закладываются в период дошкольного детства. Родная природа является не только естественной первичной жизненной средой для каждого человека, с момента его рождения, но и первым средством воспитания. В настоящее время формирование экологической культуры дошкольников становится направлением в педагогической теории и практике.

Психолого-педагогические исследования последних десятилетий позволяют определить и конкретизировать предмет, содержание этого направления педагогики - связать их с исходными понятиями экологии. Именно привнесение научно-экологического подхода позволяет переориентировать ознакомление детей с природой на экологическое воспитание и уже в младшем школьном возрасте начать формирование экологической культуры.

В сущности экологического воспитания две стороны: экологическое сознание, экологическое поведение.

Формирование основ экологического сознания происходит в основном на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, экологическое поведение же формируется с годами.

В системе экологического образования большое значение имеет первое звено - детский сад. Дети очень восприимчивы, легко откликаются на тревоги и радости, в этом возрасте идет активный процесс целенаправленного формирования знаний, эмоций, развитие способностей.

Под экологическим образованием дошкольников понимают непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, а также ценностных ориентаций на ответственное отношение к природе.

Цель дошкольного экологического образования заключена в воспитании начальных форм экологической культуры детей, понимания ими элементарных взаимосвязей в природе, выработке первоначальных практических навыков гуманно-созидательного и эмоционально-чувственного взаимодействия с природными объектами ближайшего окружения. Данная цель конкретизируется следующими задачами:

экологическое воспитание дошкольников как предпосылка развития экологической культуры ребенка;

обеспечение непрерывности развития экологического сознания детей на основе преемственности эколого-образовательных программ дошкольного и начального общего образования.

Необходимым условием экологического образования выступает организация взаимосвязанной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности дошкольников, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Задачи экологического образования в ДОУ :

1) Подбор и обработка методической литературы;

2) Беседа с детьми о природе родного края.

3) Рисование на тему: "Природа родного края"

4) Наблюдение.

5) Рассматривание иллюстраций, картин о природе родного края;

6) Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание музыкальных произведений о природе;

7)Использование ресурсов музейной педагогики.

8) Проведение с детьми дидактических игр.

9) Работа с родителями.

Методы и формы работы по формированию основ экологической культуры средствами природы родного края могут быть весьма разнообразны.

1. Очень эффективны игровые методы формирования основ экологической культуры старших дошкольников на примере природы родного края. Даже в старшем дошкольном возрасте игра остается ведущей деятельностью. В играх различного вида (сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, словесных и др.) дети получают возможность получить в интересной, увлекательной форме самые разнообразные знания о родной природе.

2. Сохраняют свою актуальность: метод наблюдения за объектами живой и неживой природы родного края, целевые экскурсии по территории детского сада, беседы.

На протяжении всего учебного года воспитатель проводит с детьми ежедневный уход за обитателями уголка природы. Создание и поддержание экологически необходимых условий для растений и животных - это важнейшее мероприятие повседневной жизни.

Циклы наблюдений за обитателями уголка природы и участка детского сада - еще одно регулярное мероприятие повседневной жизни, которое проводится на протяжении учебного года. Систематически в повседневной жизни проводятся наблюдения за погодой.

Любое наблюдение - это познавательная деятельность, требующая от детей внимания, сосредоточенности, умственной активности, выслушивает их ответы, доброжелательно реагирует на каждое сообщение.

Заполнение календаря природы - еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Заполнение календаря - важная совместная практическая деятельность, в процессе которой воспитатель обучает детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучает детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы : рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

В повседневной жизни с дошкольниками можно проводить обстоятельные мероприятия, насыщенные разными видами деятельности и имеющими большое развивающее значение. Полезны и интересны для детей выходы на природу в ближайшее окружение.

Поход - это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Воспитатель вместе с методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Медсестра и воспитатель обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания. Экскурсии отличаются от похода меньшим объемом всех его параметров: продолжительности пребывания на природе, количества педагогических задач, видов деятельности, уровня подготовки и оснащения. Они легче в организации, поэтому могут проводиться чаще, чем походы. Походы и экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем не сравнимые живые и яркие впечатления о красоте природы родного края.

3. Иллюстративно-наглядный метод помогает закрепить и уточнить представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент наблюдать невозможно (например, о жизнедеятельности редких видов животных родного края).

К иллюстративно-наглядным материалам следует относить: дидактические картины, репродукции с художественных картин, фотографии, модели. Помимо перечисленных, традиционных видов наглядно-иллюстративного материала, желательно использовать наглядные материалы на электронных носителях.

4. Использование ресурсов музейной педагогики. Практически в каждом крупном населенном пункте имеются краеведческие музеи, где собраны коллекции экспонатов, позволяющие сформировать у посетителей музея четкие представления о природе родного края, в том числе и в историческом аспекте ее развития. Регулярное посещение краеведческого музея, а также организованные сотрудниками музея тематические мероприятия для дошкольников - огромный вклад в процесс формирования экологической культуры средствами родной природы.

5. Чтение художественной литературы. В настоящее время существует немало литературы в помощь изучению экологии. Экологические сказки несут "экологическую информацию", т. е. дают знания о природе, о повадках животных, о взаимоотношении людей с животным и растительным миром. Они в доступной форме объясняют суть экологических проблем, причины их появления, помогают расширять экологический кругозор, осмыслить окружающий мир и изменения взаимоотношений людей со средой обитания. Помогают открыть способность души человека тонко чувствовать окружающий мир. Они нацелены на формирование у человека бережного отношения к природе.

6. Работа с семьей. Очень важно в процессе формирования экологической культуры у дошкольников обеспечить партнерские отношения между детским садом и семьей ребенка. Какие бы усилия ни прилагали специалисты детского сада, пытаясь эффективно организовать процесс экологического воспитания, все эти усилия могут оказаться напрасными, если не скоординированы действия педагогов и родителей. В родительских уголках выставляются консультации, проводится беседа с родителями.

Привлекая родителей, мы создаем дополнительные возможности для раскрытия индивидуальных способностей детей, выявляем творческий потенциал всех детей. Результатом является комплекс мероприятий, эффективных методов и приемов, направленных на воспитание детей младшего и старшего дошкольного возраста.

Совместная деятельность взрослых и детей:

• Экскурсии (в краеведческий музей, к памятникам, и другим социально значимым объектам города).

• Игры.

• Беседы.

• Выставки.

• Просмотр видеофильмов.

• Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.

• Чтение художественной литературы.

• Составление и решение кроссвордов.

• Открытые мероприятия (занятия, развлечения, конкурсные программы, праздники народного календаря).

• Проведение акций.

С родителями:

• Привлечение родителей к участию в проекте.

• Привлечение родителей к организации конкурсов, прогулок, экскурсий, музыкально – литературных вечеров.

• Создание фотоальбомов.

• Организация выставок совместного творчества родителей и детей (фотоальбомы, фотогазеты «Чем богат наш край», «Природа города», изобразительная деятельность - рисунки, поделки из природного материала).

• Собирание коллекций, фотоматериалов, рассказов «Выдающиеся люди края, города».

• Встречи с интересными людьми.

• Презентация мини – музея.

Проведение акций: природоохранных, милосердных «Спасти и сохранить», «Подарите им семью!», «Моя береза», «Елочка – зеленая красавица».

Разнообразие средств, методов и приёмов по ознакомлению дошкольников с природой влияют на уровень знаний о явлениях и объектах природы родного края, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним. Природа, являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим его на сбережение его богатств, вместе с тем заключает в себе огромный потенциал всестороннего развития личности. Особенно эффективно осуществляется это развитие, если оно начинается с раннего детства. Можно без преувеличения сказать, что наиболее полно ребёнок познаёт красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Заключение

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства.

Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности. Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает; растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения. Конечно, правильное обращение ребенка с животным, само по себе не решит всех проблем воспитания. Чтобы развитие мышления ребенка при ознакомлении с природой достигло возможного более высокого уровня, необходимо целенаправленное руководство воспитателя этим процессом.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:

- воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание)

- формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие)

- развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее)

- участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего, как нравственное воспитание, так как в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие :

- понимание необходимость бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно-эстетическом и практическом значении для человека;

- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдении их в практической деятельности и в быту;

- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Формируя гуманное отношение к природе, необходимо исходить из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для всех нас Дом, безнравственны.

Как же сформировать у детей гуманное отношение к природе? Учитывая возрастные особенности дошкольников, к которым относятся впечатлительность и эмоциональная отзывчивость, через сострадание, сопереживание, которые помогают ребенку войти «в жизнь другого живого существа изнутри» (В. Сухомлинский, почувствовать чужую боль как свою собственную. Чувства сострадания, сопереживания определяют действенное отношение детей к природе, выражающееся в готовности проявить заботу о тех, кто в этом нуждается, защитить тех, кого обижают, помочь попавшим в беду (разумеется, речь идет о животных, растениях и т. д.) а активная позиция, как правило, способствует овладению умениями и навыками по уходу за комнатными растениями, домашними животными, зимующими птицами и т. д. кроме того, умение сопереживать, сочувствовать постепенно вырабатывает эмоциональное табу на действия, причиняющие страдание и боль всему живому.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позиции более сильной стороны и поэтому должны ей покровительствовать, должны ее беречь и заботиться о ней, а также уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку и по мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Вот почему воспитание сопереживания и сострадания происходит в неразрывном единстве с формированием системы доступных дошкольникам экологических знаний, которая включает:

- представления о растениях и животных как уникальных и неповторимых живых существах, об их потребностях и способов удовлетворения этих потребностей;

- понимание взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, приспособленности растений и животных к условиям существования;

- осознание того, что все живые существа на Земле связаны друг с другом сложной системой связей (все друг другу нужны, все друг от друга зависят, исчезновение любого звена нарушает цепочку, т. е. биологическое равновесие) и в то же время каждое из них имеет свою экологическую нишу, и все они могут существовать одновременно.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношения к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность – создать условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой. А создание и поддержание положительного эмоционального состояния детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств сострадания и сопереживания.

Активное гуманное отношение к природе поддерживается и укрепляется и при формировании у детей осознания эстетической ценности объектов природы, их непреходящей и неувядающей красоты, вот почему воспитание эстетических чувств является одним из необходимых условий экологического воспитания, включающего в себя любовь к природе.

Но ни одно лишь постоянное общение с природой способно пробудить и развить эстетическое к ней отношение. Необходимо обращать внимание детей на красоту природы, учить наблюдать за состоянием растений и поведением животных, получая от этого удовольствие и замечая красоту жизни, осознавать, что красота никак не определяется утилитарным подходом (многие дети считают, то, что вредно, то некрасиво). Главное, всегда помнить: прежде чем научить детей видеть красоту и понимать суть прекрасного как эстетической категории, надо развивать их эмоциональную сферу, ибо чувства дошкольников еще недостаточно устойчивы и глубоки, носят избирательный и субъективный характер.

Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одно из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголка природы. Каждая возрастная группа должна иметь свой уголок природы.

Чтобы обеспечить более точное и эмоциональное восприятие природоведческой информации, воспитателю следует отобрать литературный материал для каждого времени года: рассказы писателей о природе, стихи, пословицы, поговорки, загадки, особое внимание обращая на народные приметы.

Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.

Список использованных источников

Азбука экологического воспитания // Дошкольное воспитание, 5/1995.

Алёшина Н. В. Знакомим дошкольников с родным городом. – М. : ТЦ Сфера, 1999г.

Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М. : ЦГЛ, 2004г.

Алешина Н. В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью».

Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. – М. : Просвещение, 1991.

Ветохина А. Я. «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста».

Веракса Н. Е., Веракса А. Н. «Проектная деятельность дошкольников».

Вересов Н. Основы гуманитарного подхода к экологическому воспитанию старших дошкольников // «Дошкольное воспитание», 1995.

Веретенникова С. А. Ознакомление дошкольников с природой. – М. : «Просвещение», 1993.

Виноградова Н. Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М. : «Просвещение», 1978.

Виноградова Н. Ф., Куликова Т. А. Дети взрослые и мир вокруг. М.,

Волков Г. Н. Этнопедагогика. – М. : Высшая школа, 1999.

Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению. Сост. Л. Ф. Мельчакова – М., 1981.

Горшеков С. П. – Экология и географические основы охраны природы. М., 1992.

Граубин Г. Р. // Детская литература. -1977.-№1.

Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Природа : объект или субъект отношений личности. – М. : «Школа здоровья», 1995, т. 1,2.

Дерябо С. Д., Ясвин В. П. Экологическая педагогика и психология. – Ростов на Дону. : Феникс, 1996.

Дмитриев Ю. Д. Большая книга леса. - М. Детская литература, 1974.

Жуковская Р. Н. и др. Родной край : пособие для воспитателей детского сада / Под ред. Козловой С. А. – М. : «Просвещение», 1985.

Как знакомить дошкольников с природой : Пособие для воспитателей детсада. – М. : Просвещение, 1982.

Кандрыкинской Л. А. «С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ)».

Козлова С. А. Дошкольная педагогика : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. – 8-е изд., стер. – М. : Изд. центр «Академия»,

Комратова Н. Г., Л. Ф. Грибова «Моя малая Родина». Управление ДОУ 2005год №1

Коробкин В. И., Передальский Л. В. Экология. Ростов н/ Д: изд-во «Феникс», 2001. с. 545-549.

Лаврентьева Н. Г. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. : Учеб. -метод. пособие. Чита, Изд-во ЗабГПУ, 2002.

Мазурина А. Ф. Наблюдения и труд детей в природе. Изд. 3-е. М., 1976.

Макаровская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1989.

Маханева М. Д. «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

Мельчаков Л. Ф. Воспитание и развитие детей в процессе обучения природоведению : из опыта работы. Пособие для учителя. М. : Просвещение,1981.

Минаев В. М. Внеклассная работа по природоведению. Минск, 1980.

Мотяшов И. П. Весё лое дело Граубина: [О творчестве детского поэта Георгия Граубина]/ И. П. Мотяшов// Детская литература. -1999.-№5-6.

Мулько И. Ф. «Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет».

Николаева С. Н. Создание условий для экологического воспитания детей. – М. : «Новая школа», 1993.

Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Издат. центр «Академия», 1999.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Формирование экологической культуры у старших дошкольников .

Формирование основ экологической культуры у дошкольников Наш девиз: «Природу любим, познаем, вместе дружно бережем!» Одна из основных задач дошкольного воспитания - формирование основ экологической.

План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры дошкольников посредством приобщения их к природе» План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На.

Природа Приморского края. Формирование экологической культуры у дошкольников по ФГОС «Природа Приморского края»Региональный компонент Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на формирование целостной.

Проект «Формирование экологической культуры посредством дидактических игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 5 муниципального образования Успенский.

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с историей родного края Растить детей глубоко и преданно любящими свою страну - важнейшая задача каждого педагогического коллектива. чтобы воспитать в человеке.

Повышение мастерства воспитателей посредством активизации деятельности по ознакомлению дошкольников с природой родного края Выступление на педагогическом совете Тема: «Повышение профессионального мастерства воспитателей через активизацию познавательно-исследовательской.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения природы родного края
Опубликовано: 6 ноября 2018 в 17:52
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологической культуры дошкольников посредством изучения природы родного края» (включая файлы) размещена пользователем Севастьянова Виктория (УИ 1711862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД